Interested Article - Комедия-балет

Шарль-Николя Кошен . Представление комедии-балета «Принцесса Наваррская» по случаю бракосочетания дофина Людовика и инфанты Марии Терезы Рафаэлы Испанской 23 февраля 1745 года

Комедия-балет ( фр. Comédie-ballet ) — театральный жанр , сочетающий в себе диалог , танец , пантомиму и музыкальное сопровождение.

Был характерен для Франции середины XVII века . Создателем жанра считается Мольер , объединивший комедию с излюбленным видом придворных увеселений — балетом . Балетные элементы могли быть частью действия или включаться в него в виде самостоятельных дивертисментов . Комедийные сцены исполнялись при этом актёрами, членами труппы Мольера, а балетные — любителями из числа придворной знати, включая самого короля и принцев . Основная интрига передавалась через диалоги, однако в спектакль, представлявший собой синтез нескольких видов искусств, могли также включаться вокальные номера .

Одним из первых произведений в новом жанре стала комедия-балет « Докучные », или «Несносные» ( фр. Les fâcheux , 1661), поставленная Мольером в загородном доме суперинтенданта финансов Николя Фуке . Последующие комедии-балеты ставились преимущественно в Версале . С. С. Мокульский делит их на две тематические группы: фарсово-бытовые и пасторально-мифологические. К первым, в которых бытовая сатирическая комедия полностью подчиняла себе балетную часть, он относит такие произведения, как « Брак поневоле » (1664), « Любовь-целительница » (1665) « Господин де Пурсоньяк » (1666), а также одни из наиболее известных пьес Мольера — « Жорж Данден » (1668), « Мещанин во дворянстве » (1670) и « Мнимый больной » (1673). Ко вторым, разрабатывавшим традиционную для оперно-балетного искусства тематику, принадлежат « Принцесса Элиды », (1664), « Мелисерта » (1666), « Комическая пастораль » (1666), « Блистательные любовники » (1670) . Многие свои постановки при дворе Людовика XIV Мольер осуществлял совместно с композиторами Ж.-Б. Люлли и М. А. Шарпантье , балетмейстером П. Бошаном и декоратором .

Жанр комедии-балета оказал существенное влияние на последующее развитие французского театра, став предшественником музыкальных трагедий Люлли, комической оперы XVIII века и пантомимных балетов Ж.-Ж. Новерра .

Примечания

  1. , стб. 885.
  2. , с. 639.
  3. . Большая российская энциклопедия . Дата обращения: 21 августа 2020. 27 октября 2020 года.
  4. M. Elizabeth C. Bartlet. (англ.) . Grove Music Online . Дата обращения: 21 августа 2020. 5 января 2022 года.
  5. , с. 639—640.
  6. , с. 259.
  7. , стб. 154.

Литература

Источник —

Same as Комедия-балет