Interested Article - Лисицкий, Лазарь Маркович

Ла́зарь Ма́ркович (Мо́рдухович) Лиси́цкий (книжную графику на идише подписывал именем Лейзер (Элиэзер) Лисицкий — אליעזר ליסיצקי , также широко известен как Эл Лисицкий и Эль Лисицкий ; 10 [22] ноября 1890 , Починок , Смоленская губерния , Российская империя 30 декабря 1941 , Москва ) — советский художник и архитектор .

Один из выдающихся представителей русского и еврейского авангарда . Способствовал выходу супрематизма в архитектуру.

Биография

Родился в семье ремесленника-предпринимателя, приписанного к долгиновским мещанам , Мордуха Залмановича (Марка Соломоновича) Лисицкого (1863—1948) и домохозяйки Сары Лейбовны Лисицкой . После переезда семьи в Витебск , где отец открыл посудную лавку, посещал частную Школу рисования Юделя Пэна .

В 1909 году окончил Александровское реальное училище в Смоленске . Учился на архитектурном факультете Высшей политехнической школы в Дармштадте , во время учёбы подрабатывал каменщиком. В 1911—1912 годах много путешествовал по Франции и Италии . В 1914 году с отличием защитил диплом в Дармштадте , однако в связи с началом Первой мировой войны был вынужден спешно вернуться на родину (через Швейцарию , Италию и Балканы ).

Чтобы заниматься профессиональной деятельностью в России, в 1915 году поступил экстерном в Рижский политехнический институт , эвакуированный во время войны в Москву . В Москве в этот период жил на Большой Молчановке 28, квартира 18, и в Староконюшенном переулке 41, квартира 32 . Окончил Институт 14 апреля 1918 года со званием инженер-архитектора . Диплом, выданный Лисицкому 30 мая того же года, до сих пор хранится в Госархиве России .

В 1916—1917 годах работал ассистентом в архитектурном бюро Великовского , затем у Романа Клейна . С 1916 года участвовал в работе Еврейского общества поощрения художеств, в том числе в коллективных выставках общества в 1917 и 1918 годах в Москве и в 1920 году в Киеве . Тогда же, в 1917 году занялся иллюстрацией изданных на идише книг, в том числе современных еврейских авторов и произведений для детей . С использованием традиционной еврейской народной символики создал марку для киевского издательства «Идишер фолкс-фарлаг» ( еврейское народное издательство ), с которым он 22 апреля 1919 года подписал контракт на иллюстрацию 11 книг для детей.

В этот же период (1916) принял участие в этнографических поездках по ряду городов и местечек белорусского Поднепровья и Литвы с целью выявления и фиксации памятников еврейской старины; результатом этой поездки явились опубликованные им в 1923 году в Берлине репродукции росписей могилёвской синагоги на Школище и сопроводительная статья на идише «װעגן דער מאָלעװער שול: זכרונות» ( Воспоминания о могилёвской синагоге , журнал «Милгройм») — единственная теоретическая работа художника, посвящённая еврейскому декоративному искусству.

Преподаватели Народного художественного училища. Витебск, 26 июля 1919 года. Сидят слева направо: Эль Лисицкий, Вера Ермолаева , Марк Шагал , Давид Якерсон , Юдель Пэн , Нина Коган , Александр Ромм . Стоит делопроизводительница училища

В 1918 году в Киеве стал одним из основателей « Култур-лиге » ( идиш : лига культуры ) — авангардного художественного и литературного объединения, ставившего своей целью создание нового еврейского национального искусства. В 1919 году по приглашению Марка Шагала переехал в Витебск , где преподавал в Народном художественном училище (1919—1920).

В 1917—1919 годах посвятил себя иллюстрации произведений современной еврейской литературы и в особенности детской поэзии на идише , став одним из основателей авангардного стиля в еврейской книжной иллюстрации. В отличие от тяготевшего к традиционному еврейскому искусству Шагала, с 1920 года Лисицкий под влиянием Малевича обратился к супрематизму. Именно в таком ключе выполнены более поздние книжные иллюстрации начала 1920-х годов, например к книгам периода Проуна «אַרבעה תישים» (см. , 1922), «Шифс-карта» (1922, ), «ייִנגל-צינגל-כװאַט» (стихи Мани Лейба, 1918—1922), Равви (1922) и другим. Именно к берлинскому периоду Лисицкого относится его последняя активная работа в еврейской книжной графике (1922—1923). После возвращения в Советский Союз Лисицкий к книжной графике, в том числе еврейской, больше не обращался.

