Путь Энтнера — Дудорова
- 1 year ago
- 0
- 0
Восьмеричный путь , Благородный восьмеричный путь ( санскр. арья-аштанга-марга ; пали арья-аттхангика-магга ) — путь, указанный Буддой , ведущий к прекращению страдания и освобождению от сансары . Лежит, будучи срединным путём , посередине между приверженностью удовольствиям и .
Четвёртая благородная истина буддизма указывает путь (пали: "магга", санскр.: "марга") к освобождению от страданий, путь, по которому прошёл Будда и могут следовать другие — и монахи (путь монаха предпочтительнее в тхераваде), и миряне. Указанный Буддой путь состоит из восьми правил и называется поэтому «Благородным восьмеричным путём». Эти восемь правил не являются ступенями, но практикуются одновременно.
Благородный восьмеричный путь состоит из следующих ступеней, разделяемых на три группы :
Русский | Пали | Санскрит | Китайский | Японский | Тайский | Тибетский | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Мудрость | Paññā | Prajñā | |||||
I | Правильное воззрение | IAST : sammā-diṭṭhi | IAST : samyag dṛṣṭi | 正見 | 正見 , сё: кэн | สัมมาทิฏฐิ | yang dag pa’i lta ba |
II | Правильное намерение | IAST : sammā-saṅkappa | IAST : samyak saṃkalpa | 正思惟 | 正思惟 , сё: сиюи | สัมมาสังกัปปะ | yang dag pa’i rtog pa |
Нравственность | Sīla | Śīla | |||||
III | Правильная речь | IAST : sammā-vācā | IAST : samyag vāc | 正言 | 正語 , сё: го | สัมมาวาจา | yang dag pa’i ngak |
IV | Правильное поведение | IAST : sammā-kammanta | IAST : samyak karmānta | 正業 | 正業 , сё: го: | สัมมากัมมันตะ | yang dag pa’i las kyi mtha' |
V | Правильный образ жизни | IAST : sammā-ājīva | IAST : samyag ājīva | 正命 | 正命 , сё: мё: | สัมมาอาชีวะ | yang dag pa’i 'tsho ba |
Духовная дисциплина | Samadhi | Samadhi | |||||
VI | Правильное усилие | IAST : sammā-vāyāma | IAST : samyag vyāyāma | 正精進 | 正精進 , сё: сё: дзин | สัมมาวายามะ | yang dag pa’i rtsol ba |
VII | Правильное памятование | IAST : sammā-sati | IAST : samyak smṛti | 正念 | 正念 , сё: нэн | สัมมาสติ | yang dag pa’i dran pa |
VIII | Правильное сосредоточение | IAST : sammā-samādhi | IAST : samyak samādhi | 正定 | 正定 , сё: дзё | สัมมาสมาธิ | yang dag pa’i ting nge 'dzin |
«Путь» не следует понимать линейно, как простое перешагивание со ступени на ступень. Это, скорее, развитие по спирали. Все составляющие части важны на протяжении всего Пути и должны практиковаться постоянно. По мере развития возникают зависимости между отдельными направлениями Пути. Так, например, в соответствии с «правильным намерением» выделяется время в «правильном поведении» для «правильного сосредоточения» (медитации). По мере углубления медитации (правильного сосредоточения) вы убеждаетесь в правильности Учения Будды (правильного воззрения) и практикуете медитацию (правильное сосредоточение) уже и в повседневности (правильное поведение).
Правильное воззрение в первую очередь включает в себя постижение четырёх благородных истин . После этого буддисту необходимо постигнуть и прочие основные положения учения, которые необходимо «внутренне пережить» и реализовать в виде главной мотивации своего поведения .
Буддисту необходимо принять твёрдое решение следовать буддийскому пути, ведущему к освобождению и нирване . Также ему необходимо взращивать в себе метту — любящую доброту по отношению ко всем живым существам .
Правильная речь включает в себя отказ от лжи, неприличных и грубых слов, непристойности, глупости, клеветы и сеющих распри слухов .
Согласно Махасатипаттхана сутре, правильная речь означает :
В некоторых сутрах даётся более подробное разъяснение этих правил.
