Христианская демократия
- 1 year ago
- 0
- 0
Христиа́нская филосо́фия — полемика христианской веры с господствующей современной философией ( А. Демпф ) .
Термин христианская философия используется для описания корпуса текстов, которые были созданы в культурной среде христианства — аналог терминам исламская философия , китайская философия , иудейская философия и т. д. в религиозной философии . При использовании термина разными авторами понимание сущности христианской философии весьма различно: нет философской системы, которую можно было бы назвать единственной христианской философией, но существуют многие христианские философии . В рамках христианской философии выделяются православная , католическая и протестантская философии . Начало христианской философии относят к III веку ( Климент Александрийский , Ориген ). Автором термина христианская философия является Эразм Роттердамский .
Православная философия получила развитие в Византии на основе греческой идеалистической философии (в первую очередь неоплатонизма) и патристики . На становление православной философии большое влияние оказали сочинения Иоанна Дамаскина . В высокое средневековье — сочинения исихастов . В Новое время в православной философии возникли и получили наибольшее развитие такие направления, как: академическая философия, метафизика всеединства и новое религиозное сознание . Ряд православных авторов под христианской философией понимают общие принципы христианской антропологии , ориентированной на строгий аскетизм .
До XIII века граница между философией и теологией размыта, наиболее выдающимся христианским философом того периода является Аврелий Августин . С формированием схоластики теология начинает противопоставляться философии. Согласно схоластам, теология имеет «свет славы» , а философия создаётся естественным разумом человека. Противопоставление ослабло в эпоху Ренессанса и усилилось в период Реформации . С начала XIX века , в особенности, после энциклики папы ( Aeterni Patris , 1879) возродился интерес к философии Фомы Аквинского и к схоластике ( неотомизм ), к её систематизированию, вместе с тем, христианская католическая философия получила новый виток развития. Попутно в католической философии развивался неоавгустинизм, тейярдизм (философия П. Тейяр де Шардена ) и другие концепции.
В настоящее время католическая философия вмещает множество школ и течений, которые восходят либо к платоновско-августинистской, либо к аристотелево-томистской традициям .
В основе протестантской философии и теологии сочинения деятелей Реформации , прежде всего, Лютера , Кальвина , Цвингли , Буцера . С конца XVIII века преимущественно в русле протестантской философии и теологии разрабатывались различные идеи либерального христианства .