Джон Чарльз Итон
(
англ.
John Charles Eaton
, 30 марта 1935,
,
Пенсильвания
— 2 декабря 2015,
Нью-Йорк
, США) —
американский
композитор
, пионер электронной музыки, автор опер. Произведения Итона широко известны и исполняются во всём мире
.
Биография
Родился в Брин-Маре, штат Пенсильвания. Изучал композицию в
Принстонском университете
у
Бэббитта
,
Коуна
,
и
Сешнса
, музыковедение у Менделя и Странка, а также игру на фортепиано. Окончил университет в 1957 году, получив степени бакалавра и магистра изящных искусств. До 1968 года жил в Риме, затем вернулся в Принстон и в 1970 году получил степень доктора философии. Преподавал в
университете Индианы
(1970—1991), одновременно был руководителем Центра электронной и компьютерной музыки. Приглашённый профессор Принстонского университета (1981), профессор
Чикагского университета
(1990—2001).
Выступал в качестве джазового пианиста в 1953—1971 годах. В 1960-х годах участвовал в разработке нескольких моделей
синтезатора
(с
Робертом Мугом
и Paul Ketoff)
и в 1960—1970-х исполнял музыку на синтезаторе. Джон Итон дал более 1000 концертов на синтезаторе и называл себя «
»
.
Во время работы в Чикаго сосредоточился на создании произведений для небольших ансамблей, в том числе камерных опер. Итон организовал и был руководителем профессиональной труппы The Pocket Opera Players, исполнявшей его оперы, а также камерные музыкально-сценические произведения других композиторов
. Итон продолжал руководить этим ансамблем и после отъезда из Чикаго в 2001 году
.
Композитор сочинял 12-тоновую серийную музыку, электронную музыку, считается выдающимся композитором в сфере
микротональной музыки
. Микротональные произведения Итона основаны на интервалах в 1/4 тона. Так, написанная в 1965 году «Микротональная фантазия» (
Microtonal Fantasy
) исполняется одним пианистом на двух роялях, настроенных в 1/4 тона один относительного другого
. Помимо инструментальных произведений, писал большие и камерные оперы, в том числе по заказам оперных театров, телевизионные оперы, кантаты
.
Джон Итон — создатель жанра «карманной оперы», предназначенной для небольшого числа вокалистов и камерной инструментальной группы. В карманной опере певцы играют на музыкальных инструментах, а музыканты поют и участвуют в сценическом действии наряду с певцами
. Другое своё жанровок открытие — музыкально-сценический жанр без участия вокалистов — Итон называл «музыкантским капустником» (
romps for instrumentalists
). Действие представляют костюмированные музыканты со своими инструментами. В числе примеров таких произведений — «Пер Гюнт»
.
Итон был женат на певице Нельде Нельсон, имел сына и дочь. Джон Итон скончался от кровоизлияния в мозг 2 декабря 2015 года
.
Награды
Произведения
Внешние аудиофайлы
|
Произведения Джона Итона
|
(фрагменты с сайта ACA)
|
|
|
|
(Sor Juana's Songs), исп. Шарон Хармс
|
Творческое наследие Джона Итона включает произведения для сцены (в том числе большие и «карманные» оперы), оркестровые и хоровые произведения, камерные, фортепианные и вокальные произведения
. Итон — автор книги
Involvement with Music: New Music since 1950
(1976).
Произведения для сцены
Оперы
-
Ma Barker
(1957—1958)
-
«Геракл» (
Herakles
) (1964; премьера 10 октября 1968,
Турин
)
-
«Мышкин» (
Myshkin
) (1966—1971, по роману «
Идиот
»; премьера 23 апреля 1973, Блумингтон). Одна из частей может исполняться как концертное произведение "Прелюдия к «Мышкину»
-
«Лев и Андрокл» (
The Lion and Androcles
) (1973; премьера 1 мая 1974, Индианаполис)
-
«Дантон и Робеспьер» (
Danton and Robespierre
) (1978; премьера 21 апреля 1978, Блумингтон)
-
«Плач Клитемнестры» (
The Cry of Clytemnestra
) (1979—1980; премьера 1 марта 1980, Блумингтон)
-
«Буря» (
The Tempest
) (1983—1985; премьера 27 июля 1985, Санта-Фе)
-
«Преподобный Джим Джонс» (
The Reverend Jim Jones
) (1989)
-
Let’s Get This Show on the Road
(1993)
-
Golk
(1995)
-
«Антигона» (
Antigone
) (1999)
-
…inasmuch
(2002; премьера 21-22 мая 2002, Нью-Йорк)
-
«Король Лир» (
King Lear
) (2003—2004)
-
«Загадочная история Бенджамина Баттона» (
The Curious Case of Benjamin Button
) (2010; премьера 15 июня 2010, Нью-Йорк)
Музыка для театра
-
«Три грации» (
The Three Graces
) (1972)
-
«Пер Гюнт» (
Peer Gynt
) (1990)
-
«Блошиный цирк Саломеи» (
Salome’s Flea Circus
) (1994; премьера 24-25 июня 2003, Нью-Йорк)
-
«Дон Кихот» (
Don Quixote
) (1994)
-
«Путешествие с Гулливером» (
Travelling with Gulliver
) (1997)
-
«Божественный Нарцисс» (
El Divino Narciso
) — кантата (1998)
-
«Молодость» (
Youth
) — опера-кантата (2000; премьера 14 декабря 2000, Чикаго)
-
«Пиноккио» (
Pinocchio
) (2004; премьера 18-19 мая 2004, Нью-Йорк)
-
Rerouted
(2013)
Оркестровые произведения
-
Увертюра
Tertullian
(1958)
-
«Адажио и аллегро» для флейты, гобоя и струнного оркестра (1960)
-
Концертная пьеса для синтезатора с оркестром (1968)
-
«Трансформации» для синтезатора с оркестром (1975)
-
Симфония № 2 (1981)
-
«Вспоминая Рим» (
Remembering Rome
) — симфония для скрипичного оркестра (1986)
-
Threnody for Paisan
(2003)
Хоровые произведения
-
Duo
на библейские тексты (1977)
-
«Месса» (1997)
Библиография
John Eaton.