Буддисту необходимо отказаться от убийства, воровства и неправильного поведения в целом . Мирянам необходимо придерживаться пяти заповедей : воздержание от убийства, воровства, распутства, лжи и опьянения . Соблюдение этих заповедей ведёт к гармонии на разных уровнях — социальном, психологическом, кармическом и созерцательном. Упражнения в моральной дисциплине являются основой для упражнений следующих ступеней, в сосредоточении и мудрости. При дальнейшем углублении сознания этические запреты, служащие для сдерживания аморальных действий в начале пути, переходят в потребность учитывать чувства других живых существ.
Эта ступень связана с деятельностью физического тела, но оценивается с моральной точки зрения. Согласно Махасатипаттхана сутре, она включает три аспекта :
В первую очередь в это понятие входит отказ от профессий, причиняющих страдания живым существам . Поскольку труд занимает большую часть времени, то для обретения внутреннего мира следует стремиться зарабатывать на жизнь в соответствии с буддийскими ценностями. Необходимо воздерживаться от работы в следующих сферах деятельности :
Правильный образ жизни включает также отказ от излишеств, богатства и роскоши. Только при этом условии можно избавиться от зависти и других страстей и связанных с ними страданий.
Последующие три этапа обычно используются монахами на их пути духовного совершенствования и реализации .
Правильное усилие включает в себя стремление сосредоточить свои силы и реализовать следующие состояния, способствующие пробуждению: самоосознавание, усилие, концентрация, различение дхарм, радость, спокойствие, умиротворение .
В Саччавибханга и Вибханга суттах буддийского палийского канона оно объясняется следующим образом:
И что такое, монахи, правильное усилие? Вот, монахи,
Монах порождает желание к не-возникновению невозникших плохих, неблагих состояний [ума]. Он прилагает усилие, порождает усердие, направляет на это ум, старается.
Он порождает желание к отбрасыванию возникших плохих, неблагих состояний. Он прилагает усилие, порождает усердие, направляет на это ум, старается.
Он порождает желание к возникновению невозникших благих состояний. Он прилагает усилие, порождает усердие, направляет на это ум, старается.Он порождает желание к поддержанию возникших благих состояний, к их не-угасанию, увеличению, разрастанию, осуществлению посредством развития. Он прилагает усилие, порождает усердие, направляет на это ум, старается. Это называется правильным усилием.
Правильное памятование (санскр. - смрити ) включает в себя «осознавание собственного тела, ощущений, ума и ментальных объектов» с целью достижения «непрерывной осознанности». В качестве методов используется шаматха (успокоение сознания и устранение аффектов ) и випашьяна (созерцание, направленное на закрепление позитивных и устранение негативных состояний сознания) .
Профессор Роберт Лестер отмечал, что практика смрити или сати состояла в том, что Будда не пытался подавить различные образы, мысли и ощущения, а «просто сидел, наблюдая за своими чувствами и мыслями, за тем, как они возникают и складываются в случайные узоры». В результате чего он последовательно увидел себя как динамическое «скопление физических и психических состояний», непостоянных и взаимозависимых друг от друга; увидел, что причиной физического состояния является действие желания, а желание является поверхностным слоем « эго », являющимся «представлением о собственном „я“». Более внимательно рассмотрев «эго», Будда увидел его как следствие кармы , представляющей собой действие «результирующей энергии» прошлого. Наблюдая за потоком кармы, идущим из прошлого, Будда осознал, что «один поток жизни даёт начало другому, и так без конца». Увидев всю цепочку причин с помощью практики смрити , Будда окончательно осознал, что страдание и волнение является следствием желания и связанного с ним «эго» и может быть прекращено разрушением иллюзии «эго» .
Правильное сосредоточение включает в себя глубокую медитацию или дхьяну , а также развитие концентрации, и ведёт к достижению предельной созерцательности или самадхи , а затем и к освобождению (ниббане) .
Данный этап являлся базисом, на основе которого была создана школа дзэн .
Буддолог Б. И. Кузнецов после изучения большого количества наиболее древних текстов выразил мнение о том, что восьмеричный путь и некоторые другие основные буддийские концепции сформировались окончательно только в сарвастиваде — одной из относительно ранних буддийских школ. Более поздний характер основных буддийских концепций, по сравнению со временем жизни Будды, предполагают и некоторые другие исследователи .