Interested Article - Феста, Костанцо

Костанцо Фе́ста ( итал. Costanzo Festa, Constantio Festa ; ок. 1490 — 10 апреля 1545, Рим ) — итальянский композитор. Феста — крупнейший композитор-итальянец на своей родине в первой половине XVI века. Один из родоначальников итальянского мадригала .

Жизнь и творчество

С 1517 до конца жизни работал певчим в Сикстинской капелле . Сохранились письма Фесты к Филиппо Строцци , в которых он жалуется на нужду. К тому же Феста страдал хроническими приступами подагры .

Феста считается одним из двух (наряду с Филиппом Вердело ) родоначальников итальянского мадригала (XVI века). Часть мадригалов Фесты (всего более 120, в основном, на четыре голоса ) написана в моноритмической фактуре, часть — в имитационной. Феста — автор четырёх месс , более 40 мотетов , многоголосных сочинений на тексты оффиция: 12 магнификатов , гимнов (в том числе Te Deum ), 8 ламентаций (на Страстную седмицу) и другой духовной музыки.

Наибольшую известность Фесте принесло инструментальное сочинение «Испания» ( La Spagna ), которое представляет собой сборник 125 вариаций на одноимённую танцевальную тему (в жанре bassadanza), в функции cantus firmus . Помимо всевозможных контрапунктических превращений темы (простой, двойной и тройной каноны, строгий и свободный стиль, сегментирование и сквозная имитация, ракоход) Феста показывает также остинато , кводлибет , обрабатывает тему на разное количество голосов (от 2 до 11), сочетает различные мензуры (см. Мензуральная нотация ) в одновременности. Некоторые пьесы из «Испании», имеющие выраженно экспериментальный характер, рассчитаны на то, чтобы продемонстрировать блеск учёности их создателя. Вместе с тем, сочинение очевидно задумывалось с дидактическими целями, так как не содержит указаний на специфику какого-либо определённого инструмента.

Полное собрание вокальных сочинений Фесты опубликовано в академической серии Corpus mensurabilis musicae , .

Рецепция

Свидетельство европейской известности Фесты — его появление в книге Ф. Рабле « Гаргантюа и Пантагрюэль », в прологе к Книге 4 (напечатана в 1552 году). В анекдоте о просеке, который рассказывает Приап Юпитеру , Феста упоминается в компании с другими крупными композиторами старшего поколения ( Жоскеном Депре , Окегемом и Обрехтом ), поющими непристойную песенку .

Примечания

  1. Costanzo Festa // (фр.)
  2. Costanzo Festa // (кат.) — , 1968.
  3. См.: Agee R. Filippo Strozzi and the early madrigal // Journal of the American Musicological Society 38 (1985), p.231 ss.
  4. Точное число мадригалов Фесты назвать невозможно, поскольку авторство некоторых из них исследователи также приписывают Якобу Аркадельту .
  5. Это фундаментальное сочинение ранее приписывалось итальянскому композитору Дж. М. Нанино (1544—1607). В рукописи из Болонской муниципальной библиотеки (I-Bc C36), составленной в 1602 году, к 125 вариациям Фесты добавлены 28 канонов Нанино и 4 пьесы неидентифицированного композитора – все на тему «La Spagna». Оригинальный заголовок в рукописи: Cento cinquantasette contrapunti sopra del canto fermo intitolato la Base di Cons. Festa (157 контрапунктов на cantus firmus). Подробнее см. статью R.J.Agee (библиографические описание — в списке литературы).
  6. Подробнее см. в статье БРЭ от 16 апреля 2023 на Wayback Machine

Литература

  • Crawford, David . A Review of Costanzo Festa’s Biography // Journal of the American Musicological Society 28 (1975), pp. 102-111.
  • Einstein, Alfred . The Italian Madrigal. 3 vls. Princeton (New Jersey): Princeton University Press, 1949. ISBN 0-691-09112-9 .
  • Main A. Costanzo Festa: the masses and motets. Dr.Ph. diss. New York University, 1960.
  • Musch M. Costanzo Festa als Madrigalkomponist. Baden-Baden, 1977.
  • Agee, Richard . Filippo Strozzi and the early madrigal // Journal of the American Musicological Society 38 (1985), pp.227-237.
  • Fenlon I., Haar J. The Italian madrigal in the early 16th century: sources and interpretation. Cambridge, 1988.
  • Agee R. Costanzo Festa’s Gradus ad Parnassum // Early Music History 15 (1996), pp.1-60.
Источник —

Same as Феста, Костанцо