Турлыгин, Яков Прокопьевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Эмотивность — это центральное понятие эмотиологии , определяемое как «имманентное свойство языка выражать психологические (эмоциональные) состояния и переживания человека» . Эмоциональность и эмотивность соотносятся как психологическая и лингвистическая категории.
Эмотивность в речь реализуется через специальные языковые средства — эмотивы, которые представлены на каждом уровне любого национального языка и образуют его эмотивный код.
Эмотивный код языка — «семиотическая система корреляций между психическими состояниями (эмоциями) коммуникантов и их концептуализацей (семантизацией, вербальными упаковками, то есть оязыковление)» .
Эмотивы в речи выполняют две основные функции — эмоциональное самовыражение и эмоциональное воздействие. Функция выражения, или эмотивная, — «использование единиц языка для выражения, „выплеска“ эмоций без целевой направленности на определённого адресата» . Воздействие, или экспрессивная функция — «выражение направленных эмоций» , «прагматическое намерение воздействовать на получателя в нужном говорящему направлении, заставить его что-то сделать, удовлетворить просьбу, вызвать в нём определённые чувства » . При этом разграничение этих функций «считается условным, так как во многих случаях едва ли можно говорить о раздельном существовании подобных интенций » .
Наиболее широко эмотивы представлены на лексическом уровне языке. Выделяют три группы лексических эмотивов: 1) лексика , обозначающая эмоции ; 2) лексика, выражающая эмоции; 3) лексика, описывающая эмоции. Эмотивный смысл может выражаться и «эмотивно нейтральной в словарном состоянии лексикой» , так как «эмотивная нагрузка может присутствовать у любого предъявленного информанту слова <…> поскольку она связана с индивидуальным языковым сознанием » .
Эмотив характеризуется наличием в своей семантике эмотивного компонента. В контексте художественного произведения , как замечает В. Шаховский «в определённых ситуациях практически любое слово может приобрести эмотивную коннотацию» . По наблюдениям И. Быдиной, в поэтическом тексте это происходит за счет того, что «на узуально нейтральное слово <…> эмосема наводится контекстом стихотворения » , где «слово получает тенденцию к экспликации своего эмотивного потенциала» .
Синтаксическими эмотивыми являются парцелляция , сегментированные конструкции, эллипсис , восклицательные предложения , различные выделительные конструкции и т. п. Эмотивен повтор как «отклонение от нейтрального варианта, для которого, как правило, достаточно однократного употребления того или иного элемента» .
Эмотивность текста формируется также за счет его интонационного оформления. Опираясь на фонометрические исследования, В. Шаховский утверждает, что «все эмотивы в тексте обязательно маркированы просодией » . Интонация помогает понять эмотивное значение слова и даже может «придавать словам-эмотивам противоположный смысл» . В эмотивном тексте просодическая маркированность эмотивных высказываний «иногда находит и графическое отражение» .
Каждый отдельный текст, особенно художественный, имеет свой эмотивный код. Эмотивный код текста — «система сигналов эмотивности текста, отражающих общий пафос произведения, его прагматический заряд и эмоциональное отношение автора к описываемым реалиям художественного мира» .
Автор текста как носитель языка должен обладать эмотивной компетенцией, то есть «способностью намеренно или интуитивно использовать систему художественных приемов (код) для организации разнообразных языковых и стилистических эмотивных средств с целью отображения в художественном тексте эмоциональной авторской картины мира» .
В. Шаховский разграничивает понятия эмотивность текста и эмотивный тип текста. Первая предполагает «определенную степень эмотивности текста, эмотивные вкрапления» , в то время как эмотивный текст — «своеобразное „здание“, в котором представлены все „этажи“ эмотивности языка и все каналы (особенно если он является звуковым) её языкового выражения» .
Художественный текст является эмотивным. И. Быдина, говоря о поэтическом тексте как эмотивном, объясняет это тем, что «большую значимость для адекватного смысла стихотворения имеет эмотивный уровень, а не информативно-смысловой» . Эмоции в тексте могут быть представлены и на уровне формы, и на уровне содержания, выражаться имплицитно и эксплицитно. Как замечает В. Шаховский, в «плане выражения могут отсутствовать эмоциональные знаки, в то время как все пространство текста может служить символом переживаемых эмоций, то есть быть глубинно, имплицитно эмотивным» .