Азат Арцах
- 1 year ago
- 0
- 0
Тигранаке́рт ( арм. Տիգրանակերտ , лат. Tigranocerta ) — древний армянский город, в данный момент расположенный в Агдамском районе Азербайджана . Город был частью провинции Арцах Великой Армении , с конца IV века — в Кавказской Албании , один из четырёх городов Великой Армении с таким названием, предположительно, основанный Тиграном II в I веке до н. э. и носивший его имя. Прямое упоминание об этом городе содержится в работе армянского историка VII века Себеоса ; существует мнение, что на этот город указывал и Мовсес Каганкатваци . Армянские археологи отождествляют его с городом античной и средневековой эпохи, развалины которого были обнаружены в 2005 году в местечке Шахбулаг в Равнинном Карабахе к северо-западу от Агдама (недоступная ссылка) [ неавторитетный источник ] . На месте древнего города сохранились курганы, каменные изваяния, выдолбленные в скалах культовые сооружения, в том числе христианские храмы. Отчёт о находке был опубликован в академическом журнале от 3 октября 2011 на Wayback Machine .
Раскопки города велись Арцахской археологической экспедицией Института археологии и этнографии НАН Армении под руководством доктора исторических наук Гамлета Петросяна (недоступная ссылка) . В декабре 2008 года на заседании правительства Нагорно-Карабахской Республики было принято решение объявить Тигранакерт государственным заповедником.
С 1993 года Тигранакерт находился под контролем вооружённых сил Армении. В ноябре 2020 года был передан Азербайджану в рамках соглашения о прекращении огня в Нагорном Карабахе 2020 года.
Согласно историкам К. Галачяну, Л. Р. Багдасаряну и Р. Г. Ананикяну, «Тигранакерт — самый древний город Арцах-Карабаха, который долго существовал и играл определенную роль в истории края» . Тигранакерт упоминается армянским историком VII века Себеосом и, судя по названию, как предполагается, должен был быть основан в начале I в. до н. э. Тиграном Великим — как полагают, первым из четырёх городов, носящих такое название (включая столицу Великой Армении), построенным в 80-е годы I в. до н. э.
Себеос упоминает Тигранакерт в связи с походом византийского императора Ираклия I Великого в Армению, принадлежавшую тогда персам, и его победой над войском персидского царя Хосрова и разгромом Тбилиси в 627 году. Согласно тексту, Ираклий, вторгшись в Атропатену и разгромив её древнюю столицу Гандзак , двинулся через Албанию в Иберию . Получив об этом известие, персидский царь Хосров Нуширван отрядил своего полководца, который двинулся наперерез Ираклию через Араратскую долину по направлению к Гардаману (область по правому берегу Куры, в то время албанская) и стал лагерем в «другом» Тигранакерте (а не в упоминавшемся тут же «аване», то есть укрепленном селении, Тигранакерт), тогда как персы стали лагерем у «авана» Тигранакерт в тылу Ираклия. В произошедшем затем сражении они были разбиты:
Дошло до слуха Хозроя, что Иракл воротился, достиг Пайтаракана и желает чрез Агванию перейти в Иверию. Хозрой дал повеление полководцу своему, Шахр-Варазу, пресечь ему дорогу. Он поспешил к Арарату и прошел на Гардман, навстречу ему, и расположился лагерем в другом Тигранакерте, напротив него. Шаген с 30,000 войска подоспел и разбил лагерь в тылу Иракла, в местечке Тигранакерт. Таким образом войска его были расположены по сю, а армия Шахр-Вараза — по ту сторону. Лагерь Иракла между ими обоими.
Историк Мовсес Каганкатваци также упоминает среди представителей албанского духовенства — борцов против халкидонитской «ереси» — некоего Петроса, монаха из монастыря Ткракерта, отождествляемого с Арцахским Тигранакертом .
Примерное местоположение Тигранакерта Арцахского близ Мардакерта было установлено уже давно благодаря находимым в этих местах серебряным монетам, мраморным чашам, гробницам и пр., что свидетельствовало о присутствии в районе большого и богатого античного поселения . Местные жители называли эти места «Ткракертом» или «Тарнакертом» (местное звучание названия «Тигранакерт») .
