Вторая Балканская война
- 1 year ago
- 0
- 0
Вторая схоластика (или посттридентская схоластика , поздняя схоластика , схоластика барокко , постсредневековая схоластика , схоластическая философия раннего модерна ) — период схоластической философии и теологии в XVI—XVIII веках. Научная культура второй схоластики превзошла средневековую схоластику по количеству своих сторонников, широте охвата, сложности, литературной критике и объему редакционной продукции, большая часть которой до сих пор остается менее исследованной.
Постсредневековая схоластика датируется историками примерно с 1500 года до конца XVIII-го (или XIX) века, когда в томистком бастионе в бенедиктинском университете в Зальцбурге , иезуитском Диллингенском университете и коллегии Ингольштадта проявлялись явные признаки интеллектуальной деятельности. Несмотря на то, что её истоки обычно связывают с испанским томизмом школы Саламанки , а именно с такими авторами, как Франсиско де Витория (1486–1546) и Доминго де Сото (1495–1560), тем не менее её идеологические корни можно проследить до неиспанского томизма эпохи Возрождения , имеющего итальянское происхождение, представленное трактатами доминиканцев, таких как Томмазо де Вио , известного как Каэтан (1468–1534), и итальянского доминиканца (Chrysostomus Javellus, 1470–1538) из Болоньи . Оба известны не только как авторы комментариев к Summa Theologiae Фомы Аквинского , но и ввиду их более коротких систематических трактатов, таких как De nominum analogia ( Фома Каэтан ) и Tractatus de transcendentibus ( ), в которых отстаивается позиция шести известных трансценденталий (REUBAV: Res , Ens , Unum , Bonum , Aliquid , Verum ), считающихся наиболее универсальными, надкатегориальными, свойственными всякому сущему. Эти трактаты в их всеобъемлющей форме должны были стать типичным жанром философских и богословских произведений в первые десятилетия XVII века .
Определяющими факторами расцвета второй схоластики во XVI—XVII вв. явились Тридентский собор и деятельность основанного в 1534 году ордена иезуитов , которые стали главными представители схоластической мысли . В XVI веке Западный мир, переживающий кризис католицизма , втянулся в религиозное обновление, целью которого было «исправление» церкви, что подразумевало приведение церковного учения, церковной политики и церковных институтов в соответствие с умонастроениями духовенства. Обновление обычно связывают с движением Реформации , первым проявлением которого считаются тезисы профессора теологии из Виттенберга , Мартина Лютера , молниеносно распространившиеся в европейских странах .
Одним из результатов Тридентского Собора стало учреждение духовных учебных заведений (коллегий и семинарий ) во всех епархиях для поднятия уровня образования духовенства согласно декрету « De reformatione » («О реформе»), сессии XXIII, канона 18:
Святой Собор постановляет: все кафедральные, митрополичьи и бо́льшие сих церкви по своим возможностям и величине диоцеза, набрав определенное количество детей из этого города, диоцеза или, если нужного числа не наберется, из всей провинции, должны взращивать их в коллегии , избранной для этого епископом при этой церкви или в ином удобном месте; их должны воспитывать в благочестии и наставлять в церковном учении. [...]. Пусть епископ разделить этих детей на столько классов, сколько ему покажется нужным, соответственно их числу, возрасту и успехам в церковном учении. Пусть епископ, если ему покажется уместным, частично назначит их к служению в церквях, частично удержит в коллегии для обучения, а на места уже обученных пусть принимает новых, чтобы эта коллегия стала постоянным рассадником ( seminarium ) служителей Божиих .
В семинариях и иезуитских коллегиях уделялось большое внимание преподаванию философии как подготовке к теологии :
Во свидетельство своих успехов каждый должен будет перед принесением обетов защитить работы по логике, философии и схоластической теологии. И следует назначить четырёх лиц, чтобы они оппонировали ему и вынесли правдивое и искреннее решение о его пригодности согласно их мнению .
В отличие от «первой», то есть средневековой схоластики , характерной чертой второй схоластики было развитие мыслительных школ, то есть интеллектуального наследия своего «учителя». Среди всех выделяются две школы от более ранних периодов схоластики — скотизм , томизм , но в других орденах процветал , и .
Скотисты , в основном принадлежащие к конвентуалам францисканского ордена , включают итальянцев O.F.M. Conv. (Antonius Trombetta, 1436–1517), O.F.M. Conv. (Angelus Vulpes a Monte Piloso, 1590–1647) и его труд « Сумма священной теологии Иоанна Дунса Скота, тонкого доктора и комментарии » (« Sacrae theologiae summa Joannis Duns Scoti, doctoris subilis et commentaria », 1622), O.F.M. Conv. (Bonaventura Columbus Niciensis) и его труд « Новый философский курс скотистов, включающий универсальную философию: рациональную, натуральную, моральную и сверхъестественную » (« Novus cursus philosophicus Scotistarum, complectens universam philosophiam, Rationalem, Naturalem, Moralem, et transnaturalem », 1669), Princeps Scotistarum O.F.M. Conv. (Bartholomaeus Mastrius, 1602–1673), O.F.M. Conv. (Bonaventura Bellutus, 1600–1676), O.F.M. Conv. (Sebastianus Dupasquier, 1630–1718), O.F.M. Conv. (Josephus Antonius Ferrari de Modoetia, ?–1775) и его труд в 3-х томах «Учения древней и современной философии Иоанна Дунса Скота, приспособленные к учению тонкого князя» (« Veteris et recentioris philosophiae dogmata Joannis Dunsii Scoti Subtilium Principis Doctrinis Accomodata », 1807 5-е издание), O.F.M. Conv. (Laurentius Altieri Ferrariensis, 1730–1796) и его труд « Элементы философии для использования юношами, подготовленные признанными авторами » (« Elementa philosophiae in adolescentium usum ex probatis auctoribus adornata », 1796 10-е издание).
O.F.M. Obs. (Franciscus Lychetius Brixiensis, 1450–1520) и его труд « Наиболее тонкие комментарии к первой, второй и третьей книгам „Сентенций“ Скота, а также к его „Quolibeta“ » (« In primum, secundum et tertium Scoti sententiarum libros ac in ejusdem quolibeta commentationes subtilissimae », 1589), O.F.M. Obs. (Joannes de Rada, 1545–1608) и его труд « Теологические контроверсии между св. Фомой и Скотом, в которых излагаются противоборствующие мнения, освещаются основные трудности и даются ответы на аргументы Скота » (« Controversiae Theologicae inter S. Thomam, et Scotum, In quibus pugnantes sententiae referuntur, potiores difficultates elucidantur, et responsiones ad argumenta Scoti reiiciuntur », 1601), O.F.M. Obs. (Livio Rabesano de Montursio), O.F.M. Obs. (Claudius Frassen, 1620–1711), , O.F.M. Obs. (Ambrosius Saxius Bononiensis); ирландских эмигрантов O.F.M. (Lucas Waddingus, 1588–1657), O.F.M. Obs. (Joannes Poncius, 1599–1672), O.F.M. (Tomas de Llamazares, ?–1690), O.F.M. Obs. (Proinsias O'Doibhlin / Franciscus O'Deulin, 1660–1724) и ; немцев , O.F.M. Obs. (Theodorus Smising, 1580–1626), , O.F.M. Obs. (Alfonsus Brizeno, 1587–1668), O.F.M. Obs. (Gaspar de la Fuente) и его труд « Вопросы диалектики и физики по мысли тончайшего Доктора Иоанна Дунса Скот а» (« Quaestiones Dialecticae, et Physicae ad mentem subtilissimi Doctorum Joannis Duns Scoti », 1631).
Большой интерес представляет 2-хтомный труд итальянского обсерванта « Философско-теологическая катастрофа, а именно перипатетическое, скотистское и универсальное объяснение доктрины » (« Catastrosis Philosophica, ac Theologica, Peripateticae videlicet, Scoticae atque universalis Doctrinae Explicatio, in qua disputationes quam plurimae, non minus studiosis perutiles, quam provectis iucundae, ex Perennis Sophiae promptuarijs selectae, expenduntur, variaeque controversiae passim conciliantur. Et praesertim circa quidditates, realitates, formalitates, ac hiiusmodi abstractiones, quae in Subtilium, nec non aliorum Perillustrium Virorum Scholis, prae manibus frequenter haberi solent, praeclarae eruditiones traduntur », 1640).
O.F.M. Ref. (Bernardus Sannig, 1638–1704), O.F.M. Ref. (Crescentius Krisper, 1679–1749), O.F.M. (Ludovicus Rodriguez Noyensis, ?–1624) и его труд « Компендиум диалектики Аристотеля » (« Dialecticae Aristotelis compendium: commentaria, pluresque articuli », 1624).
O.F.M. Rec. (Guilielmus van Sichen, 1627–1700) и его труд « Целостный философский курс, организованный в виде краткого, ясного и простого метода преподавания и обучения » (« Integer cursus philosophicus brevi, clara et ad docendum discendumque facili methodo digestus », 1678), O.F.M. Rec.(Marinus Panger, 1664–1733), O.F.M. Rec. (Kilianus Kazenberger, 1671–1750).
