Interested Article - Текстомузыкальная форма

Текстомузыка́льная фо́рма (в альтернативной орфографии — тексто-музыкальная форма ) — тип музыкальной формы , специфика которой определяется строением молитвословного или поэтического текста.

Краткая характеристика

В песенных формах текстомузыкального типа логика формы (конструкции) выявляется через каденционный план, в котором удельный вес музыкальных каденций определяется значимостью соответствующих отделов поэтической формы: самая слабая каденция внутристрочная, самая сильная генеральная и т.д.

Текстомузыкальная форма как тип господствует в культовой музыке с древнейших времен до наших дней. В светской европейской музыке текстомузыкальная форма доминировала до начала XVII века (условно проводимая демаркационная линия — «Le nuove musiche» Дж. Каччини ). С тех пор об исторических разновидностях музыкальных форм ( рондо , соната и т.п.) говорят как об « абсолютных », или « автономных », т.е. специфика их структуры описывается как имманентно музыкальная, вне зависимости от текста (реального в вокальной музыке или подразумеваемого в инструментальной).

Примеры текстомузыкальных форм: сколий Сейкила (древнегреческая песня), все жанры (формы) григорианского хорала (например, секвенция , гимн , респонсорий и т.д.), византийской и древнерусской монодии (см. Знаменный распев ), формы восточной макамо - мугамной традиции, все твёрдые формы во французской музыке XIII–XIV вв. ( баллата , виреле , рондо ), лэ труверов и лейх миннезингеров, форма бар мейстерзингеров и протестантского хорала , кондукт , мотет и месса нидерландской полифонической школы , итальянские мадригалы XVI — начала XVII веков ( Монтеверди , Джезуальдо и др.), французские ( шансон ), немецкие ( Lied ), итальянские ( канцонетта , вилланелла , фроттола ), испанские ( вильянсико , романс ) многоголосные песни XV — XVI веков и др.

Из истории термина

В англоязычном музыкознании используются похожие термины англ. poetic musical form и (чаще) англ. musico-poetic form . В итальянском языке используется термин итал. forma poetico-musicale , во французском — forme poético-musicale и т.д.

Термин «текстомузыкальная форма», в России введённый в трудах Ю. Н. Холопова , предполагает не только поэтические формы (стихи), но и любые тексты (прежде всего, молитвословную прозу), которые были положены в основу сотен музыкальных композиций. Образцовый анализ гармонии с учётом особенностей текстомузыкальный формы Холопов даёт на примере мотета Палестрины «Quam pulchra es» .

Примечания

  1. Например, в статьях В.Апеля ( Apel W. , ed. French secular music of the late 14th century. Cambridge, Mass., 1950, p.5; также в его Гарвардском музыкальном словаре в статьх Barzeletta , Frottola ) и Р. Фалька ( Falk R. Rondellus, сanon, and related types before 1300 // JAMS 25 (1972), p.38-57).
  2. Например, Petrobelli P. Nino Pirrotta // Acta Musicologica 70/2 (1998), p.XIV (по отношению к старинной вокальной музыке Италии); Mathiesen T. Apollo's lyre. Lincoln; London, 1999, p.58 (античная музыка); его же , Plutarchus // The New Grove Dictionary of Music and Musicians . L., N.Y., 2001; Maniates M.R. Mannerism in Italian music and culture, 1530-1630. Manchester, 1979, p.129 (музыка эпохи Возрождения); Duffin R.W. A performer's guide to medieval music. Bloomington (Indiana), 2000, p.185 (средневековая музыка); Page C. Latin poetry and conductus rhythm in medieval France. London: Royal Musical Association, 1997, p. 31.
  3. Например, см. в статье «Barzeletta» Музыкальной энциклопедии Риццоли-Рикорди (vol. 1. Milano, 1972: p.251), в статье Fiori A. L'Italia dell'ars nova // Atlante storico della musica nel Medioevo, a cura di V.Minazzi e C.Ruini. Milano: Editoriale Jaca Book, 2011, p.256.
  4. Например, в от 20 апреля 2021 на Wayback Machine .
  5. Впервые — в статье: Форма музыкальная // МЭ 5 (1981), стлб.882, затем в статье «О гармонии Шютца» (1985).
  6. Холопов Ю.Н. Гармонический анализ. Ч.1. М., 1996, с.11-25.

Литература

  • Gennrich, Friedrich. Grundriss einer Formenlehre des mittelalterlichen Liedes als Grundlage einer musikalischen Formenlehre des Liedes. Halle (Saale), 1932.
  • Winn J.A. Unsuspected eloquence: a history of the relations between poetry and music. New Haven, CT, 1981.
  • Harrán D. Word–tone relations in musical thought: from Antiquity to the seventeenth century // Musicological Studies and Documents, vol. 40. Neuhausen-Stuttgart, 1986.
  • Stevens J. Words and music in the Middle Ages: Song, narrative, dance and drama, 1050–1350. Cambridge: Cambridge University Press, 1986.
  • Холопов Ю.Н. Форма музыкальная // Музыкальный энциклопедический словарь . Москва, 1990, сс.580-583.
  • King, Jonathan. Text-setting // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Vol. 25. New York, 2001.
  • De la Motte, Diether . Gedichte sind Musik. Musikalische Analyse von Gedichten aus 800 Jahren. Kassel: Bärenreiter, 2002.
  • Холопов Ю.Н. Гармония. Практический курс. ч.2. М., 2005 (с.503).
  • Холопов Ю.Н. Введение в музыкальную форму. Москва, 2006 (особенно см. сс. 84-87, 272, 275, 335, 390).

Ссылки

  • Автореферат дисс. канд. иск. Москва: Московская гос. консерватория, 2014
Источник —

Same as Текстомузыкальная форма