Согласно рассказу руководителя раскопок доктора Гамлета Петросяна, на основании письменных источников, топографических и археологических сведений он заключил, что остатки города следует искать на холмах у реки Хачынчай (Хачен), где цепь Арцахских гор переходит в низменности, на землях, которые были пограничными между провинциями Арцах и Утик , так что город Тигранакерт был частью Утика , а аван Тигранакерт — Арцаха .
Данные в пользу этой местности были получены в результате подробного исследования сообщений о маршруте похода Ираклия на Тбилиси. Так, Мовсес Каганкатваци сообщает, что Ираклий ночевал у оврага близ берега реки Тертер у селения Каганкатуйк (Каланкатуйк), затем — в селении Дьютакан. Естественно также предположить, что армия Ираклия двигалась вдоль дороги, проложенной с севера на юг. Всё это опять-таки, по мнению Петросяна, указывало на местность южнее реки Тертер, то есть границу нынешних Нагорного и Равнинного Карабахов, район недалеко от тогдашней столицы Албании — Партава (рядом с современной Бардой ). Наконец, священник Петрос из Тигранакерта упомянут непосредственно вслед за священником Давидом из Каланкатуйка, из чего следует, что, по-видимому, Тигранакерт находился недалеко от этого селения. Раскопанная впоследствии базилика дала Петросяну основание предполагать, что Петрос именно в ней служил настоятелем .
Выбрав долину Хачынчая в качестве условного центра, археологи исследовали памятники в радиусе приблизительно 10 км. В результате были найдены две группы руин, на правом и левом берегу реки. Особенно подробно были исследованы руины в районе источника у крепости Шахбулаг, которые в XIX в. были известны из описаний путешественников под названиями Тнгрнагерт, Таранюрт, Тарнагют .
В результате кратких 15-дневных раскопок 2006 г. были найдены руины с многочисленной керамикой I в. до н. э., двумя кладбищами, базиликой, сооружённой в эллинистической технике сухой кладки из мощных отёсанных камней, стены с полукруглыми башнями, остатки раннехристианской базилики и пр. Особенное значение для археологов играло большое количество керамики, характерной именно для первой половины I в. до н. э., то есть для эпохи Тиграна Великого. В результате армянские археологи сочли установленным, что данное поселение существовало между началом I в. до н. э. и XIII—XIV вв. н. э. и являлось одним из возведённых царем Тиграном Великим городов .
Согласно сообщениям армянских археологов, среди находок — уникальная крестообразная раннехристианская базилика V—VI вв., определенная как одна из старейших в Закавказье. Среди развалин базилики, в частности, была обнаружена надпись на армянском языке , которая представляет собой маленький диск диаметром около 8 см, находившийся на вымощенном плитами полу. Надпись гласит: « Я Вач(э) слуга Г(оспода) Б(ог)а » . Диск относится к разряду дарственных камней и, судя по всему, принадлежал одному из нескольких известных исторических лиц этого имени . По мнению армянских археологов, это одна из редких церквей, имеющая вход и с северной, и с южной, и с западной стороны. Церковь действовала до IX века , когда «из-за ущерба, нанесенного иноверцами или вследствие землетрясений, она перестала действовать» .
Город был построен на склонах горы Ванкасар (Чобандаг), причем из-за крутизны горы для постройки были вырублены террасы. Акрополь города был воздвигнут у крупного ключа, который обеспечивал население водой. Строительным материалом служил известняк. Город занимал около 50 гектаров и вмещал несколько тысяч человек, что по античным меркам было городом средней величины. Город пережил упадок в эпоху Раннего Средневековья и запустел в эпоху монгольского нашествия, хотя, видимо, и не сразу после этого нашествия .
Как отмечает руководитель раскопок д-р Гамлет Петросян, город состоял из 3 частей: в верхней части находились дворцы, потом — центральный квартал, а в нижней части — обнесенный стеной квартал — Акрополь: все это вместе имело вид треугольника .
