Сольферино
- 1 year ago
- 0
- 0
Махапариниббана Сутта ( санскрит : IAST : Mahāparinirvāṇa sūtra , «Сутра о великой паринирване», «Нирвана сутра») — одна из важнейших сутт палийского канона , описывающая последние дни Будды Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни . 16-я, самая длинная сутра в составе Дигха-Никаи . Одна из двух санскритских версий, которая является переводом палийского текста и относится к раннебуддийской школе сарвастивада . Махаянский аналог Махапариниббана сутты — « », написан на санскрите и существенно отличается по содержанию от сутты на пали с тем же названием.
В Махапариниббане Сутте повествуется о последних днях Будды на земле . Структурно она состоит из шести глав. Текст неоднократно переводили на европейские языки. На русский язык переведена в 1893 году.
Сутра открывается рассказом о событиях в столице царства Магадхи — Раджагрихе . События происходят спустя семь лет после попытки двоюродного брата Будды и члена Сангхи Дэвадатты расколоть Сангху. Правитель Косалы Пасенади был свергнут, род шакьев прервался. Царь вознамерился уничтожить ваджианов, один из трех независимых от него кланов, живших у подножия Гималаев . Он отправил к Будде своего министра, брахмана Вассакару, рассказать о своих планах и выслушать его мнение, «ибо Татхагаты никогда не говорят неправды».
Выслушав посланника, Будда задал Ананде , который присутствовал на аудиенции, обмахивая Пробуждённого опахалом, 7 вопросов относительно того, как живут ваджианы. Ананда ответил, что ваджианы соблюдают семь условий (собирают мирный совет для обсуждения проблем, не отменяют старых законов, уважают старейшин, храмы и святилища, не насилуют женщин, жертвуют святым местам и оказывают гостеприимство аскетам). Будда сказал, что их ждет преуспевание.
Вернувшись к царю, Вассакара сообщил, что начинать войну бессмысленно. Ананда созвал монахов и Будда прочел им проповедь о 7 принципах, необходимых для процветания сангхи , дал наставление, содержащее суть учения и отправился в своё последнее путешествие. Через Амбалаттхику он прибыл в Наланду , где впоследствии был открыт буддийский университет. Это были родные места одного из двух великих учеников Будды — Шарипутры .
Почувствовав приближение срока окончательного ухода в ниббану , Шарипутра захотел поделиться Дхармой со своей матерью и покинул Учителя. Прибыв в город Паталигаму, Татхагата дал проповедь о недостатках безнравственности и пользе нравственности. В этом городе строилась крепость, чтобы отразить нападение ваджиан. Будда предсказал, что «здесь будет прекрасный город Паталипутта , средоточие всех родов торговли. Но три опасности будут тяготеть над Паталипуттой: опасность огня, опасность воды и опасность раздоров» .
В селении Катигама Будда дал наставление монахам о благородных истинах. В селении Наттика в беседе с Анандой он поведал о дальнейшей судьбе скончавшихся монахов и мирян (невозвращение и Пробуждение ) и дал ему наставление о Зеркале Дхаммы. Затем они отправились в Вайшали , где куртизанка Амрапали пригласила их на трапезу и подарила общине монахов манговую рощу. Сезон дождей Будда провёл в Велувагаме, там его поразил сильный недуг, но он отбросил болезнь и удержал себя в жизни, поскольку хотел в последний раз собрать учеников .
Проведя день у надгробия Чапалы, Будда говорит Ананде, что тот, кто взращивал четыре основы психических сил , при желании мог бы жить до конца кальпы . Он повторяет это трижды, но Ананда, чей разум был помутнён Марой , не просит Татхагату остаться. Когда Ананда ушёл, к Будде является Мара и говорит ему, что пришла пора покинуть мир, поскольку его учение распространилось по всему свету. И Татхагата отвечает, что к концу третьего месяца от сего дня он уйдет. В момент отречения Будды от жизни случилось землетрясение и разразилась гроза . Поразившийся этим явлениям Ананда спрашивает Татхагату об их причине и получает ответ в 8 положениях. Затем Будда даёт поучение о 8 видах собраний, 8 областях мастерства, 8 освобождениях и рассказывает о своей встрече с Марой в прошлом и сегодня. Ананда принимается умолять Учителя не отрекаться от жизни, но время уже упущено .
