Туринский университет
- 1 year ago
- 0
- 0
Тури́нский собо́р ( итал. Duomo di Torino , пьем. Dòm ëd Turin ), Кафедра́льный собо́р Свято́го Иоа́нна Крести́теля ( итал. Cattedrale di San Giovanni Battista ) — кафедральный собор Архиепархии Турина .
Возведённый в конце XV века , является единственным в городе культовым сооружением , относящимся к архитектуре Возрождения . С 1578 года в соборе хранится Туринская плащаница . Был построен итальянским архитектором Амедео ди Франческо ( итал . ) по заказу кардинала Доменико делла Ровере ( итал. ), по разным источникам заказ датируется 1491 или 1492 годами.
Нынешний собор находится в одной из наиболее исторически богатых местностей Турина, в непосредственной близости к зоне археологических раскопок рядом с ( ) древнего города Julia Augusta Taurinorum . Данная местность была сакральна и прежде включала в себя три раннехристианские церкви (вероятно, построенные на основе уже существовавших общественных зданий или языческих храмов), посвящённые Спасителю , Святой Марии из Домпно и Иоанну Крестителю . Считается, что освящение главной из трёх церквей в честь Иоанна Крестителя уходит своими корнями во времена Лангобардского королевства , а именно — в эпоху правления короля Агилульфа (591—615/616 годы), чья жена Теоделинда провозгласила святого покровителем государства .
Первоначальная церковь Иоанна Крестителя была местом действия события особенно шокировавшего город того времени . Когда король Ариперт I взошёл на престол после смерти Родоальда , он видел своими преемниками обоих родных сыновей — Бертари и Годеперта , между которыми после их воцарения (Бертари правил в Милане , а Годеперт в Павии ) вспыхнула кровавая война. Годеперт послал герцога Турина Гарибальда призвать за помощью герцога Беневенто Гримоальда , внешне поддерживающий Годеперта Гарибальд предал его, убедив Гримоальда самого занять трон. Прибыв в Павию в 662 году Гримоальд убил Годеперта, после чего Бертари бежал из Милана. Убеждённый в том, что о его связи с убийством никому неизвестно, в том же году Гарибальд отправился на Пасху в церковь Иоанна Крестителя, когда был обезглавлен слугой Годеперта, желавшим отомстить за своего короля .
Три главные церкви города были снесены в период с 1490 по 1492 год ; колокольня, строительство которой завершилось в 1469 году, выполненная по заказу епископа Турина ( ) и посвящённая Святому Андрею, была сохранена и в наши дни расположена рядом с нынешним собором.
22 июля 1491 года вдова Карла I Бьянка Монферратская , бывшая на тот момент регентшей Савойского герцогства , заложила первый камень нового собора, посвящённого Иоанну Крестителю . Строительство храма было доверено архитектору Амедео ди Франческо да Сеттиньяно, который продолжал работать над сооружением вплоть до своей кончины в 1501 году. Работы были завершены в 1505 году и 21 сентября того же года в храме состоялось освящение храма с торжественной мессой .
Если строительство было поручено да Сеттиньяно, то кому принадлежал проект не вполне ясно, одни исследователи считают, что ему же, другие — что Баччо Понтелли . В 1515 году папа римский Лев X возвёл Туринский собор в ранг митрополичьей архиепархии .
Проект расширения соборного комплекса с целью создания достойной обстановки для хранения Туринской плащаницы относится к 1649 году . Идея архитектора ( ) основывалась на корректировке предыдущего проекта Карло ди Кастелламонте, который предусматривал строительство овальной капеллы позади хора основного здания. В 1667 году архитектор Гуарино Гуарини , работавший над соседней ( ), был призван довершить работу Кварди. Строительство купола продолжавшееся 28 лет было завершено в 1694 году торжественной мессой.
В 1720 году король Сардинского королевства Виктор Амадей II доверил архитектору Филиппо Юварра увеличение высоты колокольни собора с 48 до 60 метров . По повелению короля Карла Альберта собор был украшен, изготовленной Луиджи Канья в 1835 году копией на доске знаменитой фрески Леонардо да Винчи Тайная вечеря .
Капелла Святой Плащаницы была серьёзно повреждена при пожаре в ночь с 11 на 12 апреля 1997 года , и снова открыта для публики лишь спустя 21 год. Спасти же Туринскую плащаницу удалось благодаря работе пожарных. После случившегося была проведена реставрация фасада и интерьера собора, а для хранения реликвии было возведено отдельное помещение. Также, после реставрационных работ к первозданному виду был приведён, расположенный под собором подземный храм, в котором ныне действует ( ) .
Собор явственно выделяется в городской панораме, наряду с ( ), являясь одним из двух наглядных примеров архитектуры эпохи Возрождения Турина. Его фасад выполнен из белого мрамора , на нём же расположены три двери, центральная из которых украшена тимпаном с двумя волютами по бокам.
Здание, построенное в строгой манере, сообразно форме латинского креста , разделено на три нефа . Длина их составляет почти 40 метров, ширина двух боковых нефов — 5,8 метра, центрального — 9,5. Обогащаемый на протяжении всех веков от времён постройки, интерьер собора украшают многочисленные работы различных художников и декораторов, среди которых полиптих со святыми Криспином и Криспинианом ( Полиптих Сапожной Компании ), который специалисты относят к творчеству или ( ), или же ( ), кисти которого также приписывают полотно « Крещение Господне », находящееся в ризнице . Мраморные статуи работы Пьера Ле Гро Младшего первоначально предназначались для фасада другого туринского храма, но в итоге были размещены в кафедральном соборе.