Урицкий, Моисей Соломонович
- 1 year ago
- 0
- 0
Иван Соломонович Бериташвили ( груз. ივანე სოლომონის ძე ბერიტაშვილი ; англ. Beritoff ; рус. Беритов ; 29 декабря 1884 [ 10 января 1885 ], село Веджини Тифлисской губернии — 29 декабря 1974 , Тбилиси ) — грузинский физиолог, основатель и руководитель физиологической школы в Грузии.
Академик АН СССР ( 1939 ), АМН СССР ( 1944 ), АН Грузинской ССР ( 1941 ), Герой Социалистического Труда ( 1964 ), лауреат Сталинской премии (1941). Он сделал свой самый значительный вклад в науку о поведении животных, выдвинув доктрину, что поведение опосредуется образной памятью (1947). Вместе Г. Джаспером и Г. Гасто основал международную организацию по исследованию мозга ( англ. International Brain Research Organization, IBRO , 1960).
Иван Соломонович Бериташвили (Беритов) родился 10 января 1885 г. в семье священника в селении Веджини (быв. Сигнахского уезда, Грузия ). Начальное образование он получил в Телавском духовном училище, среднее образование — в Тифлисской духовной семинарии , где, по его словам, приобрёл привычку к длительным умственным занятиям и возненавидел религию. В 1906 г. И. С. Бериташвили сдал экзамены на аттестат зрелости и поступил на естественное отделение физико-математического факультета С.-Петербургского университета и вскоре привлек внимание профессуры своими способностями и трудолюбием.
На 3-м курсе он начал экспериментальную работу в физиологической лаборатории под руководством профессора Николая Евгеньевича Введенского по проблеме спинно-мозговой координации рефлекторных движений; эта его первая работа была опубликована в 1910 г. в «Трудах С.-Петербургского общества естествоиспытателей». По окончании университета (1910) он был оставлен Н. Е. Введенским при кафедре, преподавал также на Курсах П. Ф. Лесгафта . В 1911 году он был командирован в г. Казань к А. Ф. Самойлову для освоения методики регистрации биотоков с помощью струнного гальванометра. В 1914 году вновь по рекомендации Введенского Бериташвили отправился в г. Утрехт ( Голландия ) к Р. Магнусу для изучения методики опытов на теплокровных животных.
Из-за конфликта с Введенским, в 1915 году И. С. Бериташвили был вынужден оставить Петербургский университет и перевестись в Новороссийский университет , в Одессе, старшим ассистентом заведующего кафедры физиологии В. Завьялова. Через год в звании приват-доцента приступает к чтению специального курса по физиологии мышечной и нервной систем. Тут он проводит исследование оборонительных условных рефлексов.
В 1919 году приглашается в открывшийся в 1918 году Тифлисский университет и избирается профессором физиологии. В то время там отсутствовали самые элементарные условия не только для экспериментальной работы, но и для преподавания. И. С. Бериташвили сумел за короткий срок подготовить национальные кадры для исследовательской и педагогической работы. С помощью сотрудников он начал усиленно изучать, с одной стороны, сократительную способность мышц, с другой стороны, закономерности поведения животных. С 1935 года — директор Института физиологии при Тбилисском университете. Заведовал кафедрой физиологии Тбилисского университета до 1960 года и продолжал руководить научной работой её коллектива до конца своей жизни.
В связи с 20-летием Тбилисского университета награждён (вместе с И. Джавахишвили ) орденом Трудового Красного Знамени (1938).
В 1941 году при основании Академии наук Грузинской ССР был избран её действительным членом. С 1941 года — директор (ныне — имени Бериташвили), с 1951 — научный руководитель Института.
В 1947 году режиссёр-документалист Д. А. Абашидзе снял фильм «Роль и происхождение установки в индивидуальном поведении животных» о работе академика И. С. Бериташвили.
… Когда с отдельными антипавловскими недомыслиями выступают… Штерн , Ефимов, Бернштейн и им подобные лица, не знающие ни буквы, ни духа учения Павлова , это не так досадно, как смешно. Когда с антипавловскими концепциями выступает такой знающий и опытный физиолог как И. С. Бериташвили, который не является учеником и последователем Павлова, то это уже досадно. Но когда ученик Павлова Анохин под маской верности своему учителю систематически и неотступно стремится ревизовать его учение с гнилых позиций лженаучных идеалистических «теорий» реакционных буржуазных ученых, — то это по меньшей мере возмутительно… С. Э. Шноль, глава из книги «Гении и злодеи российской науки» (из выступления Э. А. Асратяна на Павловской сессии , 1950)