Сюань-цзун (династия Тан, 712—756)
- 1 year ago
- 0
- 0
Чжан Сюа́нь ( кит. трад. 張萱 , упр. 张萱 , пиньинь Zhāng Xuān ; работал в 714—742 годах) — китайский художник.
Живший в IX веке китайский историк живописи сообщает о нём следующее: «Чжан Сюань, уроженец столицы, рисовал юношей из знатных семейств, оседланных лошадей, виды императорских парков, портреты благонравных жен, расписывал ширмы и прославился как лучший мастер своего времени. Он был искусен в набросках и живописании вещей одним ударом кисти. Все предметы на его пейзажах — павильоны, террасы, деревья, цветы и птицы — были выписаны с непревзойденным совершенством. Ещё он нарисовал картины к стихам „Печаль дворца Чанмэнь“, где с большой выдумкой изобразил виды с извивающимися галереями, павильонами и террасами, золочеными колодцами и деревьями утун. Ещё он нарисовал картины „Знатные юноши на ночной прогулке“, „Прошение мастерства в праздник Кануна седьмицы“, „Любование луной“. Все это он сделал с большой тщательностью и намного превзошел всё созданное на эти темы ранее. Его изображения знатных юношей, оседланных лошадей и дворцовых парков считаются первоклассными». Однако в своей трехуровневой оценке художников этот историк поставил Чжан Сюаня не в первую, а лишь во вторую категорию.
Другой историк и теоретик живописи (IX в.) характеризует его лишь одним предложением: «Чжан Сюань любил рисовать женщин и детей». Неизвестно ни происхождение Чжан Сюаня, ни должности, занимаемые им при дворе, ни даты его рождения и смерти. Исходя из этого современные специалисты по живописи эпохи Тан , считают, что художник среди своих современников не пользовался большой известностью. Однако имя Чжан Сюаня постоянно присутствовало в позднейших дискуссиях о танской живописи, главным образом, благодаря существованию двух знаменитых копий его работ, которые приписывают выдающемуся художнику- императору династии Сун — Хуэйцзуну (1101—1126). Это «Приготовление шёлка » ( Бостон, Музей изящных искусств ) и «Весенняя прогулка госпожи Хуго» (Музей провинции Ляонин, Шэньян). Двойное авторство этих свитков, естественно, ставит вопрос о степени, в которой они передают живопись самого Чжан Сюаня. Специалисты считают, что в композиции они, скорее всего, следуют оригиналу, но сама живопись — применение густых красок, плоские образы, и подчеркнутое внимание к деталям и орнаментам отражает вкусы, характерные для Академии живописи Хуэйцзуна.
На свитке «Весенняя прогулка госпожи Хуго» изображён конный выезд младшей сестры главной танской «роковой женщины» Ян Гуйфэй , которая была не менее известна своей красотой и легкомыслием, чем её старшая сестра. Это произведение сегодня существует, по меньшей мере, в двух копиях. Вторая приписывается известному сунскому художнику Ли Гунлиню. В целом, это довольно банальная сцена кавалькады, которые в китайской живописи встречаются достаточно часто. Она следует старым традициям изображений всадников и колесниц , известным с ханьских времен.
Гораздо более интересен свиток «Приготовление шёлка». На нём изображен иной аспект жизни императорского гарема — церемония приготовления шёлка. Появление традиции изображения этого ритуала учёные относят к VI—V векам до н. э. Подобные сцены изображены на древних бронзовых сосудах и каменных рельефах. Они дают возможность понять гораздо более неоднозначную роль придворных дам (императорских наложниц ) в жизни китайского государства, чем принято думать. Шелкоткачество с древних времен считалось особым ритуалом; придворные дамы были ответственны за проведение ежегодной церемонии сбора тутовых листьев и изготовления шёлка.
Свиток «Приготовление шёлка» явно перекликается с «Наставлениями старшей придворной дамы» Гу Кайчжи . На нём изображено трёхчастное действо. В первой сцене четыре наложницы с пестами в руках взбивают шёлк, уложенный в корыто. Во второй сцене одна наложница шьёт, другая прядёт. В третьей — женщины растягивают шёлк. Оживляет сцену играющая маленькая девочка. Все женщины изображены в соответствии с модой, бытовавшей в эпоху Тан , дородными и круглолицыми.
Кроме двух самых известных свитков Чжан Сюаню приписывают ещё несколько копий старинных произведений, выполненных в более позднее время. Его творчество имело продолжение в работах его современника, танского художника Чжоу Фана .
(по кн. James Cahill «An index of early Chinese painters and paintings: Tang, Sung, and Yüan» University of California Press. 1980, p. 4)