Interested Article - Религиозный радикализм
- 2020-01-25
- 1
Религио́зный радикали́зм — идеология , возникшая в границах определённой религиозной традиции, а затем отделившаяся от неё путём критики и противопоставления основному вероучению , и стремящаяся к бескомпромиссному доведению своих взглядов до конечных логических и практических выводов . Источником религиозного радикализма служит культ харизматического (духовного) лидера .
История
В 1970 годы идеи религиозного радикализма развивались и его ответвлениями, одним из которых был деструктивный культ « Дети Бога ».
Сущность
Выделяются следующие типы религиозного радикализма :
- собственно религиозный радикализм
- религиозно-этнический радикализм
- религиозно мотивированный
Собственно религиозный радикализм
Собственно религиозный радикализм проявляется в малых и локальных группах, которые складываются вокруг духовного лидера и своей целью, как правило, ставят воплощение в жизнь социального-религиозного проекта, нередко имеющего эсхатологическое содержание. Примером может служить группа последователей Петра Кузнецова, получившая известность в 2008 году, закрывшись от внешнего мира в пещере под Пензой и ожидавшая скорого наступления конца света . Такой радикализм отличается «тихостью», поскольку харизматичный лидер не призывает к совершению крупных потрясений в обществе и политическим протестам . Тем не менее данный тип содержит в себе большой деструктивный потенциал, поскольку ставит под сомнение значимые для общества ценности и отношения, и служит питательной средой для социального и религиозного фанатизма, который в свою очередь приводит людей к совершению противоправных действий . В свою очередь, адепты должны осуществить альтернативный социально-религиозный проект, куда включаются: отказ от семьи, разрыв отношений с официальной церковью, отказ от получения государственного образования и медицинского лечения, отказ от использования официальных документов, неиспользование изделий промышленного производства (особенно при наличии на них штрихкодов ). Для подобного проекта характерны: примитивные формы хозяйственной деятельности, упор на патриархальность в семье или же коммуне, наличие культа духовного лидера и эсхатологическое мышление. Так « Церковью последнего завета » было создано и развивается « Экопоселение Тиберкуль », а « Церковь объединения » Сон Мён Муна отрицает традиционный институт брака и семьи и взамен стремится создать «новую семью» .
Религиозно-этнический радикализм
Этот тип радикализма в настоящее время охватывает круг идей консервативно-традиционалистского направления: возрождение этнической религии , этнически чистого государства и общества. Его социальной основой служит городская интеллигенция, поскольку именно здесь рождаются утопические проекты, лишённые стремлений к экономической и политической глобализации , как и к исповедаю мировых религий . Этносоциализм противопоставляется социальному размежеванию, господствуют идеи антисциентизма и анти технократии , наряду с нативизмом , биополитикой , экополитикой , экоправом и экоэкономикой . В постсоветское время носителями религиозно-этнического радикализма стали: в России — определённая часть интеллигенции, на Украине — движение родноверов , в Польше — , в Латвии — Диевтуриба . В Белоруссии были сделаны попытки объединить разрозненные славянские объединения под идеями панславизма , где бы славяне рассматривались как суперэтнос или некая культурно-политическая общность народов. Таковым должна выступить «Духовно-Родовая Держава Русь», где будет осуществлён переход на собственный календарь космических циклов, введена новая образовательная система, учреждения культуры и научные учреждения.
Религиозно мотивированный политический радикализм
Пропаганда этноцентризма и отрицательного отношения к мировым религиям может привести к переходу религиозно-этнического радикализма в политическую плоскость и стать идеологической основой для рождения опасного для общества экстремизма . Религиозные организации или организации содержащие в себе отдельные черты религиозности имеющие такой тип радикализма, ставят своей целью силовое изменение государственного строя: захват власти вооружённым путём , нарушение суверенитета другого государства, создание и распространение незаконных вооружённых формирований , разжигание этнической и религиозной вражды. Примером такой организации может служить « Схорон Еж Словен », имеющая деструктивную природу с выраженной экстремистской направленностью.
См. также
Примечания
- , с. 73.
- , с. 164.
- , с. 164—165.
- ↑ , с. 165.
- , с. 165—166.
- , с. 166.
Литература
- / автореферат дис. ... кандидата политических наук : 23.00.02. — М. : ИМЭМО РАН , 2008. — 24 с. (недоступная ссылка)
- / Отв. ред. д.и.н. Е. Б. Рашковский . — М. : ИМЭМО РАН , 2011. — 187 с. — (Библиотека Института мировой экономики и международных отношений). — ISBN 978-5-9535-0313-6 .
- // Полигнозис. — 2010a. — № 3(39) .
- // Вестник Амурского государственного университета. — 2010b. — № 50 . — С. 71—77 . — ISSN . 19 мая 2015 года.
- Водовозов В. В. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. : Брокгауз—Ефрон , 1899. — Т. XXVI. Р—Рак. — С. 73—75.
- К вопросу о сущности религиозного экстремизма // Религиоведение . — 2007. — № 4 . — С. 127-137 .
- Сущность и классификация экстремизма // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2007. — № 3 . — С. 27-30 .
- / автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.13. — Махачкала: Дагестан. гос. ун-т , 2008. — 22 с. (недоступная ссылка)
- Кулиев Э. Р. // Кавказ и глобализация. — 2009. — Т. 3 , вып. 2-3 . — С. 169—179 . ( , )
- // Религия и общество — 3: актуальные проблемы современного религиоведения: сб. науч. трудов / под общ. ред. В. В. Старостенко , О. В. Дьяченко. — Могилёв: УО “ МГУ имени А. А. Кулешова ”, 2008. — С. 164-167.
- Литвак М. // Портал-Credo.Ru . — 13.01.2006.
- Нунуев С.-Х. М. // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 9 . — С. 240—244 . ( )
- Сергеев С. А. // Конфликтология. — Казань: КФУ , 2011. — С. 1—17 .
- Скороходова Т. Секуляризм и религиозный радикализм в социополитической эволюции Индии : Д. Б. Абрамов.Светское государство и религиозный радикализм в Индии. (Методолого-индологическое размышление над книгой) // Мировая экономика и международные отношения . — М. : ИМЭМО РАН , 2013. — № 4 . — С. 121—128 .
- // Демоскоп Weekly . — 06—19.02.2006. — № 233 - 234 . — ISSN .
- 2020-01-25
- 1