Interested Article - Китайский дракон

Древнее написание иероглифа lóng (лун)
Китайский лун на почтовой марке (1910)
Китайский дракон на флаге империи Цин

Китайский дракон ( кит. трад. , упр. , пиньинь lóng , палл. лун ) — в китайской культуре символ доброго начала ян (в отличие от дракона европейского) и китайской нации в целом, прочно ассоциирующийся со стихией воды . В честь дракона установлен ежегодный праздник драконьих лодок .

По китайским поверьям, змей-лун обитает в реках, озёрах и морях, но способен взмывать и в поднебесье. В нём отчетливо проступают следы божества влаги и дождя , первоначально связанного с культом плодородия . Ритуалы по вызыванию дождя не обходились без изображений дракона уже в VI в. до н. э. Раннюю систематизацию знаний о драконах, с критическим заключением, выполнил Ван Чун (1 век н. э.) в трактате «Лунь хэн» 論衡 (гл. Лун сюй 龍虛).

Лун — один из двухсот тысяч разновидностей персонажей китайского театра теней, и он не меняется веками .

Описание

Внешне китайского дракона описывают через подобия: голова верблюда, рога оленя, глаза демона, шея змеи, чешуя карпа (чешуек должно быть 81 или 117), когти орла, лапы тигра и уши коровы; на изображениях, тем не менее, часто заметно расхождение с этим описанием. На голове драконов находится их важнейшая принадлежность — шишка на макушке, благодаря которой они могут летать без крыльев. Однако её на изображениях можно увидеть нечасто .

Размеры китайских драконов — от метра до более 300 метров у Великого Цзянь-Тана .

Самки китайских драконов откладывают яйца, но некоторые детёныши вылупляются через тысячу лет. Их рождение сопровождается разгулом стихии: мощными метеорными потоками, грозами и крупным градом .

Китайцы разделили драконов на группы, в которых каждая порода имеет свои отличительные характеристики. Появились четыре главных брата-дракона морских Лун-ван :

  • Дунхай Юйгуан 东海敖广 или Ао-Гуан (Восточно-Китайское море);
  • Сихайю 西海敖闰 или Ао-Рун (Западное море);
  • Наньхай Юйцинь 南海敖钦 или Ао-Цинь (Южное море);
  • Бейхай Юйшунь 北海敖顺 или Ао-Шунь (Северное море) .

Основные породы дракона следующие:

  • — небесный дракон, который охраняет чертоги богов и возит их на колесницах;
  • Фуцанлун — дракон скрытого сокровища, который стережёт под землёй драгоценные камни и металлы и волнует землю вулканами;
  • Дилун — земляной дракон, который заведует морями и реками;
  • Инлун — божественный дракон, от которого зависят погода, ветер, дождь и который гремит с неба громом.

Последние два вида дракона в народном воображении срослись в фигуры , которые имеют тело человека и голову дракона. Живут они в морях на востоке ( Восточно-Китайское море ), юге ( Южно-Китайское море ), западе ( Индийский океан ) и севере (вероятно, Байкал ).

Другие породы драконов: цзюлун — чешуйчатый дракон (синий); инлун — дракон с крыльями или без, оба варианта возможны (белый, чёрный, циановый); цзюлун с рогами (синий); безрогий чжилун (красный, белый и зелёный); паньлун, связанный с землёй. Китайские драконы могут быть также чёрного, белого, красного или жёлтого цвета, среди которых последний считается главнейшим. Каждый дракон рождается из золота того же цвета, что и его шкура. Возраст дракона также можно определить по цвету шкуры. Жёлтым, красным, белым и чёрным драконам — тысяча лет, а синим — восемьсот .

Драконы могут менять свои формы, в том числе принимать человеческий облик. По верованиям китайцев, их отпугивают или контролируют листья кельрейтерии метельчатой (мелии иранской), пятицветная шёлковая нить, воск, железо или многоножка .

