Дон Карлос (драма)
- 1 year ago
- 0
- 0
Литургическая драма ( фр. Le drame liturgique ) — род средневекового театра, появившегося во Франции около X века и представлявшего собой вставленные в праздничные церковные службы (литургии) инсценировки эпизодов из Священного писания, а также парафразы библейских сюжетов. В большинстве случаев сохранились только тексты, редко — также музыка (памятники музыкальной нотации ).
Термин литургическая драма появился в XIX веке и не совсем точно отражает суть явления, поэтому ряд исследователей предпочитают термин церковная драма ( фр. Le drame de l'eglise ).
Возникла из тропов — вставок и дополнений в каноническую латинскую монодию . Тропы с элементами театрализации, из которых предположительно выросла литургическая драма, строились по принципу вопрос — ответ и сопровождались символической жестикуляцией целебрантов.
Первое документальное свидетельство описывает мистериальную церемонию Visitatio sepulchri (с лат. — «Визит в гробницу»), происходившую в сер. X в. в аббатстве Флёри-сюр-Луар, но, предположительно, имевшую более раннее происхождение.
Среди наиболее значительных литургических драм выделяются «Жених» ( фр. L'Époux , между 1125 и 1150 гг.), «Игра об Антихристе» ( лат. Ludus de Antichristo ) из (ок. 1160), « » ( лат. Ordo representacionis Ade , фр. Jeu d'Adam , ок. 1150), «Действо о добродетелях» ( лат. Ordo virtutum ) Хильдегарды Бингенской (1-я ненотированная ред. ок. 1151, 2-я нотированная ред. — ок.1179) и ( лат. Ludus Danielis , ок. 1200).
В XII—XIII веках особого рода театрализованные представления в церкви также приурочивались к новогоднему празднику (в церковном календаре Обрезание Господне ) и окружавшим его другим торжествам. Эти представления получили в нецерковной среде специфические названия Праздник дураков и Праздник осла .
Указом папы Иннокентия III (1210 г.) представления литургической драмы в храме были запрещены, но не прекратили своё существование, о чём свидетельствуют сохранившиеся театрализованные новогодние оффиции XIII века из французских соборов в Бове и (современные их публикации см. в библиографии). Обмирщение церковного «театра» происходило в Европе естественным образом, по мере того как латинский (литургический для католиков) язык всё чаще заменялся вульгарным (национальным) языком, а участниками празднеств всё больше становились не клирики, а обычные горожане.
Литургическая драма получила своё развитие в мираклях и мистериях .