Понятие «интегральный» означает, что в отдельно взятой сфере стремятся
синтезировать
в единую сложную модель методы и теории, которые доказали свою корректность в определённых
контекстах
, отказавшись при этом и от грубого
редукционизма
, и от так называемого «тонкого» редукционизма (иными словами, от неоправданного распространения метода, действенного в одном специфическом контексте, на все остальные). Данное понятие касается также и интегрирования отдельных сфер человеческой деятельности в метасферы.
Несмотря на то, что различными авторами предпринималось несколько попыток создания интегрального подхода к той или иной области человеческой деятельности, в настоящий момент наиболее разработанным можно считать интегральный подход, основанный на
Кена Уилбера (
), а также ряде других открытий, вроде
спиральной динамики
. Данная методология используется рядом организаций и государственных учреждений по всему миру, а среди наиболее известных сторонников интегрального подхода можно назвать
Альберта Гора
и
Билла Клинтона
.
Интегральный подход включает такие сферы, как
и
интегральная психология
, а также
,
,
,
и
. Сторонники интегрального подхода стараются всесторонне развиваться и стремятся выйти за пределы конвенционального и постконвенциональных уровней (по
Л. Колбергу
) в различных линиях
развития
и достичь пост-постконвенционального уровня и выше («пост-постконвенциональный» уровень введён Кеном Уилбером в качестве дополнения модели нравственного развития, данной
Лоренсом Кольбергом
, по его словам, на основании наличия многочисленных эмпирических данных, указывающих на то, что развитие может быть продолжено и после достижения уровня постконвенциональности).
Определение духовности в терминах интегральной модели Уилбера
Исходя из своей интегральной модели (AQAL) Кен Уилбер выводит четыре определения духовности, за каждым из которых признает право на существование.
Терминология
Пример психограммы — изображения множественных способностей (intelligence), разворачивающихся через уровни сознания
Вкратце, интегральная модель человека включает:
Множественные способности (intelligence), или
линии
развития (одной из которых является т. н. линия веры, исследованная Джеймсом Фаулером, профессором теологии университета Эмери);
Способности человека развиваются в течение его жизни через определенные
уровни
или
стадии
— от ощущений через разум к
духу
;
Состояния
, такие как грубое (бодрствование), тонкое (вариации состояния сновидения), причинное (глубокий сон,
пустота
, угасание всех форм; осознанное вхождение в это состояние является достижением
нирваны
) и
недуальное
(сознание единства пустоты и форм). Любое состояние может быть пережито человеком независимо от стадии развития, на которой он находится, причем могут иметь место т. н. пиковые опыты, мгновения чрезвычайной интенсификации какого-либо состояния, сопровождающиеся ощущением тотального единства с объектами, воспринимаемыми индивидом в данном состоянии (либо «с отсутствием каких-либо объектов», если речь идёт о причинном);
Квадранты
, образуемые поверхностным (exterior) и глубинным (interior) и индивидуальным и коллективным «измерениями» человека. В поверхностном индивидуальном квадранте «находится» материальное тело человека, в глубинном индивидуальном — его телесные ощущения, эмоции, мысли и т. п.
Четыре определения духовности
Ниже приведен фрагмент из книги Уилбера «Интегральная духовность»
:
Решетка Уилбера-Комбса — связь между уровнями и состояниями сознания (на данной иллюстрации уровни представлены более подробно)
Если вы проанализируете значения, в которых люди — и исследователи, и неспециалисты — употребляют слово «духовное» («spiritual»), то обнаружите как минимум четыре основных значения, придаваемых этому слову. Хотя сами люди и не используют эти технические термины, «духовное», очевидно, может означать следующее: (1) высочайший уровень развития любой из линий; (2) отдельную линию как таковую; (3) исключительное пиковое переживание или состояние; (4) особое отношение [к людям и природе]. Моя позиция заключается в том, что все эти варианты использования имеют право на существование (и, думаю, все они связаны с действительными реалиями), однако, мы просто ОБЯЗАНЫ указывать, какой из них имеем в виду, иначе какое-либо обсуждение очень быстро начнет скатываться в никуда. За всю свою жизнь я не слышал, чтобы люди тратили больше слов в пустую, чем в таких дискуссиях.
Ниже вкратце описаны эти 4 важных значения, каждому из которых, я надеюсь, будет уделяться должное внимание:
Если рассмотреть любую линию развития — когнитивную, или аффективную/эмоциональную, или линию потребностей, либо линию ценностей — о нижних или средних уровнях этих линий люди обычно не думают как о духовных, но более высокие и высочайшие уровни они описывают как таковые. Слово «трансперсональный» («надличностный»), например, было адаптировано для использования в этом значении: о духовном обычно не думают ни как о дорациональном или доличностном, ни как о рациональном или личностном, о нём думают как о высоко надрациональном и надиличностном —
это самые высокие уровни для любой из линий
. (Следуя терминологии Маслоу, мы часто используем словосочетание
«третий порядок»
в качестве очень общего термина для описания этих перспектив развития надличностных структур-стадий).
Иногда люди говорят о чём-то вроде «духовного интеллекта», который доступен не только на высочайших уровнях любой из линий, но который имеет
собственную линию развития
, уходящую глубоко в прошлое [индивида].
Джеймс Фаулер
— один из примеров исследователей такой линии. «Духовное» в таком понимании — не то, что относится к самым высоким, трансперсональным и трансрациональным уровням различных линий (что является первым значением), но то, что имеет свой собственный первый, второй и третий порядок (или структуры-стадии), и стадии эти уходят вниз до самого основания (на стадию Фаулера 0, например). Духовная линия также имеет собственные доличностные, личностные и надличностные уровни/стадии. Это одна из причин, по которой вам следует использовать данные значения очень чётко, потому что если совместить второе значение с первым, окажется, что духовны только высшие уровни духовной линии. Это, разумеется, вызывает чудовищную путаницу. (Позиция AQAL состоит в том, что оба использования — вообще, все четыре — верны; вам нужно только точно определить, к какому вы прибегаете в данный моменты, иначе вы запутаетесь окончательно).
Иногда люди говорят о духовном в смысле
религиозных или духовных переживаний
, медитативных опытов или пиковых опытов (которые могут разворачиваться, а могут и не разворачиваться, стадиально). Фактически весь свод шаманских традиций подпадает под эту категорию (см.
Роджер Уолш
, «Дух шаманизма»).
Уильям Джеймс
, Дэниэл П. Браун,
(англ.)
(
и
(англ.)
(
также являются примерами исследователей духовности как переживаний определенных состояний (переход в которые зачастую осуществляется благодаря тренировкам). Переживание состояний — ещё одно важное значение, и зафиксировано, конечно, на горизонтальной оси решетки Уилбера-Комбса.
Иногда под «духовным» понимается просто
особое отношение
, которое может иметь место
на любой
стадии и
в любом
состоянии: возможно, любовь, или сострадание, или мудрость (то есть, это
тип
[пятый элемент AQAL]). Это очень распространенное употребление и, что интересно, обычно оно сводится к одному из трёх предыдущих, потому что есть стадии любви, сострадания и мудрости (факт, упущенный почти всеми писателями зелёной волны). Но все же мы на всякий случай всегда указываем его отдельно.
Я не буду более углубляться в эти 4 значения. Они подробно рассмотрены в книге
«Интегральная психология»
. Скажу только, что моя точка зрения заключается в том, что все 4 являются правомерными значениями слова «духовное», но люди часто смешивают их в своих дискуссиях, и получается… ну, в общем, ещё больше мешанины.
Wilber, Ken.
Sex, Ecology, Spirituality: The Spirit of Evolution
, 1st ed. 1995, 2nd rev. ed. 2001:
ISBN 1-57062-744-4
Wilber, Ken.
Theory of Everything: An Integral Vision for Business, Politics, Science and Spirituality
, 2000, paperback ed.:
ISBN 1-57062-855-6
Wilber, Ken.
The Marriage of Sense and Soul: Integrating Science and Religion
, 1998, reprint ed. 1999:
ISBN 0-7679-0343-9
Wilber, Ken.
Eye to Eye: The Quest for the New Paradigm
, 1983, 3rd rev. ed. 2001:
ISBN 1-57062-741-X
Wilber, Ken.
A Sociable God: A Brief Introduction to a Transcendental Sociology
, 1983, new ed. 2005 subtitled
Toward a New Understanding of Religion
,
ISBN 1-59030-224-9
Ссылки
(англ.)
(англ.)
— платный сайт: «Behind the Scenes with the Most Provocative Thinkers in Today’s World»
(англ.)
«
» (отчёт крупной консалтинговой компании
, посвящённый проблемам интегрального устойчивого развития; 2008)
(рус.)
(англ.)