Томистов обычно представляли схоласты иберийского полуострова в доминиканском ордене. В их число входили Фома Каэтан , O.P. (1380–1444), O.P. (Silvester Prierias, 1456–1527), O.P. (Didacus de Astudillo, 1480–1536), O.P. (Didacus Ortiz, ?–1640) и его труд « Ангельско-томистский философский курс » (« Cursus philosophicus Angelico-Thomisticus », 1667), O.P. (Didacus Masius, 1553–1608) и его труд « Метафизическая диспутация о сущем и его свойствах, описанная под общим названием „О трансценденталиях“ » (« Metaphysica disputatio de ente, et eius proprietatibus, quae communi nomine inscribitur: de transcendentibus », 1587), O.P. (Joannes Gonzales de Albelda, 1569–1622) и его труд « Комментарии и диспутации к первой части ангельского доктора св. Фомы » (« Commentariorum, et disputationum, in primam partem Angelici Doctoris D. Thomae », 1621), Доминго де Сото , Доминго Баньес , Франческо Сильвестри , Мельчор Кано , O.P. (Marcus Serra, 1587) и его труд « Сумма комментариев к первой части ангельского доктора св. Фомы Аквинского » (« Summa Commentariorum in primam partem Angelici Doctoris S. Thomae Aquinatis », 1630), O.P. (1595–1624), Бартоломе де Медина , Томас де Меркадо , Томмазо Кампанелла , O.P. (Petrus de Godoy, 1599–1677), O.P. (Joannes a Sancto Thomae, 1589–1644), Джузеппе Агостино Орси , O.P. (Joannes Martinez de Prado, ?–1668), O.P. (Franciscus de Arauxo / Aravius, 1580–1664) и его 2-х томный труд « Комментарии к универсальной метафизике Аристотеля » (« Commentariorum in universam Aristotelis metaphysicam », 1617), O.P. (Cosmas de Lerma, 1600–1642), O.P. (Petrus de Godoy, 1608–1677) и его труд « Теологические диспутации к первой части св. Фомы » (« Disputationes theologicae in prima partem Divi Thomae », 1666), O.P. (Petrus Labat, 1616–1670) и его труд « Схоластическая теология в соответствии с безупречным учением св. Фомы » (« Theologia scholastica secundum illibatam D. Thomae doctrinam », 1658), O.P. (Jacinto de la Parra / Hiacintus a Parra, 1619–1684), O.P. (Joannes Batista Gonet, 1616–1681) и его труд « Щит томистской теологии против новых противников » (« Clypeus theologiae thomisticae contra novos ejus impugnatores », 1659), O.P. (Dominicus Linze / Lince, 1622–1697) и его труд « Сумма спекулятивной философии в соответствии с мыслью и учением св. Фомы и Аристотеля » (« Summa philosophiae speculativae juxta mentem et doctrinam D. Thomae et Aristotelis », 1666–1667), O.P. (1640–1703) и его 6-ти томный труд « Щит томистской философии против старых и новых противников » (« Clypeus philosophiae Thomisticae contra veteres et novos eius impugnatores », 1710), O.P. (Joannes Syrus Uvadanus, ?–1737), O.P. (Joannes Sanchiez Sedegno, 1552–1615), Винченцо Людовико Готти , O.P. (Vincentius Contenson, 1641–1674) и его труд « Теология ума и сердца, или созерцания об универсальном священном учении » (« Theologia mentis et cordis, seu Speculaltiones universae Doctrinae Sacrae », 1668), O.P. (Paulus Maria Cauvinus, 1642–1716), O.P. (Froilanus Diaz de Llanos, ?–1709), O.P. (Salvatore Maria Roselli, 1722–1784) и его труд в 4-х томах « Философская сумма по мысли ангельского доктора св. Фомы Аквинского » (« Summa philosophica ad mentem angelici doctoris S. Thomae Aquinatis », 1788), и другие.
В начале XVIII века наиболее популярным курсом философии среди доминиканцев стали « Commentariorum in universam Aristotelis metaphysicam » в 2-х томах (1617 и 1631 гг.) O.P., « Метафизические контроверсии священной теологии » (« Controversiae metaphysicales sacrae theologiae ministrae », 1649) O.P., а так же « Universa philosophia Aristotelico-Thomistica, Veterum, recentiumque, praesertim Maignani, Cartesii, Gassendi, etc. placita non segniter excutiens, in quatuor distributa tomos » , O.P., направленный против Рене Декарта , Пьера Гассенди и .
Начиная с 1572 года в Андалусии ( Сан-Хуан-дель-Пуэрто , Гранада , Ла-Пеньюэла ) были открыты многочисленные дома босых кармелитов без разрешения приора генерала „обутых“ кармелитов; кроме того, в 1574 году был избран провинциальным настоятелем Андалусии, который проповедовал среди босых Пастраны . Это создавало трения между босыми кармелитами и остальной частью ордена. Босые кармелиты были учреждены как отдельная провинция ордена кармелитов в бреве Pia consideratione папой Григорием XIII 22 июня 1580 года. Этим бреве босые кармелиты по-прежнему подчинялись приору-генералу Ордена „обутых“ кармелитов в Риме , но в остальном отличались от кармелитов тем, что могли избирать своих генеральных приоров и составлять собственные конституции для своей общей жизни. Томизм босых кармелитов определялся конституцией ордена « Constitutiones Fratrum discalceatorum congregationis S. Eliae, Ordinis Beatissimae Virginis Mariae de Monte Carmelo », составленной в 1631 году. Среди самых известных философов и теологов ордена были итальянский босоногий кармелит O.C.D. (Gabriel a Sancto Vincentio Laudensis, ?–1671) и его популярный труд по логике « Логика, в которой ясным методом разрешаются не только затруднения, обычно рассматриваемые логиками, но и многие другие » (« Logica, in qua clara methodo resolvuntur non solum difficultates, quae communiter tractari solent a logicis, sed etiam aliae plures », 1669), французский кармелит O.C.D. (Philippus a Sanctissima Trinitate, 1603–1671) и его трактат « Философская сумма, составленная из учения чудесного князя философов Аристотеля и ангельского доктора св. Фомы в соответствии с правильным пониманием школы томистов » (« Summa philosophica ex mira principis philosophorum Aristotelis, et doctoris Angelici D. Thomae doctrina iuxta legitimam scholae thomisticae intelligentiam composita », 1648), O.C.D. (Liberius a Jesu, 1646–1719) и его 7-томный труд « Схоластически-полемически-историко-критические контроверсии » (« Controversiarum scholastico-polemico-historico-criticarum », 1743–1754), испанский кармелит, генерал-настоятель O.C.D. (Paulus a Conceptione, 1700–1770) и его « Теологические трактаты в соответствии со св. Фомой и курсом Саламанки » (« Tractatus theologici juxta D. Thomae et Cursus Salmanticensis FF. Discalceatorum B. Mariae de Monte Carmeli primitivae observantiae », 1726).
Орден кармелитов в своей доктрине опирались на учение английского схоласта (Joannes Bacconius, ок. 1290–1347). Среди наиболее значимых стали , , O.C. (Dionysius Blasco, 1610–1683) и его трактат « Философский курс в соответствии с самым важным и глубоким Джоном Бэконторпом » (« Cursus philosophicus juxta gravissimam et reconditam Joannis Bacconii », 1672), O.C. (Josephus Zagaglia, ?–1711) и его трактат « Теологический курс о Боге по мысли и немецкому учению Джона Бэконторпа-кармелита, англичанина, разрешающего доктора » (« Cursus theologici De Deo secundum mentem, ac Germanam doctrinam Joannis Bacconi Carmelitae, Anglici, Doctoris Resoluuti », 1696), O.C. (Eliseus Garcia, 1652–1719) и его трактат « Философский курс » (« Cursus philosophicus juxta gravissimam et reconditam doctrinam V.P.M.Fr. Joannis Bacconii angli carmelitae cognomento Doctoris Resoliti », 1701), O.C. (Emmanuel Ignatius Coutinho) и его 4-томный труд « Целый курс философии согласно непоколебимому и уникальному учению Джона Бэконторпа » (« Integer philosophiae cursus juxta inconcussam singularemque doctrinam Joannis Bacconii », 1750).
В конце XVI века под влиянием реформы Терезы Авильской , осуществлявшейся в ордене босых кармелитов , началось духовное возрождение августинцев-эремитов (Ordo Eremitarum Sancti Augustini, O.E.S.A.), следовавших учению Эгидия Римского . Среди которых известные философы O.E.S.A. (Didacus a Stunica Salmanticensis , 1536–1597), O.E.S.A. (Basilius Poncius Legionensis, 1570–1629) и его труд « Различные диспутации из схоластической и разъяснительной теологии » (« Variarum disputationum ex utraque Theologia scholastica et expositiva », 1611), O.E.S.A. (Petrus de Comitibus, 1658–1688) и его труд « Метафизические диспутации » (« Disputationes metaphysicae », 1658), O.E.S.A. (Frederico Niccolo Gavardi, 1640–1715), португальский философ O.E.S.A. (Aegidius de Presentatione, 1539–1626), O.E.S.A. (Petrus Manso de Tapia, 1669–1736) и его трактат « Философский курс по мысли Эгидия Римского » (« Cursus philosophicus ad mentem B. Aegidii Romani », 1724), из ордена (Canonici Regulares Sancti Augustini, CRSA) — Мартин де Аспилькуэта (Martin de Azpilcueta, 1491–1586), O.E.S.A. (Henricus Florez, 1702–1773) и его труд в 5-ти томах « Схоластическая теология в соответствии с принципами августино-томистической школы » (« Theologia Scholastica juxta principia scholae Augustiniano-Thomisticae », 1732–1738), O.E.S.A. (Joannes Hidalgo, ?–1768) и его труд в 4-х томах « Философский курс по мысли св. Эгидия Римского, основательнейшего Доктора » (« Cursus Philosophicus ad mentem B. Aegidii Columnae Romani, Doctoris Fundatissimi », 1736–1739).
