Куракин, Пётр Андреевич
- 1 year ago
- 0
- 0
|
В этой статье
недостаточно критики
, так как необходимо освещение с различных точек зрения.
|
Прамонотеизм ( англ. Urmonotheismus ), первобытный монотеизм , изначальный монотеизм , примитивный монотеизм — теория происхождения религии , согласно которой изначальной формой любой религии было единобожие , впоследствии утраченное и "выродившееся" в немонотеистические верования, такие как фетишизм , тотемизм , магия , анимизм и др., известные как самые ранние формы религии .
В развёрнутом виде была изложена Вильгельмом Шмидтом , который опирался при её создании на теорию культурных кругов — одно из направлений диффузионизма , возникшего после того, как в подходе эволюционной школы обнаружились проблемы .
Научным сообществом теория прамонотеизма Шмидта не была поддержана, и сейчас она используется главным образом для обоснования богословских позиций — для защиты библейской идеи о примордиальном (изначальном) откровении .
В Библии указания на монотеизм даются ещё в книге Исход: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» Исх. , и далее это неоднократно подтверждается (см. Втор. , Мк. ).
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
|
В этой статье
проблемы с адекватностью изложения
маргинальных теорий
.
|
В результате своих этнографических исследований Шмидт приходит к следующим выводам.
Как утверждает Шмидт, изначальная идея о Боге сохранилась с большей чистотой у кочевых народов, веровавших в небесного Бога; в других культурах эта идея потеряла основу. Почитание солнца и магия постепенно стали доминировать в тотемических культурах , а в матриархальных сельскохозяйственных культурах стали почитать землю и создали культ плодородия , лунную мифологию и почитание мёртвых. Так, по рассуждению Шмидта, первобытный монотеизм практически полностью исчез из религиозной жизни этих народов.
Также в своих работах Шмидт выводит следующие положения:
|
Этот раздел статьи
ещё
не написан
.
|
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
|
Этот раздел должен быть полностью переписан.
|
В XIX веке попытки обоснования такой концепции встречаются у немецкого философа Фридриха Шеллинга , русского богослова, философа и поэта Владимира Соловьёва , английского писателя и историка Эндрю Лэнга и немецкого индолога и санскритолога Леопольда Шрёдера .
Систематическое развитие концепция получила в книге шотландского литератора и ученого Э. Лэнга (1844—1912) «Становление религии». Первыми её сторонниками стали представители мифологической школы : Якоб Гримм , и др. В наиболее полной форме она была изложена австрийским католическим священником, а также этнографом, лингвистом и социологом Вильгельмом Шмидтом (1868—1954), редактором журнала «Антропос» — он посвятил обоснованию этой концепции 12-томную работу «Происхождение идеи Бога» (1908—1910). Шмидт был основателем венской школы в этнологии, и её сторонники также принимали активное участие в развитии этой концепции. В качестве методологической основы выступала теория культурных кругов .
В 1950-х годах, после смерти Шмидта, последователи венской школы отвергли его гипотезу, но ради спасения первоначальной идеи в качестве альтернативы представили концепцию пратеизма, то есть наличие у древнейших народов веры во всевышнее существо (концепция Hochgott — «High God»), в отличие от веры в единственное всевышнее существо (концепция Eingott — «Single God»).
Учёные, придерживавшиеся эволюционной теории развития общества , отвергали идеи о «примитивном монотеизме». Идею последовательного усложнения религиозных верований впервые предложил Э. Тайлор , который выдвинул гипотезу о том, что первоначальной формой религии был анимизм . В дальнейшем идеи Тайлора получили развитие в работах Дж. Фрейзера ( магия как первоначальная форма религии), Р. Маретта, Л. Я. Штернберга (эпоха аниматизма , оживотворения всей природы), и Л. Леви-Брюля (первобытный дологический мистицизм ).
