Interested Article - Период Дзёмон

Пери́од Дзёмо́н ( яп. 縄文時代 дзё:мон дзидай , букв. «эпоха верёвочного орнамента») — период японской истории с 13 000 года до н. э. по 300 год до н. э., во время которого Япония была населена охотниками-собирателями и ранними сельскохозяйственными сообществами, объединяющим признаком которых являлась культура Дзёмон . Особенностями периода является начало использования жителями Японского архипелага керамических изделий , изготовление которых началось ранее 10 тысяч лет до н. э. Так как носителями культуры Дзёмон выступали населяющие в то время территорию Японию племена айнов , то может также рассматриваться как период истории айнов. Согласно археологической периодизации истории стран Запада, период Дзёмон соответствует мезолиту и неолиту .

Название «верёвочный орнамент» ( англ. cord-marked ) впервые было использовано американским зоологом и востоковедом en , который обнаружил черепки керамики в 1877 году и впоследствии перевел его на японский язык как дзёмон . Стиль керамики, характерный для начальных этапов культуры Дземон, был украшен впечатыванием шнуров в поверхность влажной глины и, как правило, считается одним из старейших в мире.

Период Дзёмон был богат на ювелирные изделия из кости, камня, раковин и рогов, керамические статуэтки, сосуды и лакированные изделия. Его часто сравнивают с доколумбовыми культурами тихоокеанского побережья Северной Америки и особенно с культурой Вальдивия в Эквадоре , потому что как и в этих культурах, развитие в первую очередь происходило через охоту и собирательство при ограниченном использовании растениеводства .

История исследования

Название периода

Период Дзёмон получил название от термина «дзёмон» (дословно — «след от верёвки»), так называют технику украшения глиняной посуды и фигурок догу шнуровым орнаментом, получившую распространение в этот период. Японское слово было использовано для перевода словосочетания Cord Marked Pottery , которым воспользовался один из первых исследователей неолитической культуры Японии в 1879 году для описания керамики со стоянки Омори. До Второй мировой войны для названия периода Дзёмон также использовался эквивалентный термин «каменный век».

Описание

Образец керамики раннего периода дзёмон ( 4-е тысячелетие до н. э. )

Большинство историков считают, что последняя ледниковая эпоха соединила японские острова с азиатской частью материка. Судя по археологическим находкам, в 35—30-м тысячелетиях до н. э. человек разумный переселился на острова из восточной и юго-восточной части Азии и уже умел охотиться , на охоте использовать лук и стрелы , заниматься собирательством , речным и морским рыболовством и начал изготавливать различные каменные и костяные орудия труда , посуду из обожжённой глины. Из домашних животных на архипелаге были известны собаки и свиньи .

Каменные орудия труда, скопление жилищ и человеческие останки этого периода встречались на всей территории островов Японии. Наибольшее количество памятников эпохи Дзёмон было найдено на северной территории острова Хонсю . Кроме того, генетические исследования 1988 года указывают на восточноазиатское происхождение японцев .

Распространение керамических изделий по территории Японии началось с северо-запада острова Кюсю . Для большей части глиняных изделий периода Дзёмон характерна круглая форма днища, изделия в основном небольшого размера. Начиная с самого начала эпохи Дзёмон выделяют два культурных ареала по типу керамики — юго-западный и северо-восточный. Именно северо-восточные керамические изделия имеют украшенные верёвочным орнаментом стенки .

Периодизация

Образец керамики среднего периода Дзёмон ( 3-е тысячелетие до н. э. )

Хронология периода Дзёмон базируется на типах керамики этого периода. В 1937 году японский археолог Яманоути Сугао выделил пять основных классов керамических изделий, относящихся к этому историческому периоду. В настоящее время рассматривается около 50 типов керамики этой эпохи .

Выделяют пять основных периодов в пределах эпохи Дзёмон:

  1. прото Дзёмон (или самый ранний Дзёмон, Со-ки , 7-е 5-е тысячелетие до н. э. ),
  2. ранний Дзёмон ( Дзэн-ки , 4-е тысячелетие до н. э. ),
  3. средний Дзёмон ( Тю-ки , 3-е тысячелетие до н. э. ),
  4. поздний Дзёмон ( Ко-ки , 2-е тысячелетие до н. э. ) и
  5. заключительный Дзёмон (или самый поздний Дзёмон, Бан-ки , первая половина 1-го тысячелетия до н. э. ).