Кроме всего прочего, известными томистами были такие монахи ордена минимов , как Иоанн Лалеманде O.Min, Марен Мерсенн O.Min, O.Min. (Emanuel Maignan, 1601–1676), O.Min. (Joannes Saguens, 16?–1718) и его 4-х томный труд « Схоластическая философия Меньяна, или распределенная и скоординированная в более последовательную и всеобъемлющую форму схоластики » (« Philosophia Maignani Scholastica, sive in formam concinniorem et auctiorem Scholasticam digesta et coordinata », 1703), епископ Хаки O.Min. (Franciscus Palanco, 1657–1720) и его трактат « Философский курс, составленный по чудесному учению ангельского учителя и завершенный для общего использования студентами в трех томах » (« Cursus philosophicus juxta miram Angelici praeceptoris doctrinam digestus et pro communi studentium utilitate tribus tomis absolutus », 1717–1721).
Орден капуцинов основывался на учении св. Бонавентуры . Cреди известных капуцинов — / Брайзахский O.F.M. Cap. (Gervasius Brisacensis / Gervasius de Breisach / Jean Martin Brunck, 1648–1717) и его 3-хтомный трактат « Философский курс, распределенный в трех томах кратким и ясным методом » (« Cursus philosophicus brevi et clara methodo in tres tomulos distributus », 1697), O.F.M. Cap. (Joannes Antonius de Ubillos, 1707–1789), итальянский философ и теолог O.F.M. Cap. (Gaudentius Bontempus Brixiensis, 1612–1672) и его 7-митомный трактат « Теологический палладий, то есть вся схоластическая теология, распределенная в семи томах, по сокровенной мысли св. Бонавентуры, серафического доктора » («Palladium theologicum, seu tota theologia scholastica in septem Tomos distributa, ad intimam mentem D. Bonaventurae Seraphici Doctotis»), итальянский капуцин O.F.M. Cap. (Bartholomaeus de Barberiis, 1615–1697 ) и его трактат в 3-х томах « Цветы и серафические плоды, сорванные из серафического рая, то есть философский курс по мысли св. Бонавентуры, серафического доктора » (« Flores et fructus seraphici ex seraphico paradiso excerpti, seu Cursus philosophicus ad mentem sancti Bonaventurae Seraphici Doctotis », 1677), (Hyacinthus Olpensis, 1647–1695) и его трехтомный труд « Философский курс по мысли серафического доктора св. Бонавентуры » (« Cursus philosophicus ad mentem Seraphici Doctoris Divi Bonaventurae » , 1691–1698).
В Германии центрами схоластической философии являлись Зальцбургский университет ( Alma Mater Paridiana , или Alma Mater Benedictina Salisburgensis ) и иезуитская коллегия Ингольштадта ( нем . Jesuitenkolleg Ingolstadt ). Ядром новообразованного Зальцбургского университета стали философский и теологический факультеты, должности профессоров которых занимали исключительно члены бенедиктинского ордена , приезжавшие из монастыря Оттобойрена , монастыря святых Ульриха и Афры , аббатства Вайнгартена , , Айнзидельнского аббатства , Кремсмюнстерского аббатства , Зайтенштеттенского аббатства , Эттальского аббатства , аббатства Адмонта , .
Из бенедиктинских схоластических томистов пользовались популярностью философские учебники таких профессоров, как (Bernhard Ruedorffer, 1620–1679), Хосе Саэнс де Агирре , (Joachim Morsack, 1642–1686), (Magnus Agricola, ум. 1688), (Carolis Grueber, 1642–1696), (Augustinus Reding,1625–1692), (Gregorius Wimperger, 1640-1705), (Carl Gschwandtner, 1686-1721), (Ludovicus Babenstuber, 1660–1726) и его труд « Зальцбургская томистская философия, или Философский курс по учению ангельского доктора св. Фомы Аквинского » (« Philosophia Thomistica Salisburgensis, sive Cursus philosophicus secundum doctrinam D. Thomae Aquinatis Doctoris Angelici », 1706), (Caelestinus Pley, 1662–1723), Бенедикт Шмир , (Placidus Renz, 1692–1748), (Anselmus Schnell, 1690–1751), (Paulus Mezger, 1637–1702), (Marcellinus Reischl, 1697–1763), (Bernardus Oberhauser, 1694–1739), (Gotthardus Vischl, 1672–1745), (Coelestin Romoser), (Cuthbert Polt, 1699–1743), (Oddonus Koptick, 1692–1755), (Heinricus Heinlein, ум. 1701), (Ambrosius Ziegler, 1684–1739), (Virgil Sedlmayr, 1690–1772), (Odilo Neumann, 1667–1720), (Beda Schallhammer, 1684–1760), (Veremundus Gufl, 1705–1761) и его 4-х томный труд « Универсальная схоластическая философия, основанная на своих принципах и в особенности оснащенная против новаторов » (« Philosophia scholastica universa suis principiis firmata et adversus neotericos praecipue adornata », 1753), (Eberhardus Ruedorffer, 1701–1765) и его труд « Зальцбургский философ-томист, или Универсальная перипатетико-томистcкая философия в соответствии с мыслью Аристотеля и тщательно подготовленная ангельским Доктором св. Фомой » (« Salisburgensis Thomista Philosophus, seu Universa philosophia peripatetico-thomistica ad mentem Aristotelis, et D. Thomae Doctoris Angelici elucubrata », 1732), (Berthold Vogl, 1706–1771), (Beda Seeauer, 1716–1785), (Bernhard Stöger, 1757–1815).
После упразднения ордена иезуитов факультеты философии и теологии Ингольштадта занимали профессоры бенедиктинских монастырей. Схоластов-бенедиктинцев Ингольштадтской коллегии, приезжавших из аббатства Святого Эммерама , представляли (Johann Evangelist Schifferl, 1704–1771), Герман Шоллинер , (Dominicus Gollowitz, 1761–1809), (Beda Aschenbrenner, 1756–1817), (Placidus Heinrich, 1758–1825). В Ингольштадте Беда Ашенбреннер был первым теологом, который читал свои лекции на немецком, а не на латыни, поскольку в период правления императора Иосифа II немецкий язык был распространён на всю территорию Священной Римской империи .
В Испании широкой популярностью пользовался учебник « Philosophia rationalis nov-antiqua: sive disputationes selectae, in logicam et metaphysicam Aristotelis » бенедиктинского философа и теолога Хосе Саэнса де Агирре .
Томизм театинцев определялся конституцией ордена « Constitutiones Congregationis Clericorum Regularium » (1628), составленной итальянский театинцем из Капуи C.R. (Alexander Peregrinus Capuanus, 1564–1634). Среди ордена театинцев широкую популярность приобрел учебник по философии « Placita Philosophica » итальянского математика и философа из ордена Камилло Гварино Гварини , а так же C.R. (Aloysius Novarinus, 1594–1650) и его фундаментальный труд « Душа всех наук, то есть физио-теологические аксиомы » (« Omnium scientiarum anima, hoc est, axiomata physio-theologica », 1644–1645) в 3-х томах, C.R. (Paulus Aresius, 1574–1644), C.R. (Zacharias Pasqualigus Veronensis, 1660–1664) и его двухтомный труд « Метафизические диспутации, в которых точно объясняется то, что относится к первой философии » (« Disputationes metaphysicae quibus, quae ad primam philosophiam spectant, accurate exponuntur »1634–1636), C.R. (Joannes Morandus Veronensis, ?–?) и его трехтомный трактат « Философский курс, то есть трактаты и вопросы, в которых все излагается кратким и легким методом, чего обычно не хватает в наши дни в школах » («Cursus philosophici. Hoc est tractatus, et quaestiones, in quibus brevi, et facili methodo disputantur omnia, quae his temporibus in scholis desiderari solent», 1647), C.R. (Cajetanus Felice Verani, 1647–1713) и его 4-х томный труд « Универсальная перипатетическая спекулятивная философия: обсуждаемые принципы и формальности метафизики, разделенные на четыре тома » (« Philosophia universa speculativa peripatetica: principiis, ac formalitatibus Metaphysicis disputata, quatuor tomis digesta », 1684), C.R. (Joannes Bonifacio Bagatta, 1649–1702) и его труд « Философский курс » (« Cursus philosophicus in unum corpus redactus », 1667), C.R. (Francescus Maria Del Monaco, 1593–1651) и его труд « Диспутации и комментарии к универсальной философии Аристотеля, которую обычно читают в школах » (« In universam Aristotelis philosophiam, quae in scholis praelegi solet, disputationes et commentaria », 1652).
Из ордена наибольшую известность обрел итальянский теолог и философ ордена , C.R.M. (Raphaelus Aversa, 1589–1657) и его учебник « Философия, включающая метафизику и физику, связанная вопросами » (« Philosophia metaphysicam physicamque complectens quaestionibus contexta », 1625), а также « Логические установления, связанные с предшествующими вопросами » (« Logica institutionibus praeviis quaestionibus contexta », 1623), , C.R.M. (Tomas Hurtado Toletanus, 1589–1659) — « О сверхъестественности сущего » (« Praecursor theologus assecla D. Thomae, cuius doctrinae insequitur . Disputans theologice . De supernaturalitate entis », 1641).
Из ордена сомасков — итальянский философ и теолог C.R.C.S. (Stephanus Spinula, ?–1682) и его труд « Новейшая философия » (« Novissima philosophia summulas, logicam, et libros Physicorum, De coelo, De generatione, et corruptione, De metheoris, De anima, et Metaphysicorum complectens », 1651), C.R.C.S. (Augustinus de Angelus, 1606–1681) и его трактат « Философские лекции, разделенные на логику, физику и метафизику » (« Lectiones philosophicae distinctae in logicas, physicas et metaphysicas », 1652), C.R.C.S. (Antoninus Bottus) и его трехтомный труд « Диспутации о логике, натурфилософии и метафизике Аристотеля, разделенные на три тома » (« Disputationes in Aristotelis Logicam, philosophiam naturalem et metaphysicam, in tres tomos distributae », 1671).