Гипотеза прамонотеизма критиковалась не только западными исследователями, но и « научными атеистами » СССР . В 1960 году в журнале « Вопросы философии » была опубликована статья И. А. Крывелёва «Крушение теории прамонотеизма», в которой автор резко критикует основные тезисы Шмидта . А саму теорию в статье «Прамонотеизма теория» в Большой советской энциклопедии он называет « клериканской и антинаучной », а также высказывает следующее мнение :
Обилие неправильных истолкований этнографических данных и наличие прямых фальсификаций в этом сочинении неоднократно устанавливалось учёными. После смерти Шмидта даже его ученики, группирующиеся вокруг журнала «Anthropos», предприняли ревизию теории прамонотеизма и фактически отказались от неё, постулируя в качестве первичной формы религии не прамонотеизм, а пратеизм.
|
В этой статье имеется
избыток цитат либо слишком длинные цитаты
.
|
В современном религиоведении концепция прамонотеизма используется в основном для обосновании богословских позиций .
Историк и религиовед А. Б. Зубов высказывается следующим образом :
Если учёному удается преодолеть покров тайны, окутывающий личность и имя Бога-Творца, то он может обнаружить Его в религиозных представлениях практически любого племени. Как вы помните, в XIX и даже в самом начале XX века большинство учёных отрицали возможность веры в единого Бога-Творца у «дикарей». Они считались для этого «высокого знания» слишком примитивными. На грани веков доминировала точка зрения Э. Б. Тэйлора , не утратившая сторонников и по сей день, в соответствии с которой первоначальной религией является анимизм, вера в духов, постепенно развивающаяся до политеизма и в качестве высшей религиозной формы достигающая состояния единобожия, монотеизма. Первым среди религиоведов и этнологов это убеждение поколебал Эндрю Лэнг, издавший в 1898 году ставшую классической книгу «Становление религии». Это, построенное на большом этнографическом материале, собранном непосредственно автором, исследование, побудило другого учёного, немецкого католического священника, выдающегося этнолога и лингвиста Вильгельма Шмидта создать двенадцатитомную монографию «Истоки представлений о Боге», в которой на необъятном материале доказывалось, что первоначальной верой человечества являлся монотеизм, лишь со временем более или менее заросший ряской политеистических и анимистических предрассудков.
Раввин А. Штейнзальц считает, что в основе даже примитивных форм политеизма, таких, как фетишизм или шаманство , лежит вера в единую интегральную силу, в некую духовную сущность ( монолатрия ); и что даже у самых примитивных племён существует вера в высшую силу как причину всего, что происходит в мире, и она является общей для всех народов, даже для бушменов или обитателей джунглей Южной Америки — племён, почти полностью изолированных от внешних культурных влияний .
Специалист по иудаизму , преподаватель Нью-Йоркского университета пишет :
Некоторые учёные утверждают, что вероучение патриархов было просто одной из форм монолатрии…, но Библия твёрдо свидетельствует, что патриархи были настоящими монотеистами. Вместе с тем, позднейшее развитие библейской системы жертвоприношений делает очевидным тот факт, что ранние израильтяне также верили в демонические силы. Божественная свита ангельских существ в том виде, как она описывается в некоторых псалмах, несколько напоминает пантеоны политеистических Месопотамии и Угарита…
Известный религиовед, этнограф и писатель XX века М. Элиаде , настаивая на применении герменевтического подхода, в монографии «Очерки сравнительного религиоведения» (1949) приводит некоторые примеры «небесных богов», почитаемых разными малоцивилизованными народами. Говоря о «непопулярности» почитания «небесных богов», Элиаде утверждает, что « Верховный небесный бог повсюду уступает место другим объектам почитания. Морфология подобной субституции может быть различной, но смысл ее практически везде один и тот же: отход от трансцендентности и пассивности небесного существа и обращение к более динамичным, активным и легкодоступным формам религии. Можно сказать, что мы наблюдаем за „постепенным понижением сакрального до уровня конкретного“, когда жизнь человека и окружающая среда приобретают все больше и больше оттенков сакральности » .