Если в первые три года раскопок вскрывались лишь отдельные части города, то в 2008 г. были начаты широкомасштабные раскопки. Главной находкой 2008 г. явилась круглая башня диаметром в 9 с лишним метров из гладкоотесанных камней, характеризуемая археологами как один из совершенных образцов оборонительного сооружения времен Тиграна Великого. Среди других находок было кладбище с раннехристианскими надгробными крестами и 10 хачкарами, и железная лопата IX века, также представляющая большую ценность, так как до сих пор найдено лишь несколько подобных образцов . В сезон 2009 г. в цитадели была найдена античная гемма с изображением орла, терзающего оленя; так как геммы использовались в качестве печатей, находка, по мнению Г.Петросяна, свидетельствует о важном административном значении города .
В середине XVIII веке основатель Карабахского ханства Панах-хан построил крепость рядом с родником Шахбулаг, причем, по утверждению Г. Петросяна, использовал камни из развалин базилики, еще сохранявшихся к тому времени . По сообщению Мирзы Адигезаль бека,
он (Панах-Али хан), разрушив крепость Баят, прибыл в Тарнакут, расположенный у подножья холма, где имеется известный источник Шахбулагы. Здесь воздвиг крепость, построил из извести и камня дома, мечети, бани и торговые ряды. Все это строительство было закончено в 1165 <1751/52> году, и он обосновался там.
Раффи , армянский современник Мирзы Адигезаль-бека, пишет:
Затем он начал строить новую крепость — Аскеран — возле Шах-булаха, на развалинах Тарнакюрта (Тигранакерта). Но мелик Гюлистана Овсеп, мелик Джраберда Алахкули и мелик Хачена Алахверди (…) начали борьбу с Панах-ханом и вновь не позволили ему осуществить свой замысел.
В середине XIX века Саргис Джалалянц, посетивший развалины крепости, идентифицировал родник у Шахбулага с Тигранакертом, отметив, что местность вокруг родников Шахбулаг армяне называют Тнгрнакертом, а персы — Тарнагиртом. То же предположение высказывал исследователь карабахских древностей Макар Бархударянц , отметивший, что долина реки Хачен называлась провинцией Тигранакерт . Однако после того, как в 1950-х гг. в местечке Гявуркала , примерно в 6 км от Шахбулага , была обнаружена крышка саркофага с армянской надписью, азербайджанскими археологами под руководством Р. Ваидова были проведены раскопки, вскрывшие в Гявуркале большое поселение. Высказывались предположения, что именно здесь и находился древнеармянский Тигранакерт. Р. Ваидов, однако, солидаризировался с точкой зрения армянского учёного С. Т. Еремяна , который локализовал Тигранакерт рядом с Агдамом .
Раскопки в Арцахском Тигранакерте привлекли внимание ряда заграничных ученых. К их числу относится профессор римской истории университета Лечче (Италия), а позднее Руанского университета (Франция) Джусто Траина , заинтересовавшийся греческими раннехристианскими надписями в окрестностях Тигранакерта и приглашенный Петросяном для работы с ними [ неавторитетный источник ] [ неавторитетный источник ] . Французский учёный Гурген Давтян из Института археологии в Ницце работает над виртуальным восстановлением облика Тигранакерта . Организаторы раскопок совместно с Союзом армян Швейцарии (основным спонсором раскопок) провели в Женеве фотовыставку, посвященную открытию, и международную научную конференцию, в которой участвовали, в частности, Траина и Давтян. Результаты раскопок были представлены на проходившем в Париже в сентябре 2008 г. международном армяноведческом конгрессе , а отчет о них был опубликован в журнале Международной ассоциации армянских исследований . Благодаря армянской организации «Еркир», в Лос-Анджелесе был создан Комитет по поддержке раскопок Тигранакерта, осуществляющий информационную деятельность и сбор финансовых средств. Г. Петросян прочитал в США серию лекций о Тигранакерте (в том числе в Калифорнийском университете ) и выступил в телепередачах, посвященных городу, а известный режиссёр З. Чгнаворян снял фильм «Тигранакертская одиссея», который демонстрировался и в Женеве, и в Лос-Анджелесе, где с успехом прошел по нескольким телеканалам . Ход раскопок освещали российские информационные агентства — Regnum и РИА Новости . Раскопки в Тигранакерте осветил CNN .
