Interested Article - Ур-Нанше
- 2021-08-22
- 2
Ур-Нанше — царь ( лугаль ) шумерского государства Лагаш , правивший около года до н. э.
Ур-Нанше был основателем I династии Лагаша . Может быть, младший современник лугаля Ура Месанепады .
Неизвестно, откуда явился Ур-Нанше или как он пришёл к власти. Есть даже вероятность того, что он по происхождению был не шумером, а семитом из страны, известной под названием , к западу от Шумера. Его отец Гуниду происходил из незначительного города Гурсара и правителем вообще не был. Родовым божеством Ур-Нанше был Шульпае . Ур-Нанше получил титул лугаля , очевидно, в связи с передачей ему каких-то временных чрезвычайных полномочий, так как его сын и внук довольствуются в дальнейшем только титулом энси .
После себя Ур-Нанше оставил порядка пятидесяти надписей на табличках, плакетках, дверных петлях, кирпичах и гвоздях. Одно из неоднократно повторяющихся предложений содержит политические и экономические сведения весьма неожиданного свойства, хотя следует сделать оговорку, что приводимый здесь перевод не является окончательным. Положение гласит: «Корабли Дильмуна привезли ему (Ур-Нанше) лес как дань иностранных земель» , и это означает, что Ур-Нанше обладал достаточной властью, чтобы держать под контролем ряд зарубежных территорий за пределами Шумера. Однако до сих пор нет других свидетельств в подтверждение столь далеко идущего заявления.
Строительная деятельность
Основная деятельность Ур-Нанше состояла, как повествуют его собственные надписи, а также и надписи его преемников, в ваянии статуй божеств, в восстановлении старых и сооружении новых каналов и плотин, в постройке городских стен, а также храмов в разных общинах лагашского нома .
Ур-Нанше запечатлен на барельефе , украшавшем храм; этот барельеф был поднесён храму в качестве вотивно дара . Правитель, одетый в традиционную шумерскую юбочку, несёт на бритой голове корзину с раствором для строительства храма. Его сопровождают дочь и четыре сына, имена которых указаны на барельеф, среди них — Акургаль , наследник трона и отец знаменитого Эанатума . Фигура дочери, которую зовут Лидда, значительно крупнее чем фигуры царских сыновей; Лидда следует непосредственно за отцом, что, возможно, является свидетельством высокого положения шумерской женщины в общественной жизни. Как видно, тут Ур-Нанше вместе с семьёй принимает участие в торжественной церемонии закладки сооружений. В нижней части барельефа изображен Ур-Нанше, сидящий на троне с кубком в руках. За его спиной стоит виночерпий с кувшином, перед ним — первый министр, делающий какое-то сообщение, и три названных по именам сановника.
Политика Ур-Нанше
Ур-Нанше покровительствовал торговле, при нём уже велась торговля с Дильмуном и Маганом (совр. Оман ). Ур-Нанше вел морскую торговлю со странами по Персидскому заливу, вероятно, через гавань Гуаба связанную с Лагашем и Нгирсу каналом (по которому можно было бурлачить груженые ладьи), а с морем — лагуной. Он для нужд строительства ввозил лес с гор Маш и строительный камень. Чтобы приобрести собственные средства, Ур-Нанше начал присваивать себе часть имущества и доходов храмов.
Нет сомнения, что именно Ур-Нанше, перед чьей статуей в храме Нингирсу после смерти совершались жертвоприношения, заложил основы политического и экономического могущества своей династии. Но полностью подчинить своей власти жречество Ур-Нанше не удалось. Так в одной своей надписи Ур-Нанше сообщает, что «избрал мужа (или мужей) богине » , возможно для осуществления «священного брака» , как видно в Лагаше этот брак ещё не стал прерогативой правителя. Не был Ур-Нанше и верховным жрецом главнейших храмов Лагаша . Ими управляли особые жрецы — санга (титул «санга» становится культовым).
Наиболее подробно о строительной и военной деятельности Ур-Нанше повествует надпись на каменной плите (SARI I, 24). На одной ее стороне описывается масштабное строительство (11 храмов и городская стена Лагаша), прорытие каналов и воздвижение статуй. На другой стороне плиты сообщается о военной деятельности Ур-Нанше. Это самое раннее известие о победе городского правителя Южной Месопотамии. От лица Ур-Нанше говорится, что он пошел войной сразу против Ура и Уммы , а затем и подробно описываются достигнутые успехи. В рассказе о победе над Уром перечисляются имена и должности пяти высших вражеских военачальников, которые были взяты в плен и казнены ( «он воздвиг могильный холм (над ними)» ). То же говорится и в отношении Уммы, при этом среди пяти взятых в плен и казненных военачальников, перечисленных по именам и должностям, упомянут и энси Уммы, Пабильгальтук. Но эти победы не сопровождались захватом территории побежденных городов. Причинами этих событий, вероятно, стали с соперничество с Уром в морской торговле с заливом, и пограничные споры с Уммой, вновь обострившимися при наследниках Ур-Нанше.
I династия Лагаша | ||
Предшественник: Лугаль-шаг-энгур ? |
правитель Лагаша
ок. XXVI век до н. э. |
Преемник: Акургаль |
Примечания
- Белицкий Мариан. Шумеры. — С. 120.
- Белицкий Мариан. Шумеры. — С. 121.
- История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 1. Месопотамия. — С. 195.
Литература
- Белицкий Мариан. / Пер. с польского. — М. : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1980. — 398 с. — (По следам исчезнувших культур Востока). — 10 000 экз.
- . // / Автор-составитель В. В. Эрлихман . — Т. 1.
- История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 1. Месопотамия / Под редакцией И. М. Дьяконова . — М. : Главная редакция восточной литературы издательства « Наука », 1983. — 534 с. — 25 050 экз.
- Козырева Н.В. Очерки по истории Южной Месопотамии эпохи ранней древности, (VII тыс. до н. э. - сер. II тыс. до н. э.) — СПб.: Контраст, 2016.
- Крамер Самюэль . Шумеры. Первая цивилизация на Земле / Пер. с англ. А. В. Милосердовой. — М. : ЗАО Центрполиграф, 2002. — 384 с. — (Загадки древних цивилизаций). — 7000 экз. — ISBN 5-9524-0160-0 .
- 2021-08-22
- 2