Липкин, Семён Израилевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Борис Израилевич (Бер Срулевич) Анисфельд ( 2 [14] октября 1878 , Бельцы , Бессарабская губерния — 4 декабря 1973 , Уотерфорд ) — русский и американский художник , сценограф .
Родился в в семье управляющего имением Срула Рувиновича Анисфельда и его жены Гитли Ициковны. Родители хотели его видеть скрипачом.
1895—1900 — без особой подготовки поступил в Одесскую рисовальную школу , где учился у Г. А. Ладыженского и К. К. Костанди , которую закончил в числе лучших.
1901—1909 — как выпускник Одесской школы, был без экзаменов принят в Петербургскую Академию художеств , где был определён в класс батальной живописи профессора П. О. Ковалевского , известного также мастерски исполненными изображениями лошадей, где пробыл недолго. Затем, опять же недолго, обучался в мастерских И. Е. Репина и в конце концов оказался у Д. Н. Кардовского , блестящего рисовальщика.
1901 — член объединения « Мир искусства », участвовал также в выставках « Союза русских художников ».
1906 — работы Анисфельда отбирает С. П. Дягилев для выставки «Мира искусства», которые благосклонно принимают критики. Положительные отзывы поступают и от мэтров: М. В. Нестерова и других.
В Париже в рамках «Осеннего салона», где стараниями Дягилева была устроена знаменитая «Выставка русского искусства», одним из семи русских художников, выбранных действительными членами парижского Салона, стал и студент Академии художеств Борис Анисфельд. Это почётное звание позволяло в будущем раз в году, без конкурса, выставляться на этом престижном показе. После успеха за рубежом художник становится востребованным и дома: Третьяковская галерея «взяла» его натюрморт «Цветы», его картины начинают приобретать коллекционеры.
Как живописец известен также образами сказочных грёз и феерий (Восточная легенда, 1905, Третьяковская галерея ; Волшебное озеро, 1914, Русский музей ); художник стремился к особой, ирреальной передаче цвета.
Сотрудничал с журналами, в том числе с « Жупелом ». В издательстве « Шиповник » для открытки использовался его сатирический журнальный рисунок, другой его рисунок — «Садко» — вышел на открытке «Общины Святой Евгении».
Наиболее органичным способом самовыражения стало для него искусство театра. Дебютировал как сценограф, оформив спектакль «Свадьба Зобеиды» по Г.фон Гофмансталю ( 1907 , театр В. Ф. Комиссаржевской , режиссёр В. Э. Мейерхольд ).
1909 — работал для «Русского балета» С. П. Дягилева , исполняя декорации по эскизам Л. С. Бакста и других мастеров.
Самостоятельно оформил балеты:
В 1917 году Борис Анисфельд получил приглашение Бруклинского музея Нью-Йорка с предложением устроить выставку, и осенью 1917 года, незадолго до октябрьских событий, получив разрешение комиссариата Академии художеств, семейство Анисфельдов выехало через Сибирь и Дальний Восток в Японию , и с 1918 года обосновался в Нью-Йорке. Выставка (первая персональная выставка художника) действительно состоялась в Бруклинском музее благодаря известному американскому критику , большому поклоннику русского искусства и творчества Анисфельда в том числе.
Плодотворно сотрудничал с театром «Метрополитен Опера», а с 1921 — и с Чикагской оперой, оформляет множество спектаклей, балетов, опер и проч. Но мир меняется, и «алхимику цвета» уже невозможно подстраиваться под модный «конструктивизм» — и в 1928 году «Метрополитен-опера» отвергает его декорации к балету «Турандот». Роман с театром закончен навсегда, и художник, переехав в Чикаго , вплоть до 1957 года преподавал в местном Художественном институте. Активно работал и как станковист, создавая полотна в духе декоративно-лирического экспрессионизма, в 1940 — 1950 -е годы исполнил цикл картин на евангельские темы.
Умер Анисфельд в Уотерфорде (штат Коннектикут ) 4 декабря 1973 года.