Involvement with Music: New Music since 1950
(англ.)
. — Harper's College Press, 1976. —
ISBN 978-0061610134
.
Дискография
-
First Performances: The Syn-Ket and Moog Synthesizer in the 1960s by John Eaton
(EMF Media)
-
Electro-Vibrations: the Music of John Eaton
(Decca)
-
Music of John Eaton: Mass / Blind Man’s Cry / Concert Music for Solo Clarinet
(Composers Recordings, 1972)
-
Danton and Robespierre
(Composers Recordings, 1978)
-
The Music of John Eaton: Cry of Clytaemnestra / From the
(Indiana University, 1997)
-
Songs of Desperation and Comfort
(Нельда Нельсон, сопрано) // в сб.
The New American Scene
(Albany Records? 1998)
-
The Curious Case of Benjamin Button
(Center for Contemporary Opera, 2012)
Примечания
-
↑
(англ.)
. American Composers Alliance. Дата обращения: 31 января 2016.
19 февраля 2016 года.
-
(англ.)
. 120 Years of Electronic Music. Дата обращения: 30 января 2016.
4 февраля 2016 года.
-
↑
Midgette A.
(англ.)
. The New York Times (16 мая 2004). Дата обращения: 31 января 2016.
-
↑
Grimes W.
(англ.)
. The New York Times (12 декабря 2015). Дата обращения: 31 января 2016.
-
↑
Midgette A.
(англ.)
. The New York Times (28 мая 2002). Дата обращения: 31 января 2016.
10 марта 2016 года.
-
Allen S.
(англ.)
.
UChicagoNews
. The University of Chicago (9 декабря 2015). Дата обращения: 31 января 2016.
22 января 2016 года.
-
↑
(неопр.)
. Politico (21 июня 2010). Дата обращения: 31 января 2016. Архивировано из
17 апреля 2012 года.
-
↑
(англ.)
. The Leaving Composers Project. Дата обращения: 30 января 2016.
24 января 2016 года.
-
↑
Tommasini A.
(англ.)
. The New York Times (16 июня 2010). Дата обращения: 30 января 2016.
15 июня 2015 года.
-
↑
Oestreich J. R.
(англ.)
. The New York Times (15 мая 2000). Дата обращения: 31 января 2016.
8 марта 2016 года.
-
↑
(неопр.)
.
Jacobs School of Music
. Indiana University Bloomington. Дата обращения: 31 января 2016.
4 марта 2016 года.
-
Morgan, Robert P.
"Danton and Robespierre"
//
(англ.)
/ Stanley Sadie. — London:
Macmillan Press
, 1992. —
ISBN 0-935859-92-6
.
-
Morgan, Robert P.
"Cry of Clytemnestra, The"
//
(англ.)
/ Stanley Sadie. — London:
Macmillan Press
, 1992. —
ISBN 0-935859-92-6
.
-
Morgan, Robert P.
"Tempest, The (ii)"
//
(англ.)
/ Stanley Sadie. — London:
Macmillan Press
, 1992. —
ISBN 0-935859-92-6
.
-
Rockwell J.
(англ.)
. The New York Times (30 июля 1985). Дата обращения: 31 января 2016.
7 марта 2016 года.
Ссылки
-
Neil Butterworth.
Eaton, John Charles
//
(англ.)
. — 2nd. — MEy Yo:
Routledge
, 2005. — P. 129—130 (560). —
ISBN 0-415-93848-1
.
-
Chadabe, Joel. 1967.
«Concert Piece for Synket and Symphony Orchestra».
Electronic Music Review
, no.4 (1967): 46.
-
Crab, Simon. 2015.
«
». 120 Years of Electronic Music website (accessed 13 January 2016).
-
Frankenstein, Alfred. 1968.
«Introducing John Eaton and his Pieces for the Syn-ket».
Hi Fidelity
, 18, no. 7:82.
-
Morgan, Robert P. 1985a.
«John Eaton and
The Tempest
».
Musical Times
126 (July): 397—400.
-
Morgan, Robert P. 1985b.
«Alchemist».
Opera News
1, no. 1:28-31.
-
Morgan, Robert P. 2001.
«Eaton, John C(harles)».
The New Grove Dictionary of Music and Musicians
, second edition, edited by
Stanley Sadie
and John Tyrrell. London: Macmillan Publishers.
-
Anon. n.d.(b).
«
.» Accessed Jun 9, 2013.
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|