Interested Article - Таковость

Буддизм
Практика
Дхамма

Та́ковость , татха́та или ятхабхутам ( санскр. तथता IAST : tathatā ) — понятие религиозной философии , конкретно — буддизма махаяны , определяющее истинные свойства или подлинное существо объекта или явления, не замутнённое внешними иллюзиями .

Особое значение понятие таковость приобрело в буддизме в смысле восприятия истинной сущности, абсолюта вне иллюзий Мары и вне страданий сансары . Иллюстрируя понятие таковости буддисты говорят, что исторических будд было несколько, но все они суть явление одной и той же сущности, характеризуя которую Будда Гаутама использовал термин татхагата (так приходящий).

В махаяне

Для махаянских школ буддизма таковость означает «особую способность непосредственно воспринимать реальность [такой], как она есть», является синонимом праджни и отождествляется с природой будды . Согласно сутрам праджняпарамиты , таковость также означает истинную реальность, которая по своей природе пуста. Кроме того таковость определяют как просветление : «Таковость — это бесподобное совершенное просветление. Эта таковость не возрастает, не убывает» . Будда определял таковость как «наивысшее совершенное просветление» и указывал, что она же «является причиной просветления» . Согласно Нагарджуне , таковость также означает « пустотность » .

Концепция «единого сознания», стремящаяся объединить виджнянаваду , мадхьямику и концепцию татхагатагарбхи , оформленная в Махаяна-шраддхотпада-шастре и получившая дальнейшее развитие в школе чань , указывала, что «единое сознание» включает в себя все дхармы : «подверженные бытию» и «не подверженные бытию», «омрачённые» и «просветлённые». Также, согласно концепции, «единое сознание» состоит из двух неразрывных сознаний, включающих в себя все дхармы: сознания истинной таковости ( бхутататхаты ) и обусловленного сознания. В данном случае под сознанием истинной таковости понималось единое сознание, которое может выражаться как в «истинной пустоте», так и в «истинной не-пустоте». В то же время в Махаяна-шраддхотпада-шастре указывалось, что такое деление нужно вследствие того, что «сознание живых существ омрачено неведением», поэтому «возникает дискурсивное мышление, и они отходят от [истинной таковости], поэтому и говорится: „пустота“; но если они освободятся от омрачённого сознания, то в действительности не будет ничего, о чём можно говорить „пустота“» .

Ашвагхоша описывал таковость следующим образом: « Таковость не есть ни сущее, ни не-сущее, ни сущее и ни не-сущее одновременно, ни сущее и ни не-сущее раздельно; она не есть ни единство, ни множество, ни единство и ни множество совместно, ни единство и ни множество раздельно » . В Махаяна-шраддхотпада-шастре отмечалось, что понятие «истинная таковость» лишено каких-либо признаков и является « пределом словесных объяснений, словом, которое кладёт конец всем словам » .

Профессор Е. С. Штейнер указывал, что таковость определяется десятым рисунком в десяти быках , серии дзэнских картинок с подписями в стихах и в прозе, выражающих этапы постижения учения школы .

В дзэн образ круга энсо выражает собой «истинную таковость» .

Чаньские наставники часто использовали различные повседневные ситуации для помощи ученикам в «познании вещей в их таковости» или «ежедневного просветления» :

Однажды к обратился монах:
— Учитель, я все ещё далек от цели. Дайте мне наставление.
— Ты уже позавтракал? — спросил мастер.
— Да, — ответил монах.
— Так пойди и вымой за собой чашку!
В этот момент монах прозрел.

Дзэнский мастер Догэн говорил о познании вещей в их таковости следующим образом: «глаза горизонтальны, нос вертикален», «солнце — на востоке, луна — на западе» .

Д. Т. Судзуки считает, что японский поэт Мацуо Басё в своём известном хайку « Старый пруд » открыл во всплеске воды ту же таковость вещей, какую японист Р. Х. Блайс видел в лунной природе или природе вишни в цвету: « Этот звук, исходящий из старого пруда, был воспринят Басё как наполняющий всю вселенную. Не только всё окружающее полностью вошло в звук и исчезло в нем, но и сам Басё был вычеркнут из собственного сознания ». После данного опыта « старый пруд перестал быть старым прудом, а лягушка — лягушкой », сам Басё же «воскрес» и превратился в «Звук» или «Слово», постигнув загадку бытия-становления .

Двенадцать аспектов таковости (бхутататхата)

  1. Таковость (татхата)
  2. Носитель (среда) дхарм (дхармадхату)
  3. Природа дхарм (дхармата)
  4. Реальность (авитатхата)
  5. Неизменность (ананья-татхата)
  6. Универсальность или неразличаемость (самата)
  7. Бессмертность (отделенность от рождения и смерти)
  8. Вечность
  9. Вместилище дхарм (дхармастхитита)
  10. Границы реальности (бхута-коти)
  11. Пространство, пустота, нематериальность (акаша-дхату, антарикша)
  12. За пределами мысли и речи (ачинтьядхату)

См. также

Примечания

  1. , с. 53.
  2. , с. 120.
  3. , с. 676.
  4. , с. 42.
  5. , с. 49.
  6. , с. 56.
  7. , с. 180—181.
  8. , с. 117.
  9. , с. 187.
  10. .
  11. , с. 92.
  12. , с. 229.
  13. , с. 259.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Таковость