В 1919—1921 годах — один из активных деятелей возглавлявшегося К. Малевичем витебского УНОВИСа . Здесь Лисицкий создает свои — аксонометрические изображения находящихся в равновесии различных по форме геометрических тел, то покоящихся на твердом основании, то как бы парящих в космическом пространстве. Лисицкий — учитель Лазаря Хидекеля , который после отъезда Лисицкого из Витебска возглавил архитектурную студию УНОВИСа, в которой произошел исторический переход из двухмерного супрематизма к объемному, то есть были сформулированы основы новой архитектуры и дизайна XX века.

С 1920 года выступал под артистическим именем «Эль Лисицкий». Преподавал в московском ВХУТЕМАСе (1921) и ВХУТЕИНе (с 1926); в 1920 вступил в ГИНХУК .

В мастерской Лисицкого был выполнен проект «Ленинская трибуна» (1920—1924). В 1923 году выполнил эскизы к неосуществленной постановке оперы « Победа над Солнцем ».

В 1921—1925 годах жил в Германии и Швейцарии; вступил в голландскую группу « Стиль ».

Был членом Объединения современных архитекторов (ОСА) .

Здание типографии журнала «Огонёк» построено по проекту Эль Лисицкого

Архитектурная деятельность Лисицкого заключалась, в частности, в решении проблем вертикального зонирования городской застройки (проекты «горизонтальных небоскрёбов» для Москвы, 1923—1925).

В 1927 году под руководством Эля Лисицкого в Москве прошла Всесоюзная типографическая выставка. Одной из задач мероприятия было «представить обозревателю… пути и этапы, пройденные человечеством … в области передачи друг другу мысли посредством различных символико-графических знаков». Дизайн выставки также был разработан Лисицким .

В 1927 году создал «Кабинет абстракций» для музея в Ганновере. В то же время им был введен термин «Фотопись» .

В мае 1928 года в Кёльне прошла выставка «Пресса», на которой был представлен советский павильон по эскизам Лисицкого. Это был масштабный проект с инсталляциями, стендами, кинетическими объектами и фотомонтажным фризом .

В 1930—1932 годах по проекту Эль Лисицкого была построена типография журнала «Огонёк» 55°46′38″ с. ш. 37°36′39″ в. д. (дом № 17 по 1-му Самотёчному переулку). Типография Лисицкого отличается удивительным сочетанием огромных квадратных и маленьких круглых окон. Здание в плане похоже на эскиз «горизонтального небоскрёба» Лисицкого.

Лисицкий выполнил в духе супрематизма несколько агитационных плакатов, например, « Клином красным бей белых! » (1920); разрабатывал трансформируемую и встроенную мебель в 1928—1929 годах. Он создал новые принципы выставочной экспозиции, воспринимая её как целостный организм. Отличным примером тому служит Всесоюзная полиграфическая выставка в Москве (1927 год).

Он увлекался фотографией, в частности, фотомонтажом . Одно из лучших изображений этой области — плакат для «Русской выставки» в Цюрихе (1929), где над обобщёнными архитектурными конструкциями поднимается циклопическое изображение двух голов, слитое в единое целое.

Плакат «Все для фронта! Все для победы! (Давайте побольше танков)»
Изображение кремлёвской звезды в руке рабочего на плакате «Москва — столица СССР» 1940 года

В 1937 году был опубликован фотомонтаж Эль Лисицкого, посвящённый принятию Сталинской Конституции, он представлял собой «лубочный» тематический цикл из четырёх выпусков журнала « USSR in Construction », которые исследователь Ульрих Шмид назвал иллюстрированной книгой, в этом же году вышел фотомонтаж художника «Молодые люди сравнивают старую Конституцию с новой» .

Умер от туберкулёза в декабре 1941 года. Его последней работой был плакат «Давайте побольше танков». Похоронен на Донском кладбище в Москве.

Семья

  • Брат — Рувим Маркович Лисицкий (1895—1980) , майор медицинской службы, участник Великой Отечественной войны, автор научных трудов по фармацевтике, многократно переиздававшегося и переведённого на иностранные языки учебника для фармацевтических школ и училищ «Медицинское товароведение: Инструменты, аппаратура, предметы ухода за больным, перевязочные материалы, очковая оптика, натуральные минеральные воды» (1939—1956), «Справочника по готовым лекарственным формам» (с соавторами, 1962), монографии «Хранение медикаментов» (с И. И. Левинштейном, 1940, 1954).
  • Жена — Софья Христиановна Лисицкая-Кюпперс ( , урождённая Шнайдер ; 1891—1978), галеристка, искусствовед; первым браком была замужем за искусствоведом . В 1944 году как немка была с сыном выслана в Новосибирск , где жила до конца жизни.
    • Сын — Борис (Йен) Лазаревич Лисицкий ( нем. Jen Lissitzky , 12 октября 1930, Москва — 22 января 2020), кинооператор, фотокорреспондент газеты «Советская Сибирь» , член Союза кинематографистов СССР (1961). Работал оператором на Хабаровской дальневосточной студии кинохроники (1957—1962), Казанской студии кинохроники (1962—1963), Свердловской киностудии (1963—1967) и Новосибирской студии телевидения (1967). Переехал в Германию, затем в Испанию. На средства Бориса Лисицкого в 2013 году в Испании, недалеко от города Ронда провинции Малага (Lugar Partido Rural Penacerrada 3, Ronda, Málaga), был основан православный храм; сам Лисицкий 20 января 2016 года принял монашеский постриг с именем Иоанн.

Галерея

Память

Могила Эль Лисицкого на Донском кладбище

См. также

Примечания

  1. Лисицкий Лазарь Маркович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  2. Sarabianov A. D. El Lissitzky // (англ.)
  3. Traynor I. (англ.) // — 2001. — ISSN ;
  4. . Дата обращения: 20 февраля 2009. 30 марта 2009 года.
  5. См. иллюстрации от 13 октября 2016 на Wayback Machine
  6. — Имя Эль (сокращение имени Элиезер) во многих прижизненных изданиях художника склоняется: Владимир Маяковский. Для голоса. Типографика Эля Лисицкого. Берлин—Москва: Госиздат РСФСР, 1923; Илья Эренбург. Шесть повестей о лёгких концах. Пер. и иллюстрации Эля Лисицкого. Берлин: Геликон, 1922.
  7. По другим данным родился 11 (23) ноября
  8. от 28 июля 2014 на Wayback Machine Эль Лисицкий. Русская живопись.
  9. . Дата обращения: 23 сентября 2008. 29 октября 2008 года.
  10. Igor Dukhan, Space and Body in Jewish Avant-garde Art: El Lissitzky versus Chaim Soutine, Conference of the British Association of Jewish Studies, 11-13 July 2007 at UCL
  11. Christina Lodder. Art and Identity: El Lissitzky and the Jewish Avant-garde in Berlin, ibid .
  12. Russian Revolutions: Generations of Russian Jewish Avant-Garde Artists, Singer Gallery Catalogue. Mizel Center for Arts and Culture: Денвер ( Колорадо ), 2002.
  13. . Дата обращения: 20 февраля 2009. 16 июня 2010 года.
  14. . Дата обращения: 23 сентября 2008. 29 октября 2008 года.
  15. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  16. Дед, Залман Хаимович Лисицкий (1842—?), жил в местечке Долгиново Вилейского уезда Виленской губернии .
  17. В справочнике «Вся Россия» за 1911 год отец указан хозяином посудной лавки в Витебске.
  18. . Дата обращения: 13 ноября 2009. 8 сентября 2008 года.
  19. Личный состав Рижского политехнического института на 1915/1916 и 1916/17. С. 34, 24.
  20. Rīgas Politehnikums:1862.-1919. g.: Album Academicum (1912.-1919. g.). Rīga, 1938. L. 203.
  21. ГАРФ. Ф. А2306, оп. 18, д. 186.
  22. от 4 января 2015 на Wayback Machine : Сборник стихов Мойше Бродерзона .
  23. Дата обращения: 13 ноября 2009. 30 июля 2013 года.
  24. . Дата обращения: 12 ноября 2009. 11 сентября 2008 года.
  25. . Дата обращения: 12 ноября 2009. 4 января 2015 года.
  26. . Дата обращения: 12 ноября 2009. 3 июня 2009 года.
  27. Дата обращения: 20 февраля 2009. 30 марта 2009 года.
  28. . Дата обращения: 20 февраля 2009. 16 июня 2010 года.
  29. . Дата обращения: 12 июля 2014. Архивировано из 18 мая 2018 года.
  30. . Дата обращения: 12 ноября 2009. Архивировано из 2 октября 2019 года.
  31. . Дата обращения: 19 июля 2014. 23 ноября 2015 года.
  32. . Дата обращения: 23 ноября 2015. 23 ноября 2015 года.
  33. Дата обращения: 11 ноября 2009. 13 июля 2010 года.
  34. РОССИЯ ВЫСОКАЯ. История высотного строительства России. — Екатеринбург: TATLIN, 2014. — С. 180. — ISBN 978-5-000750-31-5 .
  35. Е. Деготь. Советское искусство между Троцким и Сталиным. — Москва: Московский музей современного искусства, 2008. — С. 15. — 300 с.
  36. Е. Деготь. Советское искусство между Троцким и Сталиным. — Москва: Московский музей современного искусства, 2008. — С. 17. — 300 с.
  37. . Дата обращения: 7 мая 2010. 21 октября 2010 года.
  38. от 26 октября 2013 на Wayback Machine « НЛО » 2009, № 100, Ульрих Шмид.
  39. . Дата обращения: 14 марта 2020. 27 марта 2008 года.
  40. . Дата обращения: 4 января 2015. 16 сентября 2017 года.
  41. от 21 января 2018 на Wayback Machine : Борис Лисицкий был оператором на картине «Вера и Фёдор» (1974), работал на студии кинохроники.
  42. . РБК Петербург (1 июня 2021). Дата обращения: 10 июня 2021. 10 июня 2021 года.

Литература

  • Раппопорт А. // Россия. Франция. Проблемы культуры первых десятилетий XX века. Сборник статей. — М., 1988.
  • Эль Лисицкий и его идея «Пангеометрии» // . — М.: Советский художник , 1989. — Вып. 25. — С.113—130.
  • Эль Лисицкий и его теоретическое наследие: Сборник теоретической прозы Л. Лисицкого / Вступ. ст., публикация, сост. Т. Горячевой . — М. : Государственная Третьяковская галерея , 1991.
  • Канцедикас А. , Ярыгина З . В 7 тт. Галерея Новый Эрмитаж-1: Москва, 2005.
  • Фоменко Андрей. Монтаж, фактография, эпос: Производственное движение и фотография. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. — 374 с. — ISBN 978-5-288-04378-9.
  • Витебский музей современного искусства : история создания и коллекции (1918-1941) / В. А. Шишанов. — Минск: Медисонт, 2007. — 143 с. — ISBN 978-985-6530-68-8 .
  • Духан И. Эль Лисицкий, 1890–1941: Геометрия времени. — М. : TASCHEN: Арт-Родник, 2010. — 96 с. — (Малая серия искусств). — 3000 экз. ISBN 978-5-404-00011-5 .
  • Хан-Магомедов C. О. Лазарь Лисицкий. — М. : С. Э. Гордеев , 2011. — ISBN 978-5-91566-047-1 .
  • Фоменко Андрей. Советский фотоавангард и концепция производственно-утилитарного искусства. — СПб.: СПГУТД, 2011. — 184 с. — ISBN 978-5-7937-0617-9.
  • Козлов Д. В. СПб., 2014.
  • Эль Лисицкий: Повторы [предисл. И. А. Буа] // Формальный метод : Антология русского модернизма / сост. С. Ушакин. — М. ; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016. — Т. 3. — С. 9—218. — 906 с. — ISBN 978-5-7525-2997-9 .
  • Шишанов, В. // #UNOVIS100: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящённой 100-летию творческого объединения «УНОВИС». 12-14 февраля 2020 года, Витебск — Минск // сост.: А. Э. Духовников, В. А. Шишанов, Т. В. Котович; ред. кол.: Е. Л. Гринь [и др.]. — Витебск: Витебская областная типография, 2021. — С. 112—123.
  • Berkovich, Gary . Reclaiming a History. Jewish Architects in Imperial Russia and the USSR. Volume 2. Soviet Avant-garde: 1917–1933. Weimar und Rostock: Grunberg Verlag. 2021. С. 103. ISBN 978-3-933713-63-6

Ссылки

в библиотеке «Старатель»

Источник —

Same as Лисицкий, Лазарь Маркович