Interested Article - Сводеш, Моррис

Мо́ррис Сво́деш ( англ. Morris Swadesh ; иногда фамилия передаётся как Свадеш или Суодеш ; 22 января 1909 , Холиок , Массачусетс 20 июля 1967 , Мехико , Мексика ) — американский лингвист и антрополог , создатель глоттохронологии .

Основа метода оценки родства между языками заключается в составлении так называемых списков Сводеша для этих языков. Списки Сводеша содержат перечень из 100, 200 или 215 базовых лексем языка.

Ранняя жизнь и образование

Сводеш родился в 1909 году в Холиоке, штат Массачусетс, в семье еврейских иммигрантов из Бессарабии. Его родители были многоязычными, и он вырос с идишем, русским и английским языками в качестве своих первых языков.

Сводеш получил степень бакалавра и магистра в Чикагском университете, где он начал учиться у лингвиста Эдварда Сапира. Он последовал за Сапиром в Йельский университет, где получил степень доктора философии в 1933 году. Вдохновлённый ранними списками Сапира, показавшими сходство слов в индейских языках, он начал дело всей жизни в сравнительном языкознании.

Начало карьеры

В 1930-х годах Свадеш провел обширную полевую работу по более чем 20 языкам коренных народов Северной и Южной Америки, совершив поездки по Канаде, Мексике и США. Он работал наиболее плотно над языком читимача, ныне вымершим языковым изолятом, найденным среди коренных жителей Луизианы. Его полевые заметки и последующие публикации являются основным источником информации об этом вымершем языке. Он также провёл полевые работы над меноминском и махиканском языками в Висконсине и Нью-Йорке, соответственно. Оба языка являются частью алгонкинской языковой семьи.

Свадеш преподавал лингвистику и антропологию в Висконсинском университете в Мэдисоне с 1937 по 1939 год. За это время он разработал и организовал очень оригинальный «Онейдский языковой и фольклорный проект». Эта программа наняла более десятка индейцев онейда в Висконсине для проекта WPA (при администрации Франклина Д. Рузвельта) для записи и перевода текстов на язык онейда. Онейды исторически были одной из пяти наций конфедерации ирокезов с исторической территорией, расположенной в центральном штате Нью-Йорк, но некоторые переехали в Висконсин в XIX веке. В этот же период в других проектах WPA исследователи записывали хроники разных коренных народов и собирали устные истории афроамериканцев, которые родились в рабстве до конца Гражданской войны.

Свадеш покинул Висконсинский университет как раз тогда, когда он должен был начать проект. Флойду Лоунсбери, в то время студенту, было поручено закончить его. Лоунсбери продолжил его исследования в области лингвистики, позже занимая должность профессора антропологии и лингвистики в Йельском университете.

В мае 1939 года Сводеш отправился в Мексику, где он был нанят для оказания помощи правительству президента Ласаро Карденаса, который содействовал образованию коренных народов.  Для этой цели Свадеш выучил язык пурепеча. Вместе с сельскими школьными учителями Сводеш работал в деревнях коренных народов , сначала обучая людей читать на своих родных языках, а затем испанскому языку. Он работал с народами тараумара, пурепеча и отоми. Сводеш также менее чем за год выучил испанский язык. Он владел им достаточно свободно, так что был в состоянии прочитать серию лекций по лингвистике (на испанском языке) в Университете Мичоакана-де-Сан-Николас-де-Идальго и опубликовать свою первую книгу «La Nueva Filologia» на испанском языке в 1941 году .

Вернувшись в США, во время Второй мировой войны Свадеш работал над военными проектами для армии США и УСС по составлению справочных материалов по бирманскому, китайскому, русскому и испанскому языкам .  Он также написал простые в освоении учебники для военнослужащих, чтобы выучить русский и китайский языки .

Свадеш служил в Бирме, где лейтенант Роджер Хилсман описал его лингвистические навыки как экстраординарные. Проведя всего один день с местным гидом, Свадеш смог настолько хорошо овладеть местным языком нага, чтобы произнести затем десятиминутную благодарственную речь на этом языке .  Хилсман напомнил, что Свадеш был категорически против расовой сегрегации в Соединённых штатах .

Красный страх

В мае 1949 года Свадеш был уволен Городским колледжем Нью-Йорка (CCNY) из-за обвинений в том, что он коммунист. Это было во время Красной паники, и он был одним из ряда антропологов и других учёных, которым противостояли антикоммунисты в эпоху Маккарти. Сводеш был членом коммунистической партии Денвера и принимал активное участие в протестном движении против казни осуждённых шпионов Юлиуса и Этель Розенбергов .  Свадеш продолжал работать в США до 1954 года, чему способствовало ограниченное финансирование со стороны Американского философского общества Филадельфии.

