Interested Article - Объективация

Объективация (от лат. «предметный») — опредмечивание, превращение в объект, мыслительный процесс, благодаря которому ощущение , что возникло как субъективное состояние, преобразуется в восприятие объекта. Объективация — акт проектирования наружу некоторых наших внутренних ощущений , обретения внешней, объективной формы существования. Термин используется применительно к чему-то субъективному, психическому или в отношении к какой-то внутренней, имплицитной, скрытой сущности. В психологии — процесс и результат локализации образов восприятия во внешнем мире — там, где расположены источники информации, которые воспринимаются.

Объективациями психического являются все внешние проявления психической деятельности — практическая деятельность , поступки , знаки и тому подобное. Как объективация психического выступают также все продукты и способы человеческой деятельности культура в широком смысле слова. Кроме того, как объективации волевых импульсов, желаний и т. п рассматриваются объекты, на которые они направлены. Важнейшей формой объективации сознания и мышления считается речь . Классическая философия трактовала отношение мышления и речи в духе теории выражения: мышление существует до и вне языка , а в языке приобретает лишь внешнюю форму существования, объективируется. Философия XX века склоняется к признанию языка условием формирования самого сознания и мышления , средой любой духовной деятельности. Если для классической философии язык сознательно строится мышлением как его объективация, то неоклассики считают, что язык задает границы и возможности для мышления , а не просто придает ему внешнюю форму существования. Проявлением психического являются также жесты , интонации , выражения лица , которые часто являются непреднамеренными формами выражения психического. Иррационалистическая философия считает их интерпретацию очень важной, поскольку они открывают о человеке больше, чем он сам осознает ( В. Дильтей ).

Термин «объективация» в другом значении использовался в истории философии в различных концепциях. У А. Шопенгауэра все существующее рассматривается как различные объективации мировой воли . Воля проявляется на различных ступенях объективации начиная с разнообразных сил в неживой природе ( притяжение , непроницаемость), где в отличие от живой природы объективации воли не индивидуализированы. Живая природа и человеческое общество усматриваются Шопенгауэром как непрерывное столкновение индивидуализированных объективаций свободы . Для «философии жизни» жизнь — это стихийный иррациональный творческий порыв, объективациями которого являются, в частности, все продукты культуры (для В.Дильтея религия , философия и искусство ).

В философии XX века нарастает тенденция трактовать объективацию внутреннего и субъективного как его отчуждение, а внешние формы его существования — как ложные, искажающие его суть. Она имеет корни в классической философии . У Гегеля природа и история — формы инобытия абсолютной идеи , которая, приобретая внешнюю форму существования , отчуждает себя в них, хотя здесь отчуждение ещё не является искажением. Применительно к соотношению языка и мышления трактовка объективации как искажение настоящей сути внутреннего выражена знаменитыми словами Ф. Тютчева : «Мысль изреченная есть ложь». Г. Зиммель видел «трагедию культуры» именно в том противоречии, которое существует между творческой сущностью жизни и застывшими институциональными формами, в которых этот порыв должен воплотиться, объективироваться. Подобный же конфликт между творчеством и объективацией драматизировал в своей философии Н. А. Бердяев . Мир объективаций — это то, что противостоит свободе и творчеству . Творческий акт для него возможен как освобождение, преодоление объективного и необходимого.

Хотя склонность к объективации наших состояний является вполне естественной, она не всегда является легитимной: такой она становится лишь тогда, когда объективация носит общий характер, когда все признают определенный факт — тогда можно говорить о некоторой объективности . Но, поскольку существует множество коллективных иллюзий (световые видения , ощущения исторической истины), то объективация может владеть научной объективностью только в том случае, если она согласуется с общими законами науки (когда научные инструменты — термометр , мерило экономических законов , управляющих историей , и т. д. — направления их отображают). Объективация воспринимается либо как субъективная ценность , или как общая ценность (коллективное представление), или, наконец, как всеобщая ценность (научная объективность ).

См. также

Литература

  • Философия : Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. — М. : Гардарики, 2004. — 1072 с. — ISBN 5-8297-0050-6 .
  • Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. — М. : АСТ, 2003.
  • Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Российская акад. наук, Ин-т философии РАН ; редкол. : И. Т. Касавин (гл. ред. и сост.) и др.. — М. : Канон+, 2009. — 1247 с. — ISBN 978-5-88373-089-3 .
  • Жюлиа, Дидье. Философский словарь = Dictionnaire de la philosophie / Пер. с фр.. — М. : Международные отношения, 2000. — 537 с. — ISBN 5-7133-1033-7 .
Источник —

Same as Объективация