Из варнавитов большой популярностью пользовался учебник « Философия Тичино » (« Philosophia Ticinensis », 1657) C.R.S.P. (Sigismundus Serbellonus, 1619–1662) и труд « Философское поле, в котором все диалектические вопросы кратко, ясно и точно обсуждаются на своих местах » (« Campus philosophicus, in quo omnes dialecticae quaestiones breviter, clare, et subtiliter suo quaeque loco agitantur », 1619) C.R.S.P. (Redemptus Baranzano, 1590–1622), « Утвердительная теология, состоящая из схоластических трактатов, составленных по новому методу полезности и наиболее адаптированных для краткости » («Theologia assertiva complectens tractatus scholasticos, nova methodo utilitati, ac brevitati maxime accommodata dispositos», 1673), C.R.S.P. (Don Joseph Cacheranus Taurinensis) и его труд « Утвердительная теология » (« Theologia assertiva », 1673).
Томизм цистерианцев определялся конституцией ордена « Regula, constitutiones et privilegia ordinis Cistertiensis: item congregationum monasticarum et militarium, quae cistertiense institutum observant », составленной в 1630 году испанский монахом-цистерианцем O.Cist. (Chrysostomus Henriquez, 1594–1632). Среди философов и теологов ордена цистерцианцев важное место занимал Хуан Карамуэль и Лобковиц , O.Cist. и его труд « Theologia moralis fundamentalis » (1657), O.Cist. (Petrus de Lorca, 1561–1612) и его трактат « Комментарии и диспутации на универсальный первый раздел второй части святого Фомы » (« Commentaria et disputationes in vniuersam Primam secundae Sancti Thomae », 1609), O.Cist. (Eustachius a Sancto Paulo, 1573–1640) и его знаменитый труд « Четырёхчастная сумма философии » (« Summa philosophiae Quadripartita », 1609), O.Cist. (Chrysostomus Caberus, 1585–1653) и его труд « Краткое повторение Суммул и сжатое извлечение всей логики » (« Brevis Summularum recapitulatio succinctaque totius logicae evisceratio », 1623), O.Cist. (Raphaelus Koendig, 1681–1758) из Залемского аббатства написал обширный трактат « Бинарный курс, то есть естественное и сверхъестественное, или философия и теология, связанные вместе и подчиненные друг другу » (« Cursus binarius, id est naturalis et supernaturalis seu philosophia et theologia invicem concatenatae, et subordinatae combinatae », 1748).
Томизм тринитариев определялся правилами и конституцией ордена « Regula primitiva et constitutiones fratrum Discalceatorum, Ordinis sanctissimae Trinitatis, Redemptionis Captivorum », составленной в 1630 году. Среди ордена тринитариев большое значение имели O.SS.T. (Emmanuel a Conceptione, 1627–1700) и его знаменитый трехтомный трактат « Философский курс тринитариев » (« Cursus philosophici Trinitarii », 1682 и 1735), O.SS.T. (Joseph de Spiritu Sancto) и его трехтомный труд « Сердцевина философии, удобно разделенная на три части для трехлетнего курса, прочно основанная на принципах знаменитой иезуитской школы » (« Medulla Philosophiae, pro triennali cursu in tres partes commode distributa: celeberrimae Jesuiticae Scholae principiis solide stabilit », 1728), / Алехандро Гальдиано Ромеро O.SS.T. (Alexander a Conceptione, 1672–1738) и его труд « Философия старая и новая » (« Philosophia vetera et nova », 1721).
Центрами преподавания схоластической философии и теологии стали иезуитские коллегии и университеты в разных странах Европы и в Латинской Америки .
В Австрии : Венский университет (Viennense Collegium).
В Беларуси : Мстиславская коллегия (Collegium Mscislaviense), Несвижская коллегия (Collegium Nesvisiensis).
В Бельгии : Английская льежская коллегия ( Collegium Anglorum Leodiense ).
В Венгрии : Трнавская коллегия (Collegium Tyrnaviense).
В Германии : Вюрцбургский университет (Herbipolitanum Collegium), Диллингенский университет (Dilinganum Collegium), университет Ингольштадта (Ingolstadiense Collegium), Мюнхенский университет (Monacense Collegium), Трирская коллегия (Trevirense Collegium) Фрайбургский университет , коллегия в Кёльне (Collegium Tricoronatum или Coloniense Collegium).
В Италии: Римская коллегия (Collegium Romanum), Папская греческая коллегия святого Афанасия (Collegium Romanum Graecorum Sancti Athanasii), Папская германско-венгерская коллегия (Pontificium Collegium Germanicum et Hungaricum de Urbe).
В Испании : Саламанкский университет (Collegium Salmanticense), университет Алькалы-де-Энарес (Collegium Complutense), коллегия Памплоны (Collegium Pampilonense), коллегия святого Игнатия в Вальядолиде (Collegium Vallisoletanum S. Ignatii), коллегия в Кордове (Collegium Cordubense), коллегия святого Стефана в Мурсии (Collegium Murcianum), коллегия в Сеговии (Collegium Segobiense), коллегия в Толедо (Collegium Toletanum), в Мадриде (Collegium Madritanum или Matritense Collegium Imperiale), коллегия в Овьедо (Collegium Ovetence), коллегия святого Герменегильдо в Севильи (Hispalense Collegium S. Hermenegildi), коллегия в Валенсии (Collegium Valentinum), коллегия Сарагоса (Collegium Caesaraugustanum), коллегия Тарасоны (Collegium Turiasonense), коллегия в Оропесе ( Oropesanum Collegium ).
В Литве ( Беларуси ): Полоцкая коллегия (Collegium Polocense), Виленская коллегия (Collegium Vilnensis).
В Польше : Вроцлавский университет , (Cracoviense Collegium).
В Португалии : коллегия Святого Духа в Эворе (Eborense Collegium), Коимбрский университет (Conimbricense Collegium), коллегия святого Антония в Лиссабоне (Ulyssipponense Collegium Sancti Antonii).
Во Франции : Клермонская коллегия (Collegium Claromontanum), (Lugdunense Collegium Sanctissimae Trinitatis), коллегия Сент-Омера (Collegium Audomarense).
В Чехии : Университет Палацкого (Collegium Nordicum).
В Швейцарии : коллегия святого Михаила (Collegium S. Michael) в Фрибуре .
В Мексике : святых апостолов Петра и Павла (Mexicanum Collegium Maximum Sanctorum Apostolorum Petri et Pauli) , коллегия в Мериде (Meritense Collegium).
Интеллектуальное влияние второй схоластики усиливалось созданием Общества Иисуса Игнатием Лойолой , одобренного папой римским Павлом III буллой « Regiminae militandis ecclesiae » 27 сентября 1540 года. Иезуиты считаются третьей «школой» второй схоластики, хотя это более относится к общему стилю академической работы, чем к какому-либо общему учению. Среди важных фигур особенно выделяются:
Начиная с XVIII века философия иезуитов Германии испытывает влияние философии Христиана Вольфа . Например, в трактате иезуита « Philosophia Vetus et Nova, in tres tractatus distributa » (1748), в трактате « Institutiones metaphysicae » (1754) Карла Шерффера , в трактате « Philosophia methodo scientiis propria explanata » (1769) , где принимается вольфианское четырехчастное разделение метафизики на онтологию , космологию , психологию и естественную теологию .
Одной из задач ордена Общества Иисуса стала подготовка энциклопедической библиографии под названием « Bibliotheca Scriptorum Societatis Jesu », где по категориям перечисляются философы и теологи иезуитов. Самыми знаменитыми библиографами были Филипп Алегамбе , Натаниэль Бэкон (под псевдонимом Саутвелл), Педро де Риваденейра , Жан Болланд .
Constitutiones Societatis Iesu Игнатия Лойолы содержал предписание следовать учению Аристотеля в философии:
«В логике и в философии естественной и моральной, а также в метафизике нужно следовать учению Аристотеля, равно как и в других свободных искусствах » .
В схоластической теологии конституция предписывала придерживаться томизма и учения Фомы Аквинского :
«По теологии нужно будет читать Ветхий и Новый Завет, а также схоластическое учение святого Фомы, а из позитивного богословия следует отобрать тех [авторов], которые лучше подходят для нашей цели».
Система образования была изложена генералом Общества Иисуса Клаудио Аквавивой в « Ratio atque Institutio Studiorum Societatis Iesu » («Официальный план образования Общества Иисуса»), где утверждалось, что «обучающийся в коллегиях общества Иисуса обязывается не к заботе о душе, не к торжеству жертвенности или другим подобным послушаниям, которые обычно отвращают от учебы и способствуют тому, что человек в таких заведениях ищет единственно Богопочитания, но к получению таких профессий, которые позволяют исполнить миссию апостолического служения и взять на себя всякую прочую работу на Божьей службе для помощи душам». «В учении должен господствовать порядок, прочный фундамент которого составляет латинский язык , его изучение должно предварять изучение свободных искусств , которое, в свою очередь, предшествует занятию схоластической (спекулятивной) и позитивной теологией » .