Хотя найденные образцы древней японской посуды из обожжённой глины ранее считались первыми образцами керамической посуды в мире, ещё более древней — 20 тысяч лет назад — оказалась керамика из китайского грота Сяньжэньдун . Самые ранние образцы японской керамики датируют 13-м тысячелетием до н. э. Возраст этих изделий был определён с помощью радиоуглеродного анализа . Радиоуглеродный анализ обугленных остатков пищи на исследованных образцах дал разброс между 15 300 и 11 200 лет назад .

Керамика раннего и среднего периода использовалась для приготовления и хранения пищи, запасов воды.

Более поздние образцы глиняных изделий имеют сложные и украшенные узорами ободки.

Общество

Предки носителей культуры Дзёмон прибыли на Японский архипелаг в позднем палеолите . Вопрос их генезиса является дискуссионным в историографии. С конца XX века отстаиваются теории северно-азиатского и южно-азиатского их происхождения . Их прямыми потомками считают айнов , рюкюсцев и северо-восточное население Ямато .

Хозяйство

Экономическую основу японского общества периода Дзёмон составляли охота, рыболовство и собирательство. Существуют предположения, что неолитическое население архипелага знало примитивное подсечно-огневое земледелие , а также могло одомашнить диких кабанов .

На охоте дзёмонцы чаще всего использовали простые луки. Археологи находят останки этого оружия преимущественно в торфяных слоях стоянок, расположенных в болотистых низинах. На 1994 год учёные нашли лишь 30 полностью уцелевших луков . Они изготавливались, как правило, из головчатотисовых видов деревьев и покрывались чёрным лаком. Наконечники стрел делались из твёрдого камня обсидиана . Также в охоте использовались копья, но, в отличие от лука, ими пользовались редко. Остатки копий часто обнаруживают на Хоккайдо и Северо-восточном регионе , однако они являются редкостью для региона Канто . В Западной Японии копья почти не встречаются. Кроме оружия, на охоте также использовались собаки и волчьи ямы. Чаще всего жители Японского архипелага охотились на кабанов, оленей, диких уток и фазанов .

Рыбу и морские продукты гарпунили или вылавливали рыбацкими сетями, а затем коптили. В раковинных насыпях , тогдашних свалках, учёные находят удильные крючки, острия малых и больших гарпунов, рыбацкие пловцы и грузила . Большинство этих орудий изготовлены из кости оленя. Их обнаруживают преимущественно в стоянках, расположенных на речных и морских побережьях. Эти орудия использовались в определённые времена года и были ориентированы на определённые виды рыб: бонитов , красных пагров , морских судаков и различные виды моллюсков . Удочки и гарпуны были индивидуальными орудиями, а сетки — коллективными. Особое развитие рыболовство получило после среднего Дзёмона . Химический анализ черепков из 13 стоянок верхне-палеолитического периода Дзёмон подтвердил наличие в горшках жирных кислот, свойственных пресноводным и морским рыбам, из чего делается вывод, что рацион питания того времени формировался на рыбной ловле .

Собирательство играло в хозяйственной жизни людей того периода ведущую роль. Продукты растительного происхождения активно употреблялись в пищу уже с раннего Дзёмона. Большинство из них составляли твёрдые плоды деревьев, такие как каштаны , орехи и жёлуди , клубни таро и ямс . Их собирали осенью в больших количествах и складывали в плетённые из лозы корзины. Из желудей изготовляли муку на примитивных жерновах и выпекали хлеб . Часть продуктов хранили на зиму в неглубоких ямах, которые находились на границах поселений. Доказательствами существования таких ям служат стоянка Саканосита (в посёлке Арита префектуры Сага ) и стоянка в поселении Санъё, Окаяма . Кроме твёрдых плодов в употребление шли водяные орехи , актинидии , плоды сапиндусов и , японский кизил , виноград , свидина . Зёрна этих растений были найдены рядом с запасами твёрдых плодов на стоянке Торихама ( посёлок Вакаса префектуры Фукуи ) . Вероятно, дзёмонцы занимались примитивным сельским хозяйством, о чём свидетельствуют обнаруженные на местах их поселений остатки сельскохозяйственных культур — тыкв-горлянок и золотистой фасоли . Они также собирали китайскую крапиву и уртику , из которой изготовляли волокно для одежды .

