Амритрадж, Виджай
- 1 year ago
- 0
- 0
Расово-антропологическая школа — одна из влиятельных школ в социологии и антропологии второй половины XIX — начала XX века . Иногда её также называют антропосоциологией . Основателем школы считается французский мыслитель- расист Артюр де Гобино . Схожие идеи звучали также в работах палеонтолога Агассиса , антрополога Гента и др. в 50-х гг. XIX века .
Общие черты и положения этого направления таковы :
Расово-антропологическая школа сформировалась в условиях роста популярности учения Дарвина о борьбе за существование и естественном отборе , господства биологического подхода в социологии, широкого распространения всевозможных антропометрических измерений и попыток биологической классификации рас . Расово-антропологическая школа ориентировалась на позитивистский идеал научности (построение социального знания по образцу естественных наук ), несла на себе отпечаток механистичности и биологизма, была тесно связана с социал-дарвинизмом и, при отсутствии необходимой фактической информации, часто прибегала к домыслам и спекуляциям , подменяя научные выводы наукообразными спекулятивными построениями .
Параллельно с обсуждением вполне научного вопроса о полифилетическом происхождении рас человека представители школы пропагандировали идеи о неполноценности «цветных» рас. По многим своим положениям антропосоциологи приблизились к самому настоящему расизму .
Идеи расово-антропологической школы были подвергнуты в конце XIX—XX в. исчерпывающей критике. Абсолютное большинство её теоретических положений опровергались, доказывались произвольность и ценносто-предрассудочная подоплёка таких тезисов и понятий, как «раса», « арийская раса », «чистота расы», связь между физико-анатомическими расовыми особенностями и интеллектуальными способностями и т. д. Критики заявляли, что культурные различия между расами определяются не физиологическими расовыми факторами, а средой, в которой они развивались. Большую роль в этой критике сыграли работы Ф. Боаса , Г. Мюрдала, Ф. Хэнкинса, Т. Вайца , С. Оссовского и др.
На протяжении последних десятилетий влияние концепций расово-антропологической школы не присутствует в более или менее значительных социологических теориях. Антропосоциологию, сводящую проблему развития общества к конкуренции различных расовых типов, расценивают как псевдонауку . Однако её влияние присутствует в идеологиях и идеологических программах различных режимов и политических движений , в основном — крайне правых (фашисты, неонацисты ).