Игнатий Лойола , восхищаясь учением Фомы Аквинского в Париже в 1533 году, выбрал последнего доктором ордена. Следуя желанию их основателя, 41-й декрет 5-й в 1593 году обязало членов Общества Иисуса сплотиться вокруг томистского учения :
Наши учителя схоластической теологии должны следовать учению святого Фомы. В дальнейшем их не следует выдвигать на кафедры теологии, если они не благосклонны к святому Фоме. Любой, кто менее предан тому же автору или противостоит ему, должен быть отстранен от должности преподавателя.
Тем не менее Франсиско Суарес пытался преобразовать томизм, учитывая критику со стороны оккамистов и скотистов. В отличие от Фомы Суарес отвергает реальное различие между сущностью и существованием. Сущность и существование – не различные вещи, как полагали томисты, но мысленные различия, имеющие основание в вещи .
Doctor Eximius Франсиско Суарес начал свою карьеру в качестве комментатора третьей части Summa theologiae Фомы Аквинского . При анализе его богословских идей Суарес обнаружил, что ему постоянно приходилось обращаться к философским концепциям, чтобы прояснить те или иные идеи, и что эти концепции имели собственную логику, понятность и структуру, независимо от их вспомогательной связи с теологией . Это побудило его написать метафизический трактат, который должен был быть не комментарием к Аристотелю , а независимым трудом, основанным на органическом методе. Этот труд, Disputationes Metaphysicae , был опубликован в двух томах в 1597 году. Именно с него заканчивается средневековая философия и начинается постсредневековая схоластика. В нем сочетаются совершенное созвучие литературной формы и логической структуры. Весь трактат состоит из 54 «диспутаций», по 27 в каждом томе, и разбит на пять разделов, при этом ко второму тому имеется приложение.
Вслед за « Disputationes metaphysicae » Франсиско Суареса , знаменующим отход от комментаторского метода и окончательный триумф метода диспутации , схоластические мыслители, вдохновленные примером Doctor Eximius , начали писать трактаты, планы которых разрабатывались каждым автором самостоятельно.
Тем не менее, метод диспутации уже ранее использовался в небольших трактатах у таких представителей второй схоластики ордена иезуитов университета Ингольштадта и Диллингенского университета , как (Petrus Bacherius, 1517–1601) в « Disputatio metaphysica, physica, logica » (1586), (Balthasarus Hagelius, 1551–1616) в « Disputatio philosophica de meteoris, hoc est de iis rebus », (Michael Renner, 1554–1611) в « Disputatio philosophica, de rerum causis » (1590), (Adam Higinius, 1563–1612) в « Disputatio philosophica de variis philosophiae partibus » (1594).
Основным методом моральной философии второй схоластики являлся казуистический метод , который был особенно популярен среди философов иезуитов , сущность которого заключается в рассмотрении, анализе отдельных казусов, или случаев, совести ( casus conscientiae ) и их соотношение с нравственными законами. Наиболее популярными философами-казуистами были Антонио Эскобар-и-Мендоса , чья Summula casuum conscientiae (1627 г.) пользовалась большим успехом. Одной из проблем, которая решалась иезуитами, было соотношение намерений и действия (поступков) человека. Согласно иезуиту Эскобару-и-Мендосе , чистота намерений оправдывает действия.
В моральной теологии использовался вероятностный подход ( пробабилизм ), позволяющий ответить на вопрос, что делать, если не знаешь, как поступить, другими словами, это способ приблизиться к сложным вопросам совести. Пробабилизм предполагает, что нужно следовать авторитетному мнению ( Учителям Церкви ) относительно того, может ли поступок быть нравственен, даже если противоположное мнение более вероятно. Мнение является вероятным тогда, когда благодаря внутренним или внешним аргументам оно способно получить согласие многих благоразумных людей. Иезуиты, такие как Габриэль Васкес , развили пробабилизм , различая внутреннюю вероятность (основанную на аргументах) и внешнюю вероятность (основанную на авторитетах).
Другими известными представителями нравственной философии среди иезуитов были Франсиско Суарсе (Franciscus Suarez Granatensis, Ad primam secundae D. Thomae tractatus quinque theologici ), Мануэл де Са (Emanuel Sa / Saa, Scholia in Quatuor Evangelia , 1596 г.), (Henricus Henriquez, 1536–1608, Summae theologiae moralis ), (Thomas Sanchez Cordubensis, 1550–1610, Opus morali in praecepta Decalogi ), (Joannes de Salas Castellani Gumielensis, 1553-1612, Disputationum in primam secundae Divi Thomae ), (Vincentius Filliucius Senensis, 1566–1622, иезуит и заключенный в тюрьме Святого Петра, Moralium quaestionum de christianis officiis et casibus conscientiae ), (Paulus Laymannus, 1574–1635, Theologia Moralis , 1625 г.), (Joannes Azorius Lorcitanus, 1535–1603, Institutionum Moralium, in quibus universae quaestiones ad conscientiam recte aut prave factorum , 1600 г.), (Martinus Bresserus Boxtellanus 1585–1635, De Conscientia Libri VI ), (Ludovicus Cellotius, 1588–1658), (Valerius Reginaldus, 1545–1623, Compendaria praxis difficiliorum casuum conscientiae ), Герман Бузембаум (1600–1668), (Jacobus Gretscherus, 1562–1625), (Stephanus Fagundez Lusitani Vienensis, 1577–1645, Quaestiones de christianis officiis et casibus conscientiae in quinque ecclesiae praecepta ), (Ferdinandus de Castro Palao Legionensis, 1581–1633, Operis moralis de virtutibus, et vitiis contrariis ), (Joannes Praepositus Atrebatis, 1570–1634, Commentaria in primam secundae S. Thomae ), (Ludovicus Maeratius Trecensis, 1577–1664, Disputationum in Summam theologiam S. Thomae ), (Nicolaus Baldellus, 1573–1655, Disputationes ex morali Theologia ), (Claudius La Croix, 1652–1714, Theologiam moralem ), (Jacobus Gordonus Lesmorius Aberdonensis, 1553–1641, Theologia moralis universa octo libris ), (Aegidius Coninck, 1571–1633, De moralitate, natura, et effectibus actuum supernaturalium in genere ), (Jacobus Granadus Gaditanus, 1571–1632, Commentarii In Summam Theologiae Sancti Thomae ), (Franciscus de Lugo Hispalensis, 1580–1652, Decursus praevius ad theologiam moralem sive De principiis moralibus actuum humanorum hoc est, de conscientia et motu animi voluntario ), (Joannes de Cardenas Hispalensis, 1613–1684, Crisis Theologica, in qua plures selectae Difficultates ex Morali Theologia ), (Stephanus Bauny Mosomensis, 1564–1649, De sacramentis ac personis sacris, earum dignitate obligationibus ac jure. Theologiae Moralis ), (Franciscus Bardus Panormitanus, 1583–1661, Disceptationes morales de conscientia in communi, recta, erronea, probabili, dubia, et scrupulosa ), (Joannes de Dicastillo, 1584–1653, De Sacramentis in genere disputationes scholastic et morales , 1652), (Thomas Tamburinus Caltanisettensis 1591–1675, Theologia moralis ), (Christophorus Haunoldus, 1620–1689, Theologiae Speculativae Scholasticis praelectionibus et exercitiis accommodatae Libri IV ), (Thomas Muniessa, 1627–1696, Stimulus conscientiae ), (Christophorus Schorer, 1603–1678, Theologia ascetica siue doctrina spiritualis uinuersa ex suis principiis methodice, et breuiter deducta, et ad usum parata ), (Antonius Terillus Anglus, 1623–1676, Fundamentum totius theologiae moralis, seu tractatus de conscientia probabili ), (Carolus Antonius Casnedi, 1643–1725, Crisis theologica, in qua selectiores, et acriores hujus, et elapsi saeculi controversiae, subsecutura in elencho legendae, discutiuntur ), (Nicolaus Mazzotta, 1669–1737, Theologia Moralis, omnem rem moralem absolutissime complectens ), (Paullus Gabriel Antoine, 1678–1743, Theologia moralis universa, complectens omnia morum praecepta, et principia decisionis omnium conscientiae casuum ), (Franciscus Schmalzgrueber, 1663–1735, Consilia seu responsa juris ), (Edmundus Voit, 1707–1780, Theologia moralis ex solidis probatorum authorum principiis, et variorum casuum fictorum et factorum resolutionibus ), (Paulus Cabriele Antoine, 1678–1743, Theologia moralis universa, complectens omnia morum praecepta, et principia decisionis omnium conscientiae casuum, suis quaeque momentis stabilita ).
Одним из основных тезисов казуистики была необходимость приспособления строгих нравов ранних отцов христианства к современным условиям и заботам, а также большая снисходительность к человеческому несовершенству. Это привело в некоторых крайних случаях к оправданию ростовщичества , убийства , цареубийства , лжи через «ментальную уловку», прелюбодеяния и потери девственности до брака — все те случаи, которые Блез Паскаль рассматривал в « Письмах к провинциалу ».