Жильё

В течение всего периода Дзёмон жители Японского архипелага жили в землянках и полуземлянках , традиционных жилищах докерамической эпохи. Жильё было погружено в землю, имело земляные стены и пол, а также каркас из деревянных столбов, который поддерживал крышу из шкур животных, травы и хвороста. Землянки периода Дзёмон различались по регионам. Больше всего их находят в Восточной Японии ; меньше — в Западной .

Жилища начала периода Дзёмон имели простую конструкцию. Они делились на прямоугольные или круглые в плане. Центром жилья был очаг, который был нескольких типов: земляным , горшковым и каменным . Первый изготовляли путём простого выкапывания неглубокой ямки в полу, в которой жгли хворост и дрова; второй мастерили из нижней части горшка, который вкапывали в пол; третий сооружали из гальки или маленьких камней, которыми обкладывалось место для костра. Жильё регионов Тохоку и Хокурикудо этой эпохи отличались от остальных японских аналогов большими размерами. Начиная со среднего Дзёмона они имели сложную конструкцию, которая предусматривала использование нескольких очагов в одном доме .

стоянка Симидзука
( Хамамацу )
стоянка Уэнохара
( Кирисима )
стоянка Санно-какои
( Курихара )

Жильё было не только местом отдыха, но и пространством, тесно связанным с мировоззрением и верованиями. После 3-го тысячелетия до н. э. появился обычай зарывать при входе в землянку, имевшего форму коридора, неповреждённые керамические кувшины и горшки. Предполагают, что в них складывали молочные зубы или плаценту новорождённых . В некоторых домах размещали каменные фаллические палки сэкибо или ритуальные каменные полати. В Центральной Японии и регионе Канто найдены землянки с вымощенным плоским камнем полом .

Среднестатистическая площадь жилья составляла 20—30 м² . Обычно в нём проживала одна семья от 5 человек и более. Доказательством такого количества жителей служит находка на стоянке Убаяма ( Итикава, Тиба ) , где были обнаружены захоронение семьи в землянке — двое мужчин, две женщины и один ребёнок .

Существовали также большие здания, которые находят в Северной и Северо-Центральной Японии. В частности, на стоянке Фудодо ( Асахи, Тояма ) исследователи раскопали землянку, что имела четыре очага и в плане напоминала эллипс длиной 17 м и радиусом 8 м. На стоянке Сугисавадай ( Носиро, Акита ) была обнаружена землянка такой же формы, длиной 31 м и радиусом 8,8 м. Точное назначение этих больших сооружений неизвестно. Гипотетически они могли выполнять роль места сборов, амбаров или коллективной мастерской .

Поселение

«Зал собраний» в отреставрированном поселении на стоянке Саннай Маруяма .

Несколько жилищ образовывали поселение. В Прото-Дзёмоне оно состояло из двух-трёх землянок. В раннем Дзёмоне количество жилья увеличилось, что даёт основания говорить о постепенном переходе к оседлому образу жизни. Жильё сооружали вокруг площади на примерно одинаковом расстоянии. Эта площадь была центром общественной и религиозной жизни поселения.

В историографии такой тип поселений называют «круглым» или «подковоподобным» . Они были традиционными на всей территории Японского архипелага начиная со среднего Дзёмона. Неизвестно, были ли поселения временными или постоянными, однако известно, что их обитатели проживали в них длительное время. Об этом свидетельствует продолжение керамических культурных стилей поселения, а также наслоение поселений раннего периода на поселения позднего .

Кроме жилых сооружений в состав поселения входили так называемые «здания на подпорках» . Фундамент этих сооружений напоминал прямоугольник, эллипс или шестиугольник. Они не имели земляных стен, пола и очага и находились на столбах-подпорках. Ширина этих зданий колебалась в пределах 5—15 м. Они были самыми крупными сооружениями наподобие больших землянок севернояпонского типа. Назначение «зданий на подпорках» неизвестно .