Значение

Крыши храма в Мяоли . Тайвань

Как царь животных дракон служил символом императорской власти. Согласно китайскому преданию, Жёлтый император на исходе жизни обратился в дракона и взмыл в небеса. У настоящего императора должна быть родинка в форме дракона. Императорский трон многих династий назывался троном дракона. Во времена династии Цин китайский дракон украшал государственный стяг. За ношение одежды с фигурами дракона простолюдин подлежал смертной казни.

Применение в медицине

В конце 80-х годов XX века жители маленькой деревни в провинции Хэнань в Китае обнаружили скелет зауропода , который приняли за кости дракона. В соответствии с традиционными рецептами, они стали варить из останков похлёбку для детей, страдающих судорогами и головокружениями, а также размалывали кости в порошок и прикладывали к ранам и переломам. По их убеждениям, это действительно помогало, и на местном рынке активно шла торговля: «драконьи кости» продавались на развес по 4 юаня (около 14 рублей) за килограмм. Однако, когда об этом узнал профессор Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии Китайской академии наук Дун Чжимин, разразился скандал. Крестьяне, осознавшие, что употребляли в пищу животное, жившее 85-100 млн лет назад, испугались и передали остатки скелета учёным .

Девять сыновей дракона

К XVI веку китайские авторы объединили несколько созданий, некоторые из которых уже давно появлялись в китайской скульптуре или декоративно-прикладном искусстве, под общим названием . Существует несколько вариантов этого списка. По одной традиции, представленной в книге «Шэнъань вайцзи» ( кит. 升庵外集 ) поэта Ян Шэня (1488—1559), сыновья дракона, в порядке старшинства, перечисляются следующим списком:

Название Характеристики Пример
Биси ( кит. трад. 贔屭 , упр. 赑屃 , пиньинь bìxì ) Биси любит носить тяжести, и поэтому на него ставят стелы ;
Чивэнь ( кит. 螭吻 , пиньинь chīwěn ) Чивэнь любит глотать, и поэтому его помещают на концах конька крыши, чтобы он проглатывал все дурные поветрия; Чивэнь — популярный элемент архитектурного декора Китая ;
Пулао любит кричать, и поэтому за него вешают колокола , а также вырезают его на гонгах ;
Биань могуч и любит юстицию, и поэтому его помещают над тюремными дверьми ;
Таоте ( кит. 饕餮 , пиньинь tāotiè ) Таоте — загадочное древнее чудовище, которое любит есть, и чья маска появляется на сосудах для жертвоприношений династий Шан и Чжоу ;
Бася Бася любит воду, и поэтому его помещают на опорах мостов, у источников и пр;
Яцзы — хищный зверь, который любит убивать, и поэтому им украшают рукоятки холодного оружия ;
Суань-ни ( кит. 狻猊 , пиньинь suānní ) Суаньни любит сидеть, и поэтому его обычно помещают сидящим у ног Будды или бодхисатвы ;
Цзяоту ( кит. трад. 椒圖 , упр. 椒图]] , пиньинь jiaotu ) Цзяоту похож на морскую раковину и не любит, чтобы его беспокоили; поэтому его помещают на дверные ручки или пороги.

Цзюню и би-ся вырезали на струнных инструментах и литературных табличках, а цзинь — на балках мостов .

В современном китайском языке выражение «девять сыновей дракона» ( кит. упр. 龙生九子 , пиньинь lóngshēng jiǔzǐ , палл. луншэн цзюцзы ) является чэнъюем и помимо использования в прямом значении «рождённые легендарным драконом девять сыновей не стали драконами и имели каждый свои достоинства», переносится на людей и употребляется, когда хотят отметить различие в моральных качествах и увлечениях у родных братьев .