Свою статью в академическом журнале , посвящённую результатам раскопок, Гамлет Петросян начал со слов о том, в чём он усматривает политическое значение своей находки:
Значение того факта, что Арцах является исторически армянским регионом и вплоть до XIV века обладал этнически почти однородным населением, неоднократно признавалось в дискуссиях по проблемам, связанным с Карабахом (…) Все исследования памятников в Арцахе вызывают протесты азербайджанских властей и даже обращения к международным организациям. Соответственно, одним из наиболее важных вопросов современных армянских исследований является выявление, изучение и представление этого этнического и культурного единства памятников Арцаха и исторических фактов государственным органам, общественности и политическим деятелям.
Открытие Тигранакерта в этой связи имеет огромное значение. Это город, который лучше всего способен засвидетельствовать этно-культурную однородность Арцаха и Армении с последних веков до н. э. до XIII—XIV веков нашей эры…
В апреле 2008 году на встрече с представителями интеллигенции НКР Гамлет Петросян заявил:
Находка подтверждает, что освобождённые территории несомненно, являются армянскими землями. Мы доказываем это международному сообществу с тем, чтобы азербайджанская интеллигенция прекратила обманывать общественность .
В октябре 2007 года на сайте Национальной академии наук Азербайджана было размещено заявление, принятое на Учёном совете Института истории НАН, в котором были названы фальсификацией утверждения армянских историков об обнаружении, как говорится в заявлении, «на оккупированной части Агдамского района Азербайджана развалин столицы мифической „Великой Армении“ города Тигранакерта» . В заявлении утверждается, что якобы «в процессе проведенных за более чем столетний период времени археологических раскопок на территории Гарабаха, ни в его нагорной, ни на равнинной частях не было обнаружено никаких древних армянских поселений, некрополей, крепостей и т. д.» . Также утверждается, что относительно археологических памятников Карабаха начиная от палеолитической Азыхской пещеры , включая поселение эпохи средней бронзы Узерлик-тепе на окраине Агдама, «мировая научная общественность, в том числе и армянские ученые однозначно признают принадлежность данных памятников древним поселенцам Азербайджана» и что якобы «ни в одном из существующих письменных источников не имеется никаких сведений о нахождении земель Нагорного или Равнинного Гарабага в составе созданного Тиграном кратковременного государства» .
Армянский историк VII века Себеос свидетельствует, что существовало два города с названием Тигранокерта (Тигранакерт), которые были основаны царём Армении Тиграном (Тигранесом) II (99-55 до н. э.), один в Арцахе, один в Утике.
Оригинальный текст (англ.)The seventh-century Armenian historian Sebeos attests that there were two cities with the name Tigranocerta (Tigranakert) which were founded by the Armenian King Tigran (Tigranes) II (99-55 BC), one in Artsakh and one in Utic.
На основании доступных письменных источников и топографических и археологических сведений было сделано заключение, что остатки города следует искать на холмах у реки Хаченагет, где цепь Арцахских гор переходит в низменности и где, в древние времена, земли, лежащие между юго-западом и юго-востоком, разделяли провинции Великой Армении Арцах и Утик.
В соответствии с данными историка VII века Себеоса, на этих землях располагались Тигранакерт, являвшийся частью Утика, и аван Тигранакерт, принадлежавший Арцаху.
Оригинальный текст (англ.)The available written sources and topographical and archaeological investigations give basis to the assumptions that the ruins of this settlement should be searched in the lower hills of the Khachenaget river, where the Artsakh mountain range rolls into the plains with accented depressions and where, in ancient times, the lands which lay between the south west and south east used to separate the Artsakh and Outik provinces of Greater Armenia. This was the territory, according to 7th century historian Sebeos, where Tigranakert lay, which was a part of Outik, and Tigranakert Avan, which beloned to Artsakh.
С. Jеремjанын Ағдам jaxынлыгында ҝөстәрдији Тигранокертин олмасы исә әсасән шүбhә доғурмур.