К моральным философам среди францисканцев принадлежали испанский францисканец -обсервант O.F.M. Obs. (Enrique de Villalobos, ?–1637, Summa de la theologia moral y canonica ), итальянский францисканец-конвентуал O.F.M. Conv. (Bartholomaeus Mastrius de Meldula 1602–1673, Theologia moralis ad mentem DD. Seraphici, et Subtilis concinnata, et in disputationes vigintiocto distributa ), немецкий францисканец-конвентуал O.F.M. Conv. (Reinerus Sasserath, 1696–1771, Cursus theologiae moralis in quatuor partes divisus, adnexis cuivis tractatui casibus practicis, solide, ac breviter resolutis , 1787), немецкие францисканцы-реколлеты O.F.M. Rec. (Bruno Neusser, 1628–1679, Absolutissima Polyanthea theologo-morali-canonica in qua ex definitionibus ), O.F.M. Rec. (Patricius Sporer, 1600–1683, Theologia moralis super Decalogum seu decem Dei praecepta ), O.F.M. Rec. (Franciscus Henno, 1662–1714, Theologia moralis et scholastica de actibus humanis eorumque regulis et principiis ), O.F.M. Rec. (Apollonius Holzmann, 1681–1749, Theologia moralis usitato in scholis ordine, ac methodo concinnata ), O.F.M. Rec. (Kilianus Kazenberger, 1671–1750, Supplementum theologiae moralis decalogalis ), O.F.M. Rec. (Benjamin Elbel, 1690–1756, Theologia moralis decalogalis et sacramentalis per modum conferentiarum casibus practicis illustrata et applicata ), немецкий францисканец-реформатор O.F.M. Ref. (Anacletus Reiffenstuel, 1641–1703, Theologia moralis, brevi simulque clara methodo comprehensa ), итальянский капуцин O.F.M. Cap. (Gaudentius Bontempus Brixiensis, 1612–1672, Palladium Theologicum seu tuta theologia scholastica ad intimam mentem d. Bonaventurae Seraphici Doctoris ), французский капуцин O.F.M. Cap. (Eligius Bassaeus, 1585–1670, Florum totius theologiae practicae, tum sacramentalis, tum moralis ), итальянский францисканец -обсервант O.F.M. Obs. (Sabinus Bononiensis, 1665–1742, Lux moralis bipartita illustratione universam quasi moralem theologiam summatim elucidans ).
Большим авторитетом среди моральных философов пользовались испанец (Joannes Sanchez Abulensis, Selectae et practicae disputationes de rebus in administratione sacramentorum ), испанский доминиканец O.P. (Ludovicus Lopez, 1520–1596, Instructorium Conscientiae ), итальянский доминиканец O.P. (Fulgentius Cuniliatus, 1685–1759, Universae theologiae moralis accurata complexio instituendis candidatis accommodata ), английский бенедиктинец O.S.B. (Gregorius Sayrus Anglus, 1560–1602, Clavis regia sacerdotum, casuum conscientiae sive Theologiae moralis ), немецкий бенедиктинец O.S.B. (Ludovicus Babenstuber, 1660–1726, Ethica supernaturalis Salisburgensis sive cursus theologiae moralis: ordine et methodo in celeberrima, archi-episcopali, Benedictina Universitate Salisburgensi usitatis concinnatus , 1718), итальянские театинецы C.R. (Antoninus Diana Panormitanus, 1586–1663, Resolutiones Morales ) и C.R. (Joannes Angelus Bossius, 1590–1665, Moralia varia, ad usum utriusque fori duodecim comprehensa titulis ),
Основная статья: Реформатская схоластика
В отличие от католической схоластики, центрами Реформаторской схоластики стали академия Херборна ( Academia Nassauensis ), Марбургский университет имени Филиппа ( Alma Mater Philippina ), Тюбингенский университет , Гисенский университет , Йенский университет , Альтдорфский университет , Гейдельбергский университет и прочие, ставшие центрами энциклопедического рамизма и колыбелью концепции пансофизма .
Среди известных схоластических философов, преподававших в этих университетах, были Иоганн Генрих Альстед , Иоганн Альтузий , Варфоломей Кеккерман , , Рудольф Гоклениус , Якоб Лорхард , Иоганн Франц Будде , Иоганн Христоф Штурм , Христоф Шейблер , , Абрахам Калов , Иоганн Дойчман , Нильс Геммингсен , .
Компендиумы философии в протестантской схоластике обычно содержали все известные на то время области знаний. « Philosophia compendiosa » (1639) Христофа Шейблера включает разделы:
Cursus philosophicus — обширный трактат, по возможности включающий в себя все разделы современного ему философского знания .
Логика в трактатах посттридентской схоластики, например в трудах Педру да Фонсеки , стала разделяться на малую и большую (logica parva et major), или на диалектику и большую логику ( philosophia rationalis) в Коимбрском курсе. Диалектика представляла собой элементарный курс логики или введением в неё, в то время как большая логика являлась сложным учением, рассматривавшим гносеологические вопросы и содержавшим обоснование логики и всякой рациональности .
Основная статья: Коимбрский курс
Одними из наиболее популярных учебников стал Коимбрский курс ( Cursus Conimbricensis ), составленный иезуитскими профессорами коллегии искусств университета города Коимбры в Португалии. Курс содержал 8 томов комментариев на трактаты Аристотеля, изданный с 1592 по 1606 год:
Коимбрские схоласты были иезуитами , которые взяли на себя интеллектуальное лидерство в римско-католическом мире, обогнав доминиканцев в начале XVI века. Среди них были Луис де Молина , Франсиско Суарес и в Италии Джованни Ботеро .
Вторым по значимости философским курсом стал Cursus Complutensis , написанный кармелитскими профессорами коллегии святого Кирилла в Алькале-де-Энарес (Комплутуме). Интеллектуальная жизнь реформированного ордена босых кармелитов переживала расцвет на философском уровне, в первую очередь, благодаря комментариям « Commentarii cum disputationibus et quaestionibus in universam Aristotelis Stagiritae logicam» (Мадрид, 1608), написанными / (Didacus a Jesu / Diego de Jesus, 1570–1621), открывавший путь к Cursus Complutensis (Алькала, 1624–1628).
В сотрудничестве с другими кармелитами (Antonius a Matre Dei / Antonio de la Madre de Dios , 1583–1637) создал энциклопедию, предназначенную для студентов, изучающих искусства и философию, в качестве справочника к « Summa Theologica» Фомы Аквинского . Этот 2-х томный труд первоначально назывался « Collegium Complutense philosophicum, hoc est artium cursus, sive disputationes in Aristotelis dialecticam et philosophicam naturalem, juxta Angelici Doctoris D. Thomae doctrinam et ejus scholam» («Философские сочинения коллегии Комплутума, т. е. курс искусств или рассуждения по диалектике и натурфилософии Аристотеля согласно учению ангельского Доктора Фомы и его школы»). Сначала курс содержал трактаты по логике , написанные (Michael a SS. Trinitate / Miguel de la Santísima Trinidad, 1588–1661), но со временем были добавлены трактаты по метафизике и нравственной философии .
Комментарий к Метафизике Аристотеля / (Blasius a Conceptione / Bertrand Riquet, 1603–1694) был добавлен в качестве пятого тома к лионским изданиям 1651 и 1668 годов, имеющий название « Metaphysica, in tres libros divisa. In quibus metaphysicales quae ad integritatem philosophici Carmelit» (Париж, 1642), а также комментарий к Никомаховой этике — « Philosophia moralis in tres libros divisa. In qua morales quæ ad integritatem philosophici Carmelitarum Excalceatorum Complutensium cursus desiderabantur quaestiones disputantur» (Париж, 1647). / (Joannes ab Annuntiatione / Juan Llanes Campomanes, 1633–1701) дополнил издание специальными вопросами по метафизике и натурфилософии (Лион, 1669–1671). После этого полный Cursus Complutensis состоял из 7-ми томов (5 томов Иоанна и 2 тома Блеза) и стал классическим введением в Cursus theologicus Salmanticensis , для которого он послужил образцом.
« Cursus theologicus Summam theologicam angelici doctoris d. Thomae complectens» был составлен босыми кармелитами , которые преподавали в университете Саламанки между 1600 и 1725 годами, а именно (1583–1637), (Domingo de Santa Teresa, 1604–1654), (Juan de la Annunciatione, 1633–1701), (Antonio de San Juan Bautista, 1641–1699) и (Ildefonso de los Angeles, 1663-1737) .
14-ти томный курс, на создание которого ушло более 80 лет (1631–1712), представлял собой огромный комментарий к Summa Theologiae Фомы Аквинского , призванный обеспечить прочную основу теологического и нравственного учения для монахов босых кармелитов терезианской реформы. Он был задуман по тем же принципам, что и философский курс Комплутума ( Cursus Complutensis ), созданный коллегией в Алькале , и дополнен учебным курсом Cursus Salmanticensis Theologiae Moralis .
Курс строго придерживается схоластического метода, который стремится к более глубокому постижению истины путем максимального использования умозрительных рассуждений, в отличие от догматического метода, который пытается защитить ту же истину от ошибок, и исторического метода, который оценивает исторические факты. Первоначально Cursus Salmanticensis был предназначен исключительно как руководство для студентов-кармелитов, изучающих теологию, но быстро превратился в схоластический трактат необычных масштабов (например, « De vitiis et peccatis» ). Однако многие его трактаты всегда основывались на лекциях, которые сначала читались в классе, где свободно обсуждался вопросы со студентами. Когда профессорско-преподавательский состав Колледжа Святого Илии не мог прийти к единому мнению, проводилось голосование, и более распространенная точка зрения включалась в окончательный проект. Таким образом, после тщательной доработки материал предоставлялся на утверждение цензорам, а затем, наконец, опубликовывался. Этот метод, очевидно, сделал невозможным быстрое продвижение в завершении курса, но он завоевал необычайный престиж Cursus Salmanticensis , поскольку опубликованная работа отражала точку зрения не одного автора, а целой группы уважаемых теологов.
Моральная теология коллегии Саламанки (« Cursus Salmanticensis Theologiae Moralis» ), изданная между 1665 и 1753 годами, содержала трактаты о таинствах в целом, крещении , конфирмации , Евхаристии и соборовании . Её авторами были (Franciscus a Jesu Maria, 1599–1677), (Andrés de la Madre de Dios, 1622–1674), (Sebastián de San Joaquín, 1672–1719), (Ildefonso de los Angeles, 1663–1737), (José de Jesús María, 1677–1736) и (Antonio del Santísimo Sacramento, 1707-1761).