См. также

Примечания

  1. от 25 декабря 2015 на Wayback Machine — журнал « Вокруг Света », № 10 (2745), октябрь 2002
  2. Конвэй Динна Дж. Танцы с драконами. Мифы и легенды / Пер. англ. Л. А. Игоревского. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2008, с. 21-40.
  3. Дата обращения: 25 декабря 2015. 6 ноября 2014 года.
  4. 吾三省 (У Саньшэн) (2006), , 商務印書館(香港) (Commercial Press, Гонконг), p. 345, ISBN 9620718461 . Дата обращения: 15 января 2010. Архивировано 4 ноября 2012 года. (кит.)
  5. См. словарную статью [龙生九子] lóng shēng jiǔ zǐ в источнике: 新华成语词典 :缩印本 (Синьхуа чэнъюй цыдянь: соиньбэнь) (кит.) . — 2-е изд. (2015). — Пекин: Шану иньшугуань , 2019. — С. 487. — ISBN 978-7-100-12250-4 .
  6. См. словарную статью [龙生九子] lóng shēng jiǔ zǐ в источнике: (кит.) . — 5-е изд. (2005). — Пекин: Шану иньшугуань, 2010. — С. . — ISBN 9787100043854 .

Литература

  • Bates, Roy . Chinese Dragons. — Oxford University Press, 2002. — 72 p. — ISBN 0195928563 , ISBN 9780195928563
  • Bates, Roy . от 11 февраля 2017 на Wayback Machine . — Beijing : China History Press, 2007. — 117 p. — ISBN 1435703227 , ISBN 9781435703223
  • Hayes, Luther Newton (1883—?1979). . — Shanghai: Commercial Press Ltd., 1923. — 66 p.
  • Visser, Marinus Willem de (1876—1930). . 29 ноября 2012 года. — Amsterdam: J. Müller, 1913. — 266 p.
    • русский перевод : . . 29 ноября 2012 года. — М.: Профит Стайл, 2008. — 272 с. — ISBN 5-98857-122-0
  • Кобзев А. И. . 29 ноября 2012 года. // Духовная культура Китая : Энциклопедия. — М.: Восточная литература, 2007. Т.2: Мифология. Религия. — С.508-508. — ISBN 978-5-02-018430-5 — (synologia.ru)
  • Рифтин Б. Л. 29 ноября 2012 года. [龍]. от 24 мая 2017 на Wayback Machine [龍王] // Духовная культура Китая : Энциклопедия. — М.: Восточная литература, 2007. Т.2: Мифология. Религия. — С.506-508; 511—512. — ISBN 978-5-02-018430-5 — (synologia.ru)
  • Ступникова В. В. Дракон в зеркале чэнъюев . Обзор чэнъюев с образом дракона: таблица // — С.321-329; 330—352. — ISBN 978-5-8381-0275-1
  • Жёлтый дракон как благое знамение в эпоху Хань // Путь Востока: Культура. Религия. Политика: Материалы XI и XII молодёжных научных конференций по проблемам философии, религии и культуры Востока. — СПб.: С.-Петерб. филос. об-во, 2009. С.301-305.
  • Терехов А. Э. Лун 龍 // Духовная культура Китая : Энциклопедия. — М.: Восточная литература, 2010. Т. 6 (дополнительный): Искусство. — С.626-630. — ISBN 5-02-018429-2 ; ISBN 978-5-02-0036382 -3
  • Терехов А. Э. Эволюция представлений о драконе лун в китайской культуре XVII в. до н. э. — III в. н. э. : на материале письменных источников // XV всероссийская конференция «Философии восточно-азиатского региона и современная цивилизация»: Москва, 18—19 мая 2009 г. — М.: Печатно-множительная лаборатория ИДВ РАН, 2010. — С.64-68.
  • Терехов А. Э. от 11 февраля 2017 на Wayback Machine // Путь Востока: Общество, политика, религия: Материалы XIII молодёжной конференции по проблемам философии, религии и культуры Востока. — СПб.: С.-Петерб. Филос. об-во, 2011. — С.86-93.
  • Терехов А. Э. от 11 февраля 2017 на Wayback Machine // Общество и государство в Китае: XLI научная конференция. — М.: Вост. лит., 2011. — С.334-352. — ( от 11 февраля 2017 на Wayback Machine )
Источник —

Same as Китайский дракон