Посетив последний раз Весали, Будда отправился в Бхаганагару. По пути он давал наставления о четырёх принципах, реализованных Татхагататой: нравственности, глубоком сосредоточении, мудрости и высшем освобождении. В Бхаганагаре он дал напутствие о четырёх великих отношениях и отправился в Паву, где остановился в манговой роще
.Кузнец Чунда, почитатель Будды, приготовил угощение. Вкусив блюдо сукара-мадава ( пали sukara-maddava , в разных переводах упоминаются нежная свинина , грибы или клубни ямса ) , Будда велел Чунде зарыть остатки в землю, затем он почувствовал недомогание и у него начались сильные боли. Терпеливо перенося страдания, он отправился в Кушинару. Остановившись передохнуть, Будда попросил Ананду принести воды. Ананда возразил, что вода в ручье взбаламучена множеством проехавших повозок и лучше бы дойти до реки. Будда трижды повторил просьбу. Подойдя в ручью, Ананда увидел, что его воды чудесным образом очистились, он наполнил чашу и принёс воду Татхагате.
По дороге им встретился Пукуса, ученик Алары Каламы . Он был поражён рассказом Будды о силе его сосредоточения, попросил принять его в ученики и преподнёс Благословенному два комплекта парчовых одеяний, вышитых золотом. Будда одно одеяние отдал Ананде, а второе принял сам. Когда он облачился, парча утратила свой блеск, потускнев от сияния, исходившего от кожи Татхагаты, которое было знаком скорого отхода в паринирвану. Омывшись и утолив жажду в водах реки Какудха, Будда прилёг отдохнуть. Обратившись к Ананде он попросил избавить Чунду от возможных упрёков в его отравлении, поскольку в этом мире два пожертвования считаются наилучшими: одно из них - то, после которого Бодхисаттва достигает Пробуждения и то, после которого уходит в окончательную нирвану .
В Саловой Роще Маллов, поблизости от Кушинары Ананда приготовил для Будды ложе головой к северу. Деревья-близнецы, между которыми Татхагата прилёг в позе льва, осыпали его цветами, хотя пора цветения ещё не наступила. С неба посыпались цветы Мандарава и хлопья небесного сандала . Будда сказал, что со стороны моханов и мирян лучший способом почтить его — это следовать Дхамме. Затем он велел старейшине Упаване, который обмахивал его, отойти в сторону. Ананда спросил, чем провинился Упавана. Татхагата ответил, что вины на нём нет, но он мешает многочисленным божествам, собравшимся вокруг, видеть Просветлённого. Далее он перечислил 4 места для почитания своим последователям: место рождения ( Лумбини ), просветления ( Бодх-Гая ), место первого раскрытия Дхармы ( Сарнатх ) и паринирваны (Кушинара). Посетившие эти места после смерти обретут рождение в небесных обителях счастья.
Ананда задал Будде вопрос о том, как следует вести себя с женщинами, как воздавать почести и как поступить с телом Татхагаты. Относительно женщин Будда посоветовал не смотреть на них, не разговаривать с ними и сохранять самоконтроль. Усердие на пути к благой цели он назвал лучшим способом почитать Татхагату и дал распоряжения о кремации и возведении ступы . Далее он перечислил четыре личности, достойные ступы (Татхагата, паччекабудда , последователь Татхагаты и Совершенный Царь Миродержец). Удалившись в вихару , Ананда принялся горько плакать о том, что скоро он останется один. Будда позвал его и утешил словами о том, что разрушение всего составного неизбежно. Далее он сказал, что Ананда обрёл своим служением великие добродетели и скоро достигнет архатства, а также сообщил собравшимся монахам, что у всех будд прошлого и будущего были и будут помощники подобные Ананде. Ананда же обладает четырьмя прекрасными качествами, которые есть также у Царей Миродержцев: монахи и монахини/миряне и мирянки радуются, видя и слушая его, и огорчаются, когда тот умолкает.
