Йельская школа права
- 1 year ago
- 0
- 0
Классическая школа уголовного права — направление в уголовно-правовой науке , появившееся в XVIII веке . Среди основных положений, выдвигаемых сторонниками данной школы, можно назвать признание уголовного закона единственным актом, который может устанавливать преступность и наказуемость деяний, а также провозглашение равенства всех перед законом независимо от сословной принадлежности и привилегий.
Общим термином «классическая школа уголовного права» в литературе обозначают несколько самостоятельных школ, относительно независимо появившихся в различных государствах Европы .
Великобритания стала первой страной, в которой стали появляться идеи, являющиеся характерными для классической школы. Первыми их сторонниками стали философ Джон Локк и правовед Уильям Блэкстон .
Локк был сторонником концепции естественных прав человека, которые должны были выражаться в законодательных актах, издаваемых государственными органами . Локк является автором утверждения о том, что только закон может быть мерилом хорошего и дурного, которое легло в основу принципа уголовного права , обычно выражаемого формулой nullum crimeu, nulla poena sine lege («нет преступления, нет наказания без указания на то в законе») .
Блэкстон не поддерживал концепцию естественных прав, однако его работы также отражали идеи классической школы, хотя и носили компромиссный характер, учитывая положения феодального права .
Идеи классической школы высказывались многими французскими и германскими учёными. Во Франции они высказывались энциклопедистами и просветителями, бывшими сторонниками концепции естественного права . В Германии многие идеи классической школы выразил Ансельм Фейербах .
В Италии работал Чезаре Беккариа , который считается наиболее видным и известным представителем классической школы уголовного права . Его работа « » (1764) является программным документом данного научного направления.
По мнению Беккариа, преступления являются нарушением общественного договора , а также божественных и естественных законов, однако, по его мнению, преступными должны считаться лишь деяния, запрещённые законом . Беккариа принадлежат такие принципы, как «наказание должно быть соразмерно преступлению, мерилом которого является фактический вред»; «каждый гражданин может делать все, что не противно законам, однако за нарушение закона следует наказание» .
Беккариа отрицал карательную сущность наказания , считая, что наказание должно служить предупреждению новых преступлений: специальному (воспрепятствование совершения новых преступлений самим осуждённым) и общему (предупреждение совершения преступлений неопределённым кругом лиц) .
Беккариа сформулировал принцип презумпции невиновности : «никто не может быть назван преступником, пока не вынесен обвинительный приговор». Также он говорил о роли уголовного закона: «только законы могут устанавливать наказание за преступления» .
В России представителями этой школы являлись З. А. Горюшкин , Н. Н. Сандунов , И. Ф. Тимковский , А. П. Куницын , В. Г. Кукольник и др. Во второй половине XIX — начале XX века схожие воззрения имели А. С. Жиряев , В. Д. Спасович , П. Д. Калмыков , А. В. Лохвицкий , Н. А. Неклюдов , А. Ф. Кистяковский , Н. Д. Сергеевский , Н. С. Таганцев .
Реакцией на неспособность классической школы уголовного права решить проблемы, связанные с ростом преступности , стало появление антропологической школы уголовного права , выросшей из идей Чезаре Ломброзо о прирождённых преступниках.
Раздел «Классическая школа криминологии» статьи «Личность преступника»