Дальнейшая карьера

В 1956 году Свадеш вернулся в Мексику, где занял должность исследователя в Национальном автономном университете Мексики и преподавал лингвистику в Национальной школе антропологии и истории (Escuela Nacional de Antropología e Historia) в Мехико.

В 1966 году он был назначен профессором общей лингвистики в Университете Альберты в Канаде. Он разрабатывал планы крупного исследовательского проекта в Западной Канаде на момент своей смерти, летом 1967 года .

Работа в исторической лингвистике

Сводеш наиболее известен своими работами в области исторической лингвистики. Любой язык меняется на протяжении веков: возьмём, например, изменения в русском языке со времён Ивана Грозного. Некоторые языки расходятся и становятся отдельными диалектами, или языками, которые принадлежат к одной языковой семье. Отслеживание сходств и различий между языками является частью исторической лингвистики. Сводеш предложил ряд отдалённых генетических связей между языками.

Он был главным пионером лексикостатистики, которая пытается классифицировать языки на основе того, в какой степени они заменили основные слова, реконструируемые в протоязыке, и глоттохронологии, которая расширяет лексикостатистику путём вычисления дат расхождения от лексического коэффициента удержания.

Свадеш стал консультантом Международной ассоциации вспомогательных языков, которая стандартизировала Interlingua и представила его общественности в 1951 году (Esterhill 2000). В этой роли он создал списки из 100 и 200 основных элементов словарного запаса, используемых (с некоторыми вариациями) как в лексикостатистике, так и в глоттохронологии для сравнения между языками. С тех пор они стали известны как списки Свадеша.

Некоторые ученые считали Свадеша сторонником моногенеза, теории о том, что все языки имеют общее происхождение: «Свадеш стремился показать, что все языки мира связаны в одну большую семью» (Ruhlen 1994: 215). Другие считают, что Свадеш предложил ранние связи, но полагал, что языки сразу же разошлись между народами, как он выразился в своей главной, но незаконченной работе «Происхождение и диверсификация языка» (1971), опубликованной посмертно .

Личная жизнь

Свадеш некоторое время был женат на Мэри Хаас, американской лингвистке, специализировавшейся на индейских языках Северной Америки , и написал ряд работ в соавторстве с ней. Позже он женился на Фрэнсис Леон, с которой работал в Мексике в 1930-х годах; они развелись в конце 1950-х годов. Он женился на лингвистке Евангелине Аране после своего возвращения в Мексику в 1956 году.

Умер в Мехико в июле 1967 года.

Работы

  • Лексикостатистическое датирование доисторических этнических контактов, в кн.: Новое в лингвистике, в. 1, М., 1960;
  • К вопросу о повышении точности в лексикостатистическом датировании, там же;
  • Лингвистические связи Америки и Евразии, в кн.: Этимология. 1964, М., 1965;
  • La linguistica como instrumento de la prehistoria, Mexico, 1960;
  • The origin and diversification of language, L., 1972.

Источники

  • Эстерхилл, Фрэнк. 2000. Институт Интерлингва: История. Нью-Йорк: Институт Интерлингва.
  • Ньюман, Стэнли. 1967. "Моррис Сводеш (1909-1967)". Язык 43.
  • Прайс, Дэвид Х. 1997. "Антропологи под судом", доклад, представленный на ежегодном совещании Американской антропологической ассоциации, Вашингтон, Д.C., ноябрь 1997 года
  • Рулен, Мерритт. 1994. О происхождении языков: исследования в области лингвистической таксономии , Стэнфорд, Калифорния: Stanford University Press.

Примечания

  1. Morris Swadesh // (англ.) — 2010.
  2. Bibliothèque nationale de France Morris Swadesh // (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  3. Norman A. McQuown. // American Anthropologist. — 1968-08. — Т. 70 , вып. 4 . — С. 755–756 . — ISSN . — doi : . 2 февраля 2022 года.
  4. Роджер Хилсман. Американский партизан. — Potomac Books, 2005. — С. 142–143.
  5. Дэвид Х. Прайс. Угрожающая антропология: маккартизм и слежка ФБР за антропологами-активистами. — Duke University Press. — С. 102–105.
  6. . www.strazny.com . Дата обращения: 11 февраля 2022. 2 февраля 2022 года.
Источник —

Same as Сводеш, Моррис