Interested Article - Софония (Сокольский)

Архиепископ Софония (в миру Стефан Васильевич Сокольский , при рождении Буланов ; 1799 , Тверская губерния , Российская империя 1877 , Верный , Туркестанский край , Российская империя ) — епископ Русской православной церкви , первый архиепископ Туркестанский и Ташкентский .

Биография

Родился 26 ноября ( 7 декабря ) 1799 года в селе Еськи Бежецкого уезда Тверской губернии в семье священника. Родовая фамилия его семьи была Булановы. При поступлении Василия — отца Стефана — в Тверскую семинарию ректор семинарии архимандрит Павел дал тому фамилию Сокольский, учитывая красивый внешний вид и бойкий характер мальчика. По окончании домашнего воспитания Стефан Сокольский поступил сначала в Бежецкое духовное училище , а в 1817 году в Тверскую духовную семинарию.

В 1823 году Стефан Сокольский поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию , которую окончил в 1827 году со степенью магистра .

6 сентября 1827 года, после окончания академии Стефан Сокольский принял постриг в монашество с именем Софония в честь в честь одного из двенадцати малых пророков . 8 сентября был рукоположён во иеродиакона , а 11 сентября — во иеромонаха . 16 сентября иеромонах Софония был определён в Тверскую духовную семинарию.

16 февраля 1829 года получил должность инспектора и профессора философских наук Вологодской семинарии . Во время служения в Вологде отец Софония временно управлял Спасо-Каменным монастырём и . С 7 декабря 1830 года исполнял должность ректора Вологодской духовной семинарии и цензора проповедей . В этом же году ему поручена была ревизия Вологодских училищ. 28 июня 1831 года иеромонах Софония подготавливал к постригу в монашество Димитрия Брянчанинова , впоследствии епископа Кавказского Игнатия. В дальнейшем они много лет дружили и общались.

29 ноября 1831 года отец Софония был перемещён на инспекторство и профессорство в Архангельскую семинарию .

10 мая 1835 года отец Софония был переведён в Орёл на должность ректора и профессора богословия Орловской семинарии . 28 июня «за отлично-усердную службу» Святейший синод возвёл его в сан архимандрита и назначил наместником . 28 августа назначен присутствующим в Орловской духовной консистории .

5 мая 1839 года переведён был в город Каменец-Подольский на должность ректора и профессора богословия Каменец-Подольской духовной семинарии с назначением настоятелем .

11 декабря 1843 года отец Софония вызван на чреду в Санкт-Петербург , где находился до августа 1844 года и состоял членом консистории. Он был назначен также членом бывшего при академии Комитета для рассмотрения курса семинарских наук.

20 августа 1844 года архимандрит Софония был назначен ректором и профессором богословия Ярославской духовной семинарии и настоятелем Ростовского Авраамиева первоклассного монастыря .

21 сентября 1845 года отец Софония был назначен ректором и профессором богословия в родную Тверскую семинарию.

13 февраля 1847 года он опять перемещён на те же должности (ректором и профессором богословия) в Могилёвскую духовную семинарию и назначен настоятелем Могилёвско-Братского первоклассного монастыря .

11 февраля 1848 года архимандрит Софония был назначен в Константинополь настоятелем церкви при Русском посольстве . Здесь кончается служение отца Софонии в должностях по духовно-учебному ведомству, служение, продолжавшееся 21 год. За это время он занимал наставнические и начальнические должности в семи семинариях (из них в Тверской дважды) и управлял за этот период семью различными монастырями. В мае 1853 года архимандрит Софония отправился по служебному назначению в Россию на недолгий срок, но начавшаяся после этого Русско-турецкая война помешала ему вернуться обратно. В связи с этим вплоть до 1855 года архимандрит Софония находился в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре .

12 июля 1855 года архимандрит Софония был отправлен в Рим настоятелем церкви миссии Русской православной церкви . 8 мая 1860 года отец Софония отбыл из Рима в связи с увольнением его со службы на основании подданного им собственного прошения об этом.

22 сентября 1861 года Святейшим синодом по обсуждении дела о желании проживающих в Персидских провинциях несториан присоединиться к Православию было определено командировать архимандрита Софонию в Эривань , где он и пробыл около двух лет.

Епископ Новомиргородский

28 февраля 1863 года в Святейшем Синоде состоялось наречение архимандрита Софонии во епископа Новомиргородского, викария Херсонской епархии .

3 марта архимандрит Софония был хиротонисан в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры в сан епископа. Хиротонию совершали: митрополит Киевский и Галицкий Арсений , архиепископы Псковский Феогност (Лебедев) , Тверской Филофей (Успенский) , Рижский Платон (Городецкий) , Могилёвский Евсевий (Орлинский) и епископ Выборгский Иоанникий (Руднев) .

17 июня 1864 год]а, преосвященный Софония был вновь командирован в Грузию . В Тифлисе владыка Софония пробыл с сентября 1864 по март 1865 года.

Архиепископ Туркестанский и Ташкентский

Решением Святейшего Синода, 12 ноября 1871 года епископ Софония был назначен на новоучреждённую Туркестанскую и Ташкентскую епархию , став первым святителем обширного Туркестанского края . Генерал-губернатор Константин фон Кауфман не желал нахождения епархиального архиерея в Ташкенте , и по его просьбе местопребывание епископа было определено в областном городе Семиреченской области — городе Верном .

До приезда Архиепископа Софонии на Туркестанскую кафедру, в городе Верном было всего три священника . Всех церквей в обеих областях Туркестанского края было двадцать шесть. Из них 13 церквей в области Сыр-Дарьинской и столько же в Семиреченской. Церкви первой области составляли одно Ташкентское благочиние, на протяжении с лишком 1200 вёрст в длину и около 1000 вёрст в ширину. Церкви второй принадлежали к двум благочиниям меньшего размера, из которых одно, За-Илийское, состояло из 8 церквей, а другое, Лепсинское, из 5 церквей. Кроме того, в обеих областях было 4 строящихся храма.

16 сентября 1877 года в честь 50-летнего юбилея со дня служения Преосвященный Софония был возведён в сан архиепископа . К этому времени число церквей в Туркестане достигло уже 42-х. Вскоре, 26 ноября ( 8 декабря ) 1877года , он скончался в городе Верном , где и был похоронен.

Награды

Труды

Архиепископ Софония знал много языков, в частности свободно владел — итальянским и французским языком, осуществлял переводы с греческого, сирохалдейского языков.

  1. «О несогласии церкви Армянской со Вселенскою Православною. Составлено одним православным христианином и напечатано с прибавлениями и примечаниями. Перевод с греческого Софонии, епископа Новомиргородского». Одесса, 1867 г.
  2. Херсон, 1870 г.
  3. «Слова и речи». Томы I и II С.-Петербург, 1876 г. Сюда вошли изданные в 1870 г. «Слова и речи» с объяснением притчи о неправедном домоправителе.
  4. С.- Петербург 1876 г.
  5. «Из дневника по службе на Востоке и Западе». С.-Петербург, 1874 г.
  6. «Молитва и речь 8 июля 1875 года в г. Верном». Омск, 1875 год
  7. «Взгляд православного на папскую торжественную мессу в день Рождества Христова, в базилике св. Петра». С.-Петербург, 1863 г.
  8. «Сведения о иаковитах». (Журнальная статья в «Страннике» за 1863 г. м. июль, отд. II, стр. 1.).
  9. «О Литургии иаковитов». (Там же, за 1863 г., м. август, отд. II, стр. 39.).
  10. «Несторианский праздник в честь трёх греческих учителей». (Журнальная статья в «Церковном Листке» при «Духовной беседе» за 1866 г., стр. 83.)
  11. Три письма его к преосвященному Иннокентию Херсонскому. (В «Христианских чтениях» за 1887 г.).
  12. Грамматика сиро-халдейского языка и обширный русско-сирийский словарь.
  13. Два письма епископа Софонии к митрополиту Исидору о занятиях его в Тифлисе по поводу присоединения несториан к православию и переводы писем несторианских митрополитов.
  14. «Литургия св. ап. Иакова (чин)». Перевод с греческого с предварительным суждением о Литургии ап. Иакова" и проч.
  15. «О иаковитах» — записка эта составлена в 1853 году и потом в исправленном и добавленном виде напечатана в «Страннике» за 1863 г. III, отд. II стр. 39.
  16. «Сирийская литургия св. Иакова, брата Божия, в том виде, как сократил её в 1503 г. католикос Мар-Григорий».
  17. На сирохалдейский язык им переведены и переписаны: «Краткий катехизис» и «Священная история».
  18. С сирохалдейского древнего языка на русский им переведены: «Двенадцать слов Нестория, содержащих изложение его верования о Боге и о воплощении Сына Божия, писанное им по желанию монахов» и «Диспут между Несторием и Кириллом, читаемый ежегодно в церквах несторианских в праздник Трёх вселенских учителей (Феодора, Диодора, Нестория)».

Память

Православной церковью Казахстана учреждены орден и медаль святителя Софонии (Сокольского).

Примечания

  1. Краткая справка о церквахъ Туркестанской Епархіи подвѣдомыхъ Епархіальному Начальству . // «Туркестанскія Епархіальныя Вѣдомости». — 1916. — № 24. — Часть Офиціальная. — С. 326.

Литература

  • Никольский А. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. , 1909. — Т. 19: Смеловский — Суворина. — С. 154—162.
  • Путинцев М., протоиерей. Воспоминания о Софонии, епископе Туркестанском // Душеполезное чтение. 1884, ноябрь. — С. 249—285; декабрь. — С. 385—423.
  • Кирион (Садзагелов) , епископ. Церковно-исторический очерк основания в Херсоне викариатства и его жизнедеятельность (по поводу его пятидесятилетия 1853—1903 гг.). — Одесса, 1905.
  • Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871). — СПб., 1872. — 153 с.

Ссылки

Источник —

Same as Софония (Сокольский)