Четвертое издание (Мадрид, 1709 г.) подверглось значительной переработке в связи с новыми указами пап Иннокентия XI и Александра VII . написал « De sacramento ordinis et matrimonii » (Саламанка, 1668), « De censuris », « De justitia » и « De statu Religioso », вошедший в курс. , автор двух томов о Десяти заповедях , не дожил до того, чтобы увидеть свою работу в печати. Тем не менее новый кармелитский курс нравственного богословия « Salmanticensis Theologiae Moralis» вышел под редакцией . Работа была завершена (Alonso de los Angeles, ум. 1724) и (Francisco de Santa Ana, ум. 1707). Шеститомный труд, опубликованный между 1665 и 1724 годами, завершил Cursus Salmanticensis , где рассматривались нравственные вопросы, большинство из которых были опущены в более ранних трактатах.
Спустя 15 лет после последнего венецианского издания, в 1779 году в Риме был опубликован «Краткий свод коллегии Саламанки, распределенный на два тома, по вопросам универсальной моральной теологии» (« Compendium Salmanticense in duos tomos distributum, Universae Theologiae Moralis quaestiones» ) под редакцией (Antonio de San Jose, 1716–1794).
В свою очередь « Compendium Salmanticense in duos tomos distributum, Universae Theologiae Moralis quaestiones» был сокращен и переведен на испанский язык кармелитом (Marcos de Santa Teresa, 1742–1832) под названием « Compendio Moral Salmaticense », опубликованный в Памплоне в 1805 году .
Основатель конгрегации редемптористов Альфонсо Мариа де Лигуори высоко ценил нравственную теологию Саламанки; он почти всегда цитирует их с одобением и следует их примеру.
После первых десятилетий XVIII века Cursus Salmanticensis уделялось мало внимания. Лишь в конце XIX века курс вернул себе некоторую популярность благодаря публикации нового 20-томного издания (Париж, 1870–1883 гг.) и был поддержан таким известным немецким католическим теологом, как (1835–1888).
Коллегия святой Цецилии босых мерседариев (Collegium Ripense Sanctae Caeciliae, Discalceatorum Beatissimae Virginis Mariae de Mercede, Redemtionis Captivorum elaboratus), основанная в XVII веке в небольшом городке Ривас (недалеко от Мадрида ), разработала и издала в 1717–1718 годах курс томистской философии, доктринально близкий к томистской традиции философских курсов Алькалы-де-Энарес у доминиканцев в коллегии Комплутума святого Фомы (Collegium Complutense Sanctus Thoma) и босых кармелитов в коллегии Комплутума святого Кирилла (Collegium Complutense Sancti Cyrilli).
Философский курс состоял из трёх томов, содержащий:
Главный вопрос, давший название всему спору, касался «помощи» («auxilia»), оказываемой благодатью Бога . Важным моментом в решении проблемы было согласование силы божественной благодати с человеческой свободой . Католическая теология , с одной стороны, полагала, что действующая благодать ( gratia efficiens ), данная для совершения действия, безошибочно получает согласие человека, и тогда это действие совершается, с другой стороны, действуя таким образом, человек свободен. Отсюда возникает вопрос, как эти два аспекта — безошибочный результат и свобода — могут быть согласованы.
Доминиканцы в лице таких главных представителей, как Доминго Баньес , , (Ioannes a S. Thoma), решали это затруднение с помощью теории « praemotio vel praedeterminatio physica» («физическое предвоздействие или преддетерминация»). Баньес в своем трактате « Tractatus de vera et legitima concordia liberi arbitrii creati cum auxiliis gratiae Dei efficaciter moventis humanam voluntatem » («Трактат об истинном и правомерном согласии свободной воли с действующей благодатной помощью Божьей, движущей человеческую волю», 1600) утверждал, что благодать действенна, когда в дополнение к помощи, необходимой для совершения действия, она дает физический импульс, посредством которого Бог определяет и использует наши способности к действию .
Иезуиты в лице Луиса де Молины , , , , Роберта Беллармина и Франсиско Суареса решали проблему с помощью концепции « scientia media» (« среднего знания» ) , согласно которой Бог знает объективную реальность вещей, что сделал бы человек при любых обстоятельствах, в которые он мог бы быть помещен. Предвидя, например, что человек будет свободно соответствовать благодати A и что он свободно не будет соответствовать благодати B, Бог, желая обратить человека, дает ему благодать A. Это и есть действующая благодать. Концепция Луиса де Молины по согласованию свободной воли и благодати впоследствии получила название по имени своего создателя — молинизм . (François Annat, 1590-1670), став известным академической среде в 1632 году, опубликовал трактат « Scientia media contra novos eius impugnatores defensa » в защиту иезуитского учения о Божественной благодати против ораторианца (Guillaume Gibieuf, 1583–1650). В 1644 году он продолжил знаменитую полемику, стремясь примирить человеческую свободу с действующей Божественной благодатью.
Вслед за Луисом де Молиной Франсиско Суарес в трактате « De scientia quam Deus habet de futuris contingentibus » («О знании Богом будущих контингентных событий») признает знание Богом не только реального, но и возможного будущего. Но при этом Суарес разрабатывает концепцию ( лат . congruus — сообразный, соответствующий), согласно которой Божественная благодать действенна, потому что она дается Богом в обстоятельствах, которые, как Он заранее знает, совпадают ( конгруируют ) и благоприятствуют ее действию. Таким образом, в трактате « De scientia quam Deus habet de futuris contingentibus » («О знании Богом будущих контингентных событий») Суарес признает знание Богом не только реального, но и возможного (контингентного) будущего. По Суаресу разница между действующей и достаточной благодатью заключается не только в согласии свободной воли (молинизм), но также в соответствии или пригодности определенной благодати особым условиям того, кто получает благодать. Когда благодать соответствует внутреннему расположению и внешним обстоятельствам человека, она вступает в силу по свободному согласию воли; в противном случае она остается неэффективной, потому что ей не хватает свободного принятия. Как и в молинизме, Бог предвидит соответствие благодати и ее безошибочный успех ( среднее знание ). Но в отличие от молинизма, конгруизм делает упор не на свободе человека, а на верховенстве Божественной воли в деле спасения.
Проблема актуализировалась в связи с появлением в XVI веке учения основателей протестантизма Мартина Лютера и Жана Кальвина , которые пренебрегали свободой воли и превозносили Божью благодать, опираясь на поздние сочинения Августина , направленные против пелагианства . Лютеране и кальвинисты определили проблему следующим образом: либо Бог совершает доброе действие, и тогда оно не человеческое, либо человек совершает его, исключая Божественное участие. Протестанты решили проблему в пользу Божественного монергизма , т. е. учения о том, что спасение происходит только по Божественному действию благодатью, поэтому они отвергают идею о том, что люди в их падшем состоянии имеют свободную волю в отношении духовных вопросов.
Доминиканцы, склонявшиеся к августиновской теодицеи ( полупелагианству ), заявили, что иезуиты слишком много уделяли внимания свободе воли . В свою очередь, иезуиты склонялись к пелагианству , которое подвергалось резким нападкам со стороны Августина в V веке, и жаловались, что доминиканцы недостаточно защищают свободу человека.
В 1597 папа Климент VIII основал комиссию Congregatio de Auxiliis Divinae Gratiae («Конгрегация по помощи Божественной Благодати») для решения спора между доминиканцами и иезуитами о свободе воли, но окончательного решение принято не было. Климент VIII умер 5 марта 1605 года и после непродолжительного правления Льва XI папа Павел V взошел на папский престол. В его присутствии состоялось 17 дискуссий. После 20 лет публичных и частных дискуссий и 85 конференций в присутствии пап, вопрос окончательно не был разрешен, но спорам положен конец. Указ Папы Павла V, переданный 5 сентября 1607 г. как доминиканцам, так и иезуитам, позволил каждой стороне защищать свою доктрину, запретил каждой из них подвергать цензуре или осуждать противоположное мнение и приказал им, как верным сынам Церкви, ждать окончательного решения Апостольского престола. Однако, решение не было принято, и, следовательно, оба ордена могли придерживаться своих концепций, как и любого другого богословского мнения. Папа, стремясь восстановить мир и милосердие между религиозными орденами, запретил декретом и от 1 декабря 1611 года публикацию любой книги, касающейся действующей благодати, до тех пор, пока не будут предприняты дальнейшие действия Святого Престола . Запрет оставался в силе в течение большей части XVII века , хотя его широко обходили с помощью комментариев Фомы Аквинского .
Одним из тех, кто попытался найти новое решение проблемы, был иезуитский философ и теолог , который в своей диссертации « Благодать и свобода: Побуждающая благодать в учении св. Фомы Аквинского» (« Grace and Freedom: Operative Grace in the Thought of St. Thomas Aquinas» ) интерпретировал Summa Theologiae (1-2, q. 111, а. 2) и дистанцировался от позиций молинистов и последователей Доминго Баньеса .
Схоластическая философия иезуитов имела развитие вплоть до XVIII века (параллельно философии эпохи Просвещения ), пока прагматической санкцией испанского короля Карла III 2 апреля 1767 года орден не был изгнан из Испании . Орден иезуитов был изгнан из Бразилии в 1754 году ( война гуарани 1754–1756 гг.), из Португалии 3 ноября 1759 года, из Франции в 1762–1764 годах, из Неаполитанского королевства и королевства Сицилия 31 октября 1767 года, из герцогства Парма 7 февраля 1768 года, из Священной Римской империи (Германии) в 1781–1782 годах.