Кроме оседлых поселений археологи находят поселения, которые не имели жилищ и напоминают временные лагеря.

Погребение

Жители Японии периода Дзёмон, как правило, хоронили покойников в раковинных насыпях (кайдзука (貝塚)). Эти насыпи выполняли одновременно роль корзины и кладбища и находились рядом с жилищами. По результатам археологических исследований, на одну насыпь раннего Дзёмон приходилось 1—2 захоронения, а на аналогичную насыпь позднего Дзёмон — более 30 . В 1-м тысячелетии до н. э. появились большие кладбища, как в раковинной насыпи на стоянке Ёсиго ( Тахара ) , где было найдено свыше 300 скелетов . Материалы захоронений свидетельствуют о переходе от кочевого к оседлому образу жизни, а также о постепенном росте населения древней Японии .

В большинстве захоронений преобладало т. н. «скорченное погребение»: руки и ноги умершего сгибали так, что его тело напоминало эмбрион, его помещали в яму без гроба и закапывали. Известны также отдельные случаи вытянутого погребения, которые получили распространение с 3-го тысячелетия до н. э. . Начиная с заключительного Дзёмона, наряду с захоронением появился обычай трупосжигания: обожжённые кости конечностей умершего складывали в прямоугольник, а посреди него складывали череп и другие кости. Как правило, захоронения были индивидуальными, однако существовали и коллективные могилы родственников или детей. Самая большая коллективная могила периода Дзёмон, длиной 2 м с 15 покойниками, была найдена в раковинной насыпи стоянки Миямотодай ( Фунабаси, Тиба ) .

Кроме обычных ямных захоронений в раковинных насыпях существовали и другие. В ряде стоянок археологи находят могильники, в которых покойники похоронены в ямах с каменным полом или в больших каменных гробах. Такой тип захоронения был привычным для Северной Японии в заключительный Дзёмон. На территории Хоккайдо традиционными были захоронения на отдельных крупных кладбищах вне поселений с богатым погребальным инвентарём . Кроме этого, на всей территории тогдашней Японии существовал обычай хоронить мертворождённых, грудных малышей и умерших детей в возрасте до 6 лет в керамических кувшинах . Изредка в таких кувшинах хоронили взрослых — их тела сжигали, а кости, после обряда мытья водой, вкладывали в посуду .

Палеогенетика

У представителя позднего периода Дзёмон (F5), жившего на острове Ребун примерно 3500—3800 лет назад, определена Y-хромосомная гаплогруппа D1b2a-CTS220 (ISOGG 2018) . У дзёмонца F5 и дзёмонки F23 определена митохондриальная гаплогруппа N9b1 . У образца IK002 (2500 лет до настоящего времени, Центральная Япония) также определена митохондриальная гаплогруппа N9b1 .

У образца I6341 (Burial 5, JOM_137, 1500—1000 лет до н. э., Funadomari, Ребун) определена Y-хромосомная гаплогруппа D-M174/F1344>D1b-M64.1>Z1516 и митохондриальная гаплогруппа N9b1. У образца I13887 (1063 Burial 7, 2191—1982 лет до н. э., Rokutsu Shell Mound, Хонсю) определена Y-хромосомная гаплогруппа D1a2a3a-Z1570 (D1b1c1 в ISOGG 2018) и митохондриальная гаплогруппа N9b1. У образца I13886 (1062 Burial 6, 2136—1959 лет до н. э., Rokutsu Shell Mound, Хонсю) определена D1a2a3a-Z1575 (D1b1c1 в ISOGG 2018) и митохондриальная гаплогруппа N9b1 .

У образца I13883 (1050 Burial 2, 984—835 лет до н. э., Rokutsu Shell Mound, Хонсю) определена Y-хромосомная гаплогруппа D1b-M64.1>D1b1c-CTS6609>D1b1c1-Z1574>Y11739 (ISOGG 2018) и митохондриальная гаплогруппа N9b2a .