Ананда посетовал, что они остановились в столь убогом месте как Кушинара, неподходящем для последнего пристанища Просветлённого, и предложил отправиться в какой-нибудь город. Тогда Будда поведал что прежде в Кушинаре, которая тогда называлась Кусавати, располагалась верховная резиденция царя Махасудассаны. Это была великий и процветающий город. Ананда оповестил Маллов Кусинарских, собравшихся в зале для обсуждения общественных дел, о скорой кончине Будды. Глубоко опечаленные Маллы отправились в саловую рощу, их было так много, что, воздавая Благословенному почести по одному, они не успели бы предстать перед ним до утра. Тогда Ананда расположил их по семействам и они все предстали перед Татхагатой ещё в первую ночную стражу.
В то время в Кусинаре обитал отшельник Субхадда, не являвшийся верующим. Услышав о скорой паринирване Будды он обратился к Ананде с просьбой предстать перед ним, чтобы избавить его от неуверенности. Ананда отказал, сославшись на то, что Учитель утомлён. Отшельник трижды повторил свою просьбу. Его услышал Будда, велел допустить к нему Субхадду и коротко объяснил, что без опоры на Дхамму не может быть святой жизни. Сделав исключение из правил, согласно которому последователи других учений должны были пройти испытательный срок 4 месяца, Благословенный сразу принял Субхадду в общину. Он стал последним учеником Будды и достиг архатства через нескольку минут .
Будда обратился к монахам с последним напутственным словом. Он напомнил, что Дхамма (Закон Будды) и Виная будут им учителями после его ухода. Установил правило обращения между монахами: равные по старшинству должны звать друг друга «друг» ( пали avuso ), а младшие старших «достопочтенный» ( пали bhante ). И разрешил отменять незначительные положения Винаи. Последним распоряжением он наложил высшее наказание ( пали brahmananda ) на монаха Чанну — не разговаривать с ним и не давать ему советов, пока он не раскается. Затем Татхагата спросил собравшихся монахов, нет ли у них вопросов относительно Будды, Дхаммы, Сангхи и способа практики. Он трижды повторил вопрос, но монахи молчали, поскольку все 500 собравшихся были вошедшими в поток и не имели сомнений. Произнеся:
В этот час, монахи, я говорю вам: все обусловленное обречено на распад.
Старайтесь - и вы достигнете цели!
Будда погрузился в 4 дхьяны и достиг стадии угасания восприятия. Ананда не мог этого распознать, но Ануруддха , обладавший божественным зрением, видел, что Учитель ещё не ушёл. Затем Будда стал погружаться в каждую из 10 стадий концентрации, начиная с последней и вернулся в первую дхьяну. После этого он вновь поднялся сквозь все 4 дхьяны и достиг паринирваны . В тот же миг случилось страшное землетрясение и в небе загрохотал гром. Брахма Сахампати воскликнул, что даже тело Будды непостоянно. Сакка произнёс:
Как непостоянны все сотворённые вещи!
Их природа: рождение и смерть.
Одни монахи, подобно Ананде, страшно горевали, другие, внимательные и осознанные, сохраняли спокойствие. Остаток ночи Ануруддха и Ананда провели в беседе о Дхамме. А наутро Ануруддха, занявший место старшего ученика Будды, попросил Ананду сообщить маллам о паринирване Татхагаты. 6 дней маллы выражали почтение телу Будды танцами, гимнами, цветами, благовониями и музыкой. На 7 день они соорудили погребальный костёр, но поджечь его не удалось. Ануруддха объяснил, что им мешают дэвы , которые хотят дождаться прихода Махакашьяпы . По прибытии Махакашьяпа трижды обошёл вокруг тела Будды, после чего костёр вспыхнул сам. После кремации остались лишь кости, пепла не было. Следующие 7 дней маллы воздавали почести останкам Будды. Тем временем весть о его паринирване распространилась. Царь Магадхи Аджатасатту, Личчхави из Весали, Шакьи из Капилавасту и многие другие изъявили желание получить частицу святых останков, чтобы воздвигнуть ступу. Начавшуюся было ссору прервал брахман Дона, который предложил разделить мощи на 8 частей, для себя брахман попросил урну, ещё один клан получил угли от костра. Всего в память Будды было воздвигнуто 10 ступ .