Посланием « Dominus ac Redemptor Noster » римского папы Климента XIV (бывший францисканец-конвентуал Лоренцо Ганганелли O.F.M. Conv.) в 1773 году общество Иисуса было ликвидировано .
В Испании изгнанию ордена иезуитов в 1767 году способствовал сторонник Вольтера и других французских просветителей, президент совета Кастилии граф Педро Аларка Аранда , при поддержке Педро Родригеса де Кампоманеса , сторонника просвещенного абсолютизма . Аранда открыл тайное расследование, чтобы собрать улики, которые свидетельствовали бы о вмешательстве иезуитов в бунт Эскилаче 1766 года. Прокурору Совета Кастилии Педро Родригесу де Кампоманесу, яростному антииезуиту, было поручено начать секретное «расследование» с целью выяснить, кто был зачинщиком беспорядков Эскилаче. Кампоманес сразу же обратил внимание на иезуитов, основываясь на свидетельствах участия некоторых из них в восстании. Кампоманес подготовил свое заключение, которое он представил Совету Кастилии в января 1767 году, и в котором он обвинил иезуитов в том, что они несут ответственность за беспорядки, с помощью которых они пытались изменить форму правления. Президент Совета Кастилии, граф Аранда, сформировал чрезвычайный Совет, который провел консультацию, на которой счел обвинение доказанным и предложил изгнание иезуитов из Испании и Индии. В ночь с 2 на 3 апреля 1767 года 146 домов иезуитов на рассвете были окружены королевскими солдатами, и там им сообщили о приказе об изгнании, содержащемся в прагматической санкции 1767 года, отправлены в порты в той одежде, в которой они были одеты, и посажены на корабли в Чивитавеккья . 2641 иезуит был изгнан из Испании и 2630 из испанской Ост-Индии ( филиппинские острова ). Первые были сосредоточены и погружены в определенные порты, первоначально их приветствовали на острове Корсика, который тогда принадлежал Генуэзской республике. Но в следующем году остров попал в руки французской монархии, где орден был запрещен со 2 апреля 1762 года.
В Португалии 3 сентября 1759 года маркиз де Помбаль изгнал иезуитов из метрополии и колоний, конфисковав их имущество, утверждая, что Общество Иисуса действует как автономная власть в пределах португальского государства. После изгнания иезуитов из Португалии по приказу маркиза Помбаля в 1759 году все преподаватели Коллегии искусств покинули его. После этого коллегия находилась в непосредственном ведении короны и стала одним из новых государственных средних учебных заведений, созданных в результате реформы образования. В 1772 году Коллегия стала частью Университета Коимбры , который также руководил всем образованием в Португалии.
Во Франции нападение на иезуитов началось 17 апреля 1762 года сочувствующим янсенистам аббатом собора Парижской Богоматери Анри Филиппом де Шовеленом , который осудил , которая была публично рассмотрена и обсуждена во враждебно настроенной прессе. Парламент издал свои Extraits des assertions («Выдержки из положений»), составленные из отрывков иезуитских теологов и канонистов, в которых они якобы учили всякого рода безнравственности и заблуждениям ( лаксизм , казуизм и ). Поводом для изгнания стало финансовое банкротство французского иезуита Антуана де Лавалетта на Мартинике , который занимается крупномасштабными коммерческими операциями между Карибским морем и Европой — торговлей сахаром и кофе. В 1751 году против Лавалетта были выдвинуты первые обвинения об участии в коммерческих операциях. Антуана Лавалетта отозвали с Мартиники в 1753 году. Незадолго до своей смерти генерал Общества Иисуса ( Praepositus Generalis ) разрешил ему вернуться в свою миссию, где он стал настоятелем французских миссий в Южной Америке в 1754 году, но с недвусмысленным приказом «прекратить все коммерческие предприятия». Этот приказ был проигнорирован Лавалеттом, который продолжил свою торговую компанию. Некоторое время спустя он взял кредит деньги, чтобы купить землю. В 1756 году эпидемия унесла жизни рабочих, которые должны были освободить и обработать землю для выращивания сахарного тростника , а затем несколько его судов были захвачены английскими пиратами при возвращении в Европу. Семилетняя война прервала движение его торгового дома с метрополией, последняя обанкротилась на сумму два миллиона четыреста тысяч фунтов стерлингов. Двое его кредиторов, крупные купцы из Марселя, Гуфр и Лионси, подали иск против Лавалетта перед парламентом в Эксе-ан-Прованса (парламент Прованса), который осудил его. 6 августа 1761 года парижский парламент приказал запретить сочинения иезуитов, в том числе Роберта Беллармина , Франсиско Суареса , Луиса де Молины , Габриэля Васкеса , Грегорио де Валенсия , Франсиско де Толедо и и других, как « противоречащие морали и вредные для молодежи ». Им запрещено принимать новициев . В городах, где существовали иезуитские коллегии должны были закрыться 1 октября 1761 года, а в других местах они были закрыты в апреле 1762 года. 6 августа 1762 года генеральный адвокат предложил парламенту окончательный арест иезуитов. Тем не менее вмешательство короля Людовик XV привело к восьмимесячной задержке, а тем временем суд предложил компромисс. Было поставлено условие, что если бы французские иезуиты отделились от Общества Иисуса, возглавляемого генералом-иезуитом , непосредственно подчинявшегося папе, и перешли бы под власть французского викария с французскими обычаями, как в Галликанской церкви , то корона все равно защитила бы их. Французские иезуиты, отвергая галликанство , отказались дать согласие. В связи с чем Общество Иисуса осуждается парижским парламентом, где галликанско-янсенистский союз воспользовался этой возможностью, чтобы свести счеты с иезуитами, несмотря на поддержку Людовика XV. В конце концов парламент объявляет, что их порядок « наносит ущерб гражданскому порядку, нарушает естественный закон, разрушает религию и мораль, развращает молодежь ».1 апреля 1763 г. коллегии ордена были закрыты, а еще одним арестом от 9 марта 1764 года иезуиты были вынуждены отказаться от своих обетов под страхом изгнания. В конце ноября 1764 года король подписал в Версале (Édit du Roi, concernant la Société des Jésuites ) во всех своих владениях Франции, а имущество конфисковано, поскольку некоторые провинциальные парламенты все еще защищали их, как, например, во Франш-Конте , Эльзасе и Артуа . В 1761 году в письме к Вольтеру Даламбер писал: « Пусть янсенистская чернь избавится от иезуитских негодяев. Не делайте ничего, чтобы эти пауки не съели друг друга ». Изгнанию иезуитов способствовал премьер-министр Франции Этьен-Франсуа де Шуазёль .
Климент XIII , папа с 1758 по 1769 год, яростно защищал Общество Иисуса. Он пятьдесят раз вмешивался во время французского кризиса, чтобы предотвратить изгнание иезуитов из королевства. В 1765 году он даже осмелился дать новое публичное и всеобщее одобрение религиозного Ордена буллой Apostolicum pascendi munus . Более того, он отказывается от предложенных им галликанских компромиссов .
В Германии и Австрии после издания ( нем . Toleranzpatent ) 1781 года в рамках проводимой политики иозифинизма австрийским бенедиктинским монастырям больше не разрешалось направляться из своих монастырей в Зальцбург , а так же после запрета на обучение за границей императором Иосифом II . Позже в результате распада Священной Римской империи , медиатизации и секуляризации в Германии 25 февраля 1803 года после постановления Имперской депутации , княжество-архиепископство Зальцбург было преобразовано в Зальцбургское курфюршество баварским курфюрстом Максимилианом IV Иосифом , цистерианское Залемское аббатство стало маркграфством Баден и было закрыто 23 ноября 1804 года. Из 61 монаха большинство покинули аббатство. С 1810 года Зальцбургский университет был распущен, поскольку Зальцбург отошёл к Королевству Бавария , а на его месте были образованы лицей (с теологическим и философским отделениями) и медицинская школа, что знаменовало упадок схоластики бенедиктинцев.
Посттридентская схоластика оказала влияние на протестантскую схоластику , в частности, на Христофа Шейблера , Иоганна Генриха Альстеда , Варфоломея Кеккермана , и последующую новоевропейскую философию — Фрэнсиса Бэкона , Рене Декарта , Николя Мальбранша , Бенедикта Спинозу , Готфрида Лейбница , Христиана Вольфа , Дэвида Юма , Джона Локка , Пьера Гассенди , Блеза Паскаля , Пьера Бейля , Самуэля фон Пуфендорфа , Гуго Гроция , Артура Шопенгауэра , Мартина Хайдеггера .
После упадка схоластической философии, развиваемой в орденах иезуитов и бенедиктинцев до конца XVIII века, в Европе стала доминировать картезианская философия и вольфианство . Так, известно использование 5-ти томного курса « Institutiones philosophicae ad faciliorem veterum ac recentiorum philosophorum lectionem comparatae » (« Наставления философии ») картезианца (Edmond Pourchot, Edmundus Purchotius) в Киево-Могилянской академии и славяно-греко-латинской академии в Москве , например, в курсе философии (1751–1752) Георгия Щербацкого . С 1755 года митрополит Тимофей (Щербацкий) в Киево-Могилянской академии дал согласие на обучение философской системе Христиана Вольфа по учебникам Фридриха Баумейстера , а также вольфианца (1703–1770) « Institutiones philosophiae universae » (1742), например, философский курс (1753–1755) ректора Киево-Могилянской академии Давида Нащинского .