Представитель финального периода Дзёмон IK002 образует базальную линию к исследованным геномам Восточной и Северо-Восточной Азии, вероятно, представляя некоторые из самых ранних волн мигрантов, которые отправились на север из Юго-Восточной Азии в Восточную Азию. IK002 генетически родственен с 7888-летним охотником-собирателем La368 культуры Хоа-Бинь (Лаос). На графике PCA IK002 находится между современными жителями Восточной Азии, группой древних охотников-собирателей Хоа-Бинь и верхнепалеолитической (40 тыс. л. н.) из китайской пещеры . Кроме того, IK002 демонстрирует сильное генетическое родство с коренными аборигенами Тайваня, что может поддерживать прибрежный маршрут миграции предков дзёмонцев . Анализ ДНК женщины F23 из погребения эпохи позднего Дзёмон в Фунадомари на острове Ребун показал, что общий предок дзёмонцев и ханьцев жил примерно 18 000 — 38 000 лет назад. Также анализ ДНК показал, что дзёмонцы генетически близки к восточноазиатским прибрежным популяциям от российского Дальнего Востока до Корейского полуострова, в том числе к коренным жителям Тайваня . Японцы, ульчи, корейцы, коренные жители Тайваня и филиппинцы генетически ближе к дзёмонке F23, чем к ханьцам .

У представителей начального периода Дзёмон из Iyai rock-shelter (8,300—8,200 тыс. л. н.) определили митохондриальные гаплогруппы N9b (образцы Iyai1 и Iyai8) и N9b3 (Iyai4). У представителей начального периода Дзёмон из Higashimyou shell midden определили митохондриальные гаплогруппы N9a2a (Higa002), M7a1a (Higa006, 7,934—7,792 тыс. л. н.) и M80'D (Higa020). У представителя раннего периода Дзёмон определили митохондриальную гаплогруппу M7a1a (Todo5, Todoroki shell midden, 6,210—6,094 тыс. л. н.). У представителей среднего периода Дзёмон определили митохондриальные гаплогруппы M7a (Kaso6, Kasori shell midden) и N9b (Uba2, Ubayama shell midden). У представителя позднего периода Дзёмон определили митохондриальную гаплогруппу M7a1a (MB-TB27, Mabuni hantabaru) . Согласно анализу многомерного шкалирования, митохондриальные геномы индивидов периода Дзёмон оказываются в том же генетическом кластере, что и митогеномы современного населения Японских островов .

Обряды и верования

Источником сведений о религиозных представлениях жителей Японии периода Дзёмон служит погребальный инвентарь. Его наличие свидетельствует, что дзёмонцы верили в существование души и загробную жизнь. В состав такого инвентаря входили вещи, которые покойник использовал при жизни: гребешки, серьги, браслеты, нашейные и нагрудные украшения, перстни и пояса. Чаще всего в захоронениях встречаются раковинные браслеты и пояса из оленьего рога. Первые изготавливались из крупных раковин глицимериса или раппана, в середине которых делали отверстие для руки и шлифовали до блеска; вторые делались из развилки оленьего рога и покрывались сложным орнаментом. Украшения имели не только эстетическую, но и ритуально-магическую функцию. Браслеты обычно носили женщины, а пояса — мужчины. Количество и богатство декора украшений указывали не на социальную, а половую и возрастную дифференциацию .

В поздний Дзёмон существовал инициационный обычай вырывания или спиливания зубов. За жизнь молодому человеку удаляли определённое количество резцов или клыки, что знаменовало о его вхождении в группу взрослых. Способ и порядок вырывания зубов был отличен по времени и по регионам. Также бытовал обычай подпиливания четырёх резцов верхней челюсти в форме малых трезубцев или двузубцев. Реализация таких операций нуждалась в соответствующих хирургических навыках .

Ещё одним артефактом, связанным с религиозными представлениями жителей тех времён, являются керамические женские статуэтки догу . Их иногда называют «дзёмонскими венерами». Древнейший образец такой статуэтки был найден на стоянке Ханавадай ( Сакура, Тиба ), которая датируется ранним Дзёмоном . В зависимости от стиля исполнения догу классифицируют на несколько типов: плоские , цилиндрические , рельефные с ногами , с треугольными лицами , филиноподобные , с окуляроподобными глазами . Почти все статуэтки изображают женщин с большим, возможно беременным, животом. Как правило, их находят в поломанном состоянии. Предполагают, что догу символизировали женское начало, семью, рождаемость и использовались в обрядах, связанных с культом фертильности . С этим же культом ассоциируются фаллические символы — каменные дубинки сэкибо, каменные мечи и ножи, которые олицетворяют мужское начало, власть, авторитет .

Также изготавливали деревянные и каменные догу. Они играли роль амулетов -оберегов. Такую же роль имели магатамы , которые изготавливались из драгоценного камня и носились на шее. Кроме них жители древней Японии производили керамические маски, назначение которых неизвестно .

Производство

Население периода Дзёмон изготавливало каменные и деревянные орудия и изделия, использовало асфальт и технику лакирования уруси .

Примечания

Комментарии
  1. Свидетельством надёжности лука является находка стоянки Сидзимидзука ( Хамамацу ) — лопатка кабана, пробитая каменным остриём. (Период Дзёмон // Энциклопедия Ниппоника : в 26 т. 2-е издание. — Токио: Сёгакукан, 1994—1997.)
  2. Впервые образец такого обгоревшего хлеба был найден на стоянке на территории современного посёлка Фудзими (Период Дзёмон // Энциклопедия Ниппоника : в 26 т. 2-е издание. — Токио: Сёгакукан, 1994—1997.).
  3. яп. 竪穴住居, たてあなじゅうきょ , татэана дзюкё . 竪穴住居・集落調査のリサーチデザイン / 小林謙一, セツルメント研究会編. — 東京: 六一書房, 2008.
  4. яп. 地床炉, じしょうろ , дзисё-ро .
  5. яп. 埋甕炉, まいようろ , майё-ро .
  6. яп. 石組炉, いしぐみろ , исикуми-ро илии яп. 石囲炉, いしがこいろ , исикуми-ро
  7. яп. 敷石住居, しきいしじゅうきょ , сикийси дзюкё . 敷石住居址の研究 / 山本暉久著. — 東京: 六一書房, 2002.
  8. яп. 環状集落, かんじょうしゅうらく , кандзё сюраку .
  9. яп. 馬蹄形集落 , ばていけいしゅうらく, батэй-кэй сюраку .
  10. яп. 掘立て柱建物 , ほったてばしらたてもの
  11. В раковинной насыпи стоянки Нумацу ( Исиномаки, Мияги ) было найдено 10 кувшинных захоронений детей, а на стоянке Ёсиго ( Тахара, Айти ) — 35. (Период Дзёмон // Энциклопедия Ниппоника : в 26 т. 2-е издание. — Токио: Сёгакукан, 1994—1997)
  12. Догу, размером 4,9 си , имеет вид безликой антропоморфной фигуры с гипертрофированными женской грудью и попой от 11 мая 2010 на Wayback Machine
  13. яп. 板状土偶, ばんじょうどぐう , бандзё догу . Распространены были в ранний и средний Дзёмон.
  14. яп. 筒形土偶, つつがたどぐう , цуцугата догу . Распространены были в ранний и средний Дзёмон.
  15. яп. 有脚立体土偶, ゆうきゃくりったいどぐう , юкяку риттай догу . Распространены были в ранний и средний Дзёмон.
  16. яп. 山形土偶, やまがたどぐう , ямагата догу . Распространены были в средний Дзёмон.
  17. яп. みみずく土偶, みみずくどぐう , мимидзуку догу . Распространены были в поздний Дзёмон.
  18. яп. 遮光器土偶, しゃこうきどぐう , сякоки догу . Распространены были в заключительный период Дзёмон.
Источники
  1. История Японии / А. Е. Жуков. — М. : Институт востоковедения РАН, 1998. — Т. 1: С древнейших времён до 1868 г.. — С. 30—32. — 659 с. — ISBN 5-8928-2-107-2 .
  2. Киддер Дж. Э. Япония до буддизма: Острова, заселённые богами = Japan before Buddhism. — Москва: ЗАО «