Мегасфен
(
др.-греч.
Μεγασθένης
) —
древнегреческий
путешественник, родом из
Арахозии
, который по поручению
Селевка I Никатора
посетил с дипломатическим заданием двор объединителя Индии
Чандрагупты
в городе
Паталипутра
. Это посольство не могло быть совершено позднее 298 г. до н. э., года смерти Чандрагупты (Мегасфен называет его Сандрокоттом).
Характеристика «Индики» в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона»
Мегасфен — словоохотливый рассказчик виденного и слышанного: он описывает границы Индии, устройство поверхности, обильное орошение, богатство и своеобразие тамошней флоры и фауны, население, с наименованием отдельных народов, физические особенности, законы и нравы жителей. Наряду со множеством точных и новых для своего времени сведений Мегасфен охотно сообщает баснословные рассказы свидетелей или приукрашает полученные сведения собственными измышлениями (как, например, в изложении истории о
кинокефалах
).
Лживым писателем называет Мегасфена Страбон, приравнивая его в этом отношении к Деимаху. Следующие семь каст насчитывает Мегасфен y индусов: мудрецы, земледельцы, пастухи и охотники, ремесленники, воины, надсмотрщики и царские советники. Главным городом Индии Мегасфен называет Палибофру (Паталипутру), развалины которой — близ нынешней Патны.
Насколько ненадежен Мегасфен в передаче туземных сказаний, показывает приписанный им индийским свидетелям рассказ о странствовании по Индии греческого
Вакха
, превращенного в насадителя гражданственности в Индии, строителя первых городов, первого законодателя и судью
индусов
, врачевателя и царя.
Другим благодетелем индусов, тоже из греков, тамошние мудрецы называли, будто бы,
Геракла
; выставляя его строителем Палибофры, очистителем суши и воды от чудовищ, основателем многих из числа царств, на которые впоследствии делилась Индия.
Литература
Бонгард-Левин Г. М.
«Индика» Мегасфена и надписи Ашоки.// Доклад на XXV Международном конгрессе востоковедов. М., 1960.
Бухарин М. Д.
Описание индийского государства в «Индике» Мегасфена // Вестник древней истории. 1997.№ 3. — С. 138—149.
Бухарин М. Д. Индийские философы в «Индике» Мегасфена // Проблемы истории, филологии, культуры. Вып. 5. Москва-Магнитогорск, 1998. — С.145-152.
Бухарин М. Д. Два фрагмента «Индики» Мегасфена об индийских философах // SUSSITIA. Памяти Юрия Викторовича Андреева. СПб., 2000. — С. 162—167.
Бухарин М. Д. Раннеэллинистические хорографы: Мегасфен, Гекатей Абдерский и Беросс // Вестник древней истории. 2000. № 2. С. 88-100.
Путилова Т. Б. Мегасфен о древнеиндийских кастах // Взаимосвязь социальных и этнических факторов в современной и традиционной культурах. М., 1983.
Chattopadhyay A. Megasthenes and Arrian on the Morality of Indian Women // Journal of Oriental Institute Baroda, 1973.22.3. P. 344—350.
Goyal S.R. Kautiliya and Megasthenes. Meerut, 1985.
Majumdar R.S. The Indica of Megasthenes // Journal of American Oriental Society. 1958. 78. I. P. 273—276.
Pushkas I. Megasthenes and Indian Society of his Time // Oikumene, 1987. Vol.6. P. P.23-29.
Pushkas I. Megasthenes and the «Indian Gods» Heracles and Dionysos // Mediterranean Studies.2. Greece and the Mediterranen / Ed. Richard W. Clement, Benjamin F. Taggie, Robert G. Schwartz. Kirksville, 1990. P. 39-47.
Rocher L. Megasthenes on Indian Lawbooks // Journal of Oriental Institute Baroda, 1957.6.P.125-128.
Sethna K.D. Megasthenes and the Indian Chronology as Based on the Puranas // Purana. 1966. 8.I.P.16-29.
Sethna K.D. Megasthenes and the Indian Chronology as Based on the Puranas // Purana. 1966. 8.2.P.9-37.
Schwarz F.F. Onesikritos and Megasthenes über den Tambapannidipa //Grayer Beitrage.Zeitschrift fur klassische Altertumswissenschaft. Amsterdam, 1976. Bd.5. S. 231—263.