Interested Article - Келан, Иасент-Луи де

Иасе́нт-Луи́ де Кела́н ( фр. Hyacinthe-Louis de Quélen ; 8 октября 1778, Париж — 31 декабря 1839, там же ) — французский католический церковный деятель, архиепископ Парижский в 1821—1839 годах.

Биография

Происходил из старинного дворянства провинции Бретань , известного своими консервативными настроениями, монархическим и религиозным рвением и давними традициями службы на флоте. Сын ( контр-адмирала ) Жан-Клода Луи де Келана. Находился в родстве с графами д’Отишам, которые были известны своими крайне правыми взглядами. Владел в Бретани поместьем Кермартен, которое его отец-адмирал купил у жены маркиза Лафайета .

Образование будущий епископ получил в Париже в Наваррском коллеже . Его отец не принял революцию и вышел в отставку, однако в движении шуанов , насколько известно, участия не принимал.

В 1807 Иасент-Луи де Келан был рукоположен во священники епископом Сен-Брие, затем какое-то время служил викарием епархии Сен-Брие, после чего стал секретарём кардинала Жозефа Феша , архиепископа Лионского и дяди (брата матери) императора Наполеона . Кардинал Феш и его сестра Летиция (официально носившая титул Мадам Мать) занимали достаточно двойственную позицию по отношению к собственному сыну и племяннику. Демонстрируя искреннюю приверженность католицизму, они фактически поддерживали Папу Римского в его конфликте с Наполеоном. После Реставрации Бурбонов Феш и Летиция были изгнаны из Франции. Они отправились в Рим, где Папа , в благодарность за заступничество, выделил им в собственность отдельный дворец , и, несмотря на возмущение Бурбонов, отказался удалить Феша с должности архиепископа Лиона несмотря на то, что тот не мог прибыть на свою кафедру, так как во Франции был объявлен вне закона.

Что касается Иасента-Луи де Келана, то он остался во Франции, и после нескольких промежуточных должностей «перешёл по наследству» в качестве помощника к новому наиболее влиятельному католическому иерарху Франции — ультраконсервативному кардиналу Александру Анжелику Талейрану , родному дядюшке сложившего сан архиепископа Отенского .

После смерти кардинала Талейрана Иасент-Луи де Келан ожидаемо стал его преемником в должности архиепископа Парижского . Безусловно преданный старшей ветви Бурбонов, он сохранял некоторую независимость во взглядах, например, публично возражал против королевского указа об изгнании иезуитов . Также во время одной из публичных церемоний архиепископ неожиданно призвал амнистировать изгнанных из Франции «цареубийц» — членов Конвента , некогда проголосовавших за казнь короля Людовика XVI .

В 1830 году, во время Июльской революции , толпа разгромила дворец архиепископа. Он, однако, вскоре вернулся туда и всего год спустя отслужил торжественную панихиду в память о годовщине гибели герцога Беррийского — наследника свергнутого короля Карла X , после чего его дворец сожгли вторично. Однако уже в 1832 году, когда до Франции докатилась эпидемия холеры , епископ Келан снова сумел заслужить доверие парижан своим деятельным и мужественным вкладом в борьбу с эпидемией.

Новый король Луи-Филипп , однако, откровенно не любил архиепископа, и тот платил ему тем же. «Архиепископ, — сказал однажды король, — не забывайте что епископские митры в прошлом нередко падали с голов». «Сир, — отвечал ему епископ Келан, — я неустанно молюсь о здоровье вашего величества, потому что королевские короны падали на землю гораздо чаще». Тем не менее, когда армия короля Луи-Филиппа добилась значительных успехов при завоевании Алжира , патриотически настроенный архиепископ лично возглавил благодарственный молебен.

Весьма лояльно настроенный по отношению к бывшим членам Конвента , архиепископ ненавидел «вероотступника» аббата Грегуара и отказал ему в церковных похоронах. Тем не менее отпевание аббата состоялось вопреки прямому запрету архиепископа, после чего, по инициативе Лафайета , аббат Грегуар был торжественно похоронен на кладбище Монпарнас при большом стечении народа. Другой «вероотступник», Шарль Морис Талейран , поспешил вернуться в лоно церкви, что епископ Келан считал своей заслугой, однако в искренность повторного обращения бывшего наполеоновского министра и бывшего же католического епископа мало кто поверил.

С именем архиепископа Келана было также связано решение о чеканке так называемого Чудесного медальона , популярного католического символа, связанного с явлением Девы Марии святой Екатерине Лабуре . Пропитанный духом Старого Порядка , епископ стал автором богословского утверждения, иногда используемого консервативными католиками поныне: «Господь наш Иисус Христос был не только сыном Божьим по отцу, но и происходил из благородной (то есть знатной) семьи по матери».

После без малого 18 лет пребывания на кафедре епископ де Келан скончался и был похоронен в соборе Нотр-Дам-де-Пари .

Антиклерикально настроенный писатель и философ Эрнест Ренан говорил о нём так: «Де Келан являл собой образец идеального епископа Старого Порядка. Он был красив несколько женственной красотой, имел фигуру изящную, и движения, полные грации».

Примечания

  1. Hyacinthe-Louis De Quelen //
  2. Deutsche Nationalbibliothek Record #1019742909 // (нем.) — 2012—2016.

Литература

  • Roger Limouzin-Lamothe, Monseigneur de Quélen, archevêque de Paris, éditions Joseph Vrin, тома 1 и 2, 1955 и 1957.
Источник —

Same as Келан, Иасент-Луи де