Нюрнбергская хроника
- 1 year ago
- 0
- 0
Хро́ника Альфо́нсо III ( лат. Chronica Adefonsi tertii regis ) — раннесредневековая латиноязычная хроника , описывающая историю Пиренейского полуострова со времён короля вестготов Вамбы до конца правления короля Астурии Ордоньо I . Получила название по имени своего предполагаемого автора, короля Альфонсо III Великого . Сохранилась в двух редакциях — « » и « ». Вместе с « Хроникой Альбельды » и « Пророческой хроникой » входит в так называемый «цикл хроник эпохи Альфонсо III» .
Обе редакции «Хроники Альфонсо III» дошли до нашего времени в поздних копиях . Наиболее старой является рукопись «Хроники Роды», сохранившаяся в созданном в конце X — начале XI веков « Кодексе Роды ». Оба текста предваряются посвящениями королям Леона : «Себастианская хроника» — Гарсии I , «Хроника Роды» — его преемнику на престоле, Ордоньо II . Несмотря на это, предполагается, что «Хроника Роды» является первоначальным вариантом «Хроники Альфонсо III», в то время как «Себастианская хроника» — её позднейшей переработкой .
Время создания «Хроники Альфонсо III», вероятно, относится к 887—888 годам, так как в ней как о недавнем событии упоминается о заселении города Визеу . Местом составления считается Овьедо на основании того, что в хронике дважды употребляется речевой оборот «здесь» ( лат. hanc ) в отношении этого города . По вопросу авторства среди историков идут дискуссии. Некоторые из них считают автором хроники короля Альфонсо III, основываясь на фразе о заселении Визеу по приказу автора хроники . Однако другие исследователи считают, что так как точно неизвестно, по чьему приказу был заселён этот город, автором хроники мог быть и не король, а один из высокопоставленных придворных или церковных иерархов . Компромиссной является версия, согласно которой, хроника была составлена в королевском скриптории Овьедо под непосредственным контролем монарха . После создания текста, лёгшего в основу написанной на грубой латыни «Хроники Роды», Альфонсо III направил его некоему «епископу Себастиану», чтобы тот проверил упоминаемые факты, а также исправил слог хроники. Этот Себастиан, которого идентифицируют или с , или с племянником короля, епископом Саламанки , переложил хронику на литературный латинский язык, а также внёс несколько уточнений, вероятно, более точно отражавших настроения придворных кругов Астурийского королевства конца IX века. По имени этого корректора редакция исправленной им хроники получила название «Себастианской» . Предполагается, что существующие теперь тексты «Хроники Роды» и «Себастианской хроники» были в последний раз отредактированы в первой четверти X века .
Источники, послужившие основой сведений для «Хроники Альфонсо III», точно не установлены. Вероятно, одним из них была ныне утраченная хроника, следы использования которой также прослеживаются и в созданной в первой половине 880-х годов «Хронике Альбельды» . Некоторые историки считают, что автор «Хроники Альфонсо III» был знаком с текстами « Хроники вестготских королей » и «Пророческой хроники» и использовал их в своей работе .
Первое печатное издание «Хроники Альфонсо III» было осуществлено в середине XVIII века в Испании .
Как предполагается, главной целью создания «Хроники Альфонсо III» было намерение автора показать право королей Астурии на преемственность престола правителей королевства вестготов, которое в конце IX века в придворных кругах считалось наивысшей степенью развития государственности на территории Пиренейского полуострова .
«Хроника Альфонсо III» начинается с описания восшествия на престол короля вестготов Вамбы. Также как и его преемники, Эрвиг и Эгика , этот монарх очень высоко оценивается автором хроники, в то время как деятельность Витицы и Родериха описывается только с критической точки зрения. Два последних правителя названы непосредственными виновниками падения королевства вестготов, произошедшего в ходе завоевания арабами Пиренейского полуострова . В этой части «Хроники Альфонсо III» находится ряд уникальных сведений , однако некоторые имеющиеся в ней сообщения хронологического характера содержат ошибки .
Рассказывая о правлении первого короля Астурии, Пелайо , «Хроника Роды» и «Себастианская хроника» приводят разные версии процедуры его избрания. Согласно первой из них, Пелайо был избран на народном собрании свободными астурийцами, согласно второй — уцелевшими после арабского завоевания членами двух вестготских королевских семей. Также «Себастианская хроника» уделяет особое внимание родственным связям нового монарха с предыдущими правителями вестготов . Сообщение «Хроники Альфонсо III» о битве при Ковадонге — наиболее подробное свидетельство раннесредневековых испано-христианских источников об этом событии .
О непосредственных преемниках Пелайо «Хроника Альфонсо III» рассказывает очень кратко. Намного более подробно освещается деятельность королей Альфонсо I , Рамиро I и Ордоньо I. Главная тема рассказов об этих правителях — их успешная борьба с маврами , в том числе, с главой мувалладской семьи Бану Каси Мусой II ибн Мусой , называвшим себя «третьим королём Испании» . При этом хроника ничего не сообщает о поражениях, которые в это время наносили астурийцам мусульмане. Хроника заканчивается сообщением о восшествии на престол Астурии в 866 году короля Альфонсо III .
Сведения из «Хроники Альфонсо III» использовались в некоторых позднейших средневековых сочинениях, например, в « » и « », а также в трудах Луки Туйского и Родриго Хименеса де Рады .
Вместе с «Хроникой вестготских королей», « » и « Мосарабской хроникой 754 года », «Хроника Альфонсо III» является одним из основных источников по поздней истории королевства вестготов и арабскому завоеванию Пиренейского полуострова, а в комплексе с «Хроникой Альбельды» и «Пророческой хроникой» — главным испано-христианским источником по истории Астурийского королевства .
На английском языке:
На испанском языке:
На русском языке: