Биологический факультет МГУ
- 1 year ago
- 0
- 0
Биологи́ческий детермини́зм , биологиза́торство — представление о том, что жизнь человека и общества в целом полностью определяется биологическими факторами .
На поведение людей влияют как биологические ( генотип , рефлексы , физиологические потребности: голод , жажда , половое влечение , сонливость и др.), так и социальные факторы (воспитание, социальное окружение, культура ). Сторонники биологического детерминизма абсолютизируют значение биологических факторов в ущерб социальным ( редукционизм ) .
В XIX веке примерами биологического детерминизма были дискредитировавшие себя «научный» расизм ( расовая теория ), социал-дарвинизм , евгеника . В настоящее время определённой популярностью пользуется так называемая социобиология , создатель которой Эдвард Уилсон заявил, что «социология и другие общественные науки, равно как и гуманитарные науки, — это последние разделы биологии, ожидающие включения в „современный синтез“». В 1998 году, в книге «Consilience» он призвал к подчинению общественных и гуманитарных наук биологическим и физическим наукам . Привлекательность биологического детерминизма заключается в том, что он предлагает правдоподобные научные объяснения различных социальных противоречий .
К негативным современным проявлениям биологизаторства относят :
Эволюционный нейробиолог Николай Кукушкин высказался так :
Обычно, когда люди думают, что они объяснили, почему мозг что-то делает, они на самом деле просто описали то же самое с использованием научных слов. Вот вы думали, что вам мороженое нравится — а на самом деле это у вас дофамин выделился. Вот вы думали, что у вас хорошо развито планирование, а на самом деле это у вас активная дорсолатеральная префронтальная кора . Разумеется, такие объяснения ничего не объясняют, просто меняют систему координат. Чтобы именно «объяснить», почему мороженое нравится, нужно привлекать как всю эволюционную траекторию, приводящую к любви к сладкому, так и весь жизненный опыт взаимодействия с мороженым. Без такого холистического подхода об «объяснениях поведения» речи быть не может…
…Может ли социальное неравенство объясняться биологическими причинами? Наверное, может. Снимает ли это с нас ответственность? Конечно нет. Наша культура позволяет нам воображать будущее, строить общество по своему замыслу, менять свое поведение. Эти способности — такая же часть нашей «прошивки», как страх смерти или половое влечение. Если угодно, у нас есть инстинкт сознательности.