Interested Article - Бад-тибира

Древнее Междуречье

Бад-тибира или Бад-тибиру ( шум. bad 3 -tibira ki — «Укрепления медников » или «Крепость кузнецов » , совр. Тель аль-Мадаин ) — один из древнейших шумерских городов в южной Месопотамии , располагавшийся на канале .

История

Согласно Ниппурскому царскому списку, Бад-тибира был вторым из пяти до потопных городов Шумера , в котором правили три легендарных царя: Энменлуанна , Энменгаланна и Думузи-пастух .

В раннем шумерском тексте о спуске в ад Инанны упоминается городской храм под названием Э -муш-каламма. В этой истории Инанна отговаривает демонов из преисподней от избрания (англ.) , её младшего сына и покровителя Бад-тибиры, жившего в нищете. В итоге, они выбирают Думузи, жившего в роскоши в Кулабе . Этого Думузи стали называть «пастухом» в отличие от правившего в Уруке после потопа Думузи-рыбака .

Клинописные надписи «братского текста» на конусах, разграбленные в 1930-х годах , повествуют о дружеском соглашении Энтемены , царя Лагаша , и Лугаль -кинишедуду, царя Урука . Согласно этому тексту, Энтемена построил храм Э -муш для Инанны и Думузи , под своим местным эпитетом Лугаль - Э -муш.

Во времена Аккадского царства Бад-тибира стал называться Дур-гургурри . Сбор налогов с Дур-гургурри, который к тому времени оставался главным поселением гильдии " металлистов " ( гугурре ) , фигурировал в переписке Хаммурапи . В эллинистический период носил название Паутибибл или Пантибибл ( др.-греч. Παντιβίβλος ), что зафиксировано в трудах Бероса , Аполлодора Афинского и Абидена . Это отражает другое название города — Патибира , что означает «Канал кузнецов» . По этой причине Бад-тибира может иметь отношение к древнему племени древнейших кузнецов , тибаренов , в те времена уже достигшим Средиземноморья и основавшим сиро-хеттское царство Табал .

Археология

На поверхности телля аль-Мадаин найдено несколько сильно стёртых полу кирпичей с надписями Амар-Сина из Третьей династии Ура , а также куски спёкшегося кирпича, свидетельствующие о разрушении города в результате пожара . Город долгое время переходил из рук в руки между царём Ларсы , Син-иддинамом , утверждавшим, что построил великую стену Бад-тибиры, и царём Исина , Липит-Иштаром , «пастухом Ниппура », утверждавшим, что построил здесь «Дом праведности ».

Примечания

  1. Albright W. F., Lambdin T. O. The Evidence of Language // The Cambridge Ancient History I, part 1. — Cambridge University Press, 1971. — С. 150. — ISBN 0-521-07051-1 .
  2. Hallo William W., William Kelly Simpson. The Ancient Near East: A History. — New York: Harcourt Brace Jovanovich, Inc., 1971. — С. 32.
  3. Vaughn E. Crawford. The Location of Bad-Tibira // Ur in Retrospect. In Memory of Sir C. Leonard Woolley. — весна-осень 1960. — Т. 22. — С. 197, прим. 7. Надёжное определение зависит от восстановления разграбленных фрагментов надписей Энтемены , появившихся на чёрном рынке без провенанса . Ранние раскопки на холме Мадаин рядом с руинами Лагаша произведённые после сообщения торговца об одной из надписей, оказались безуспешными: см. H. de Genouillac Fouilles de, ii:139.
  4. . The Electronic Text Corpus of Sumerian Literature . Дата обращения: 1 мая 2017. 8 июля 2017 года.
  5. По мнению Кроуфорда, это тот же самый храм Э-муш-каламма.
  6. Vaughn E. Crawford. The Location of Bad-Tibira // Ur in Retrospect. In Memory of Sir C. Leonard Woolley. — весна-осень 1960. — Т. 22. — С. 197.
  7. King L. W. The Letters And Inscriptions Of Hammurabi, King Of Babylon About B.C. 2200. — Т. 3. — С. 21, прим. 2.
  8. King L. W., Hall H. R. Egypt and Western Asia in the Light of Recent Discoveries. — New York, 2005. — С. 306f.
  9. Vaughn E. Crawford. The Location of Bad-Tibira // Ur in Retrospect. In Memory of Sir C. Leonard Woolley. — весна-осень 1960. — Т. 22. — С. 198.
  10. Ferris J. Stephens 52.2 (June 1932):182-185) p. 183. A Newly Discovered Inscription of Libit-Ishtar. — Journal of the American Oriental Society, июнь 1932. — Т. 52.2. — С. 183.
Источник —

Same as Бад-тибира