Монотеизм
- 1 year ago
- 0
- 0
Монолатрия ( др.-греч. «один» + «культ») — система представлений в политеизме , основанных на вере во множество богов с одним богом-лидером , доминирующим в силу различных причин над остальными . Гипотетически следы монолатрии можно найти практически во всех существующих религиях .
Понятие генотеизма было предложено немецким религиоведом Максом Мюллером , после того, как он исследовал некоторые течения древнеиндийской религии в ведийский период и определил их как генотеистические (от греч. εἱ̃ς «один» + «бог») или катенотеистические (от др.-греч. «по» + εἱ̃ς «один» + «бог»). Мюллер считал, что генотеизм находился между политеизмом и монотеизмом , в процессе перехода , при котором в сознании политеиста один из богов пантеона особо выделялся в качестве первого среди равных, а со временем приобретал черты Верховного Бога .
Некоторые школы в библеистике ( Юлиус Велльхаузен ) попытались использовать предложенную Мюллером гипотезу для описания ветхозаветной религии в Древнем Израиле , существовавшей до написания книг пророков и Вавилонского пленения . Однако проведённые сравнительно-религиозные исследования не подтвердили гипотезу Мюллера о существовании в определённый исторический промежуток такой формы или определённой ступени в развитии религии, как генотеизм. Также такую особенность, как отсутствие умозрительности в ветхозаветной религии на ранних стадиях, не исключавших наличие низших сверхъестественных сил, следует понимать как незначительное влияние окружающих языческих народов, а не внутреннее развитие израильского монотеизма .
В Новом Завете есть место (1Кор.8:5-6), которое можно было бы интерпретировать как монолатрическое, а не строго монотеистическое («Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им»), но это не указывает на монолатрию раннего христианства. Под богами понимаются ложно обожествленные вещи, предметы, идеи или существа ( Солнце , Луна , идолы , предки , правители, демоны (древние церковные писатели часто говорили, что языческие боги в некотором смысле существуют, но являются бесами, демонами, подобные мнения можно услышать и сейчас от некоторых консервативных богословов ) или даже просто мысленные конструкции, существующие только в воображении) . В этом же смысле можно понимать и некоторые черты древнееврейской религии (в частности, места в Ветхом Завете, где упоминаются языческие боги).