Евсевий (Рождественский)
- 1 year ago
- 0
- 0
Евсе́вий Ми́ндский ( др.-греч. Εὐσέβιος της Μύνδιος , IV век ) — античный философ- неоплатоник , представитель Пергамской школы неоплатонизма, ученик Эдесия .
Евсевий происходил из города Минда в Карии на юго-западном побережье Малой Азии , сегодня здесь находится турецкая деревня . О его семье и детстве ничего не известно. Евсевий обучался в Пергаме у известного философа-неоплатоника Эдесия, основателя Пергамской школы неоплатонизма. В это же время вместе с Евсевием у Эдессия в Пергаме обучался Хрисанфий , а также философы Максим Эфесский и Приск .
В 351 году будущий император Юлиан приехал в Пергам, чтобы брать уроки у Эдесия. Через некоторое время пожилой Эдесий поручил дело обучения Юлиана своим ученикам из-за своего преклонного возраста. Поскольку Максим находился тогда в Эфесе, а Приск в Греции , Евсевий и Хрисанфий стали учителями именитого поклонника философии .
Евсевий поразил Юлиана своими выдающимися диалектическими способностями, в которых не уступал самому Максиму Эфесскому, однако «в присутствии последнего … старался избегать точных логических определений и разных диалектических тонкостей. А когда Максим отсутствовал, Евсевий со всем блеском своего дарования доказывал, что в диалектических рассуждениях как раз и содержится несомненная истина, в то время как люди, занимающиеся практической магией , увлечены на ложный путь» .
Евнапий включает Евсевия в «Золотую цепь неоплатоников». О дальнейшей судьбе Евсевия ничего не известно.
В отличие от большинства неоплатоников того времени, Евсевий отвергал религиозные практики теургии , последователи которой стремились магическим и ритуальным образом получить божественную помощь, очистить душу и установить связь с миром богов. Он полагал, что эффекты магии и теургии не имеют божественного происхождения, а являются галлюцинациями , вызванными материальными силами, это неверный путь для истинного философа, который ничего не дает для очищения души, но ведет к безумию . Так же, как Плотин , основатель направления неоплатонизма, и в отличие от Ямвлиха , Евсевий был убежден, что восхождение души и ее возвращение в духовный мир не могут быть достигнуты внешними действиями в рамках культовой практики, но исключительно через духовное очищение , которое достигается посредством разума . Он не считал, что этот процесс зависит от божественного вмешательства, но верил в способность души исцелить себя через философское знание . Поэтому Евсевий пытался предупредить Юлиана о магических практиках своего бывшего соученика Максима Эфесского, который поставил теургию в центр своих усилий. Этим, однако, Евсевий добился прямо противоположного тому, к чему стремился — Юлиан, которому Евсевий всегда советовал прислушиваться к голосу своего разума, сказал ему: «Ты указал мне на человека, которого я искал», простился с Евсевием и, прервав обучение в Пергаме, отправился в Эфес к Максиму, и «непрерывно поглощал его совершенную мудрость» .
Неизвестно, написал ли сам Евсевий какие-либо философские сочинения.
Под именем Евсевия в Антологии Стобея сохранилось несколько морализаторских изречений (на ионическом диалекте), которые Даниэль Виттенбах и приписали Евсевию из Минда без веских на то причин. Эдуард Целлер , при этом, указал, что в этих моральных высказываниях нет и следа неоплатонических идей, поэтому идентификация этих двух Евсевиев как одного лица обычно отвергается.
63 приписываемых Евсевию Миндскому фрагмента были изданы в 1881 году Муллахом в составе третьего тома Fragmenta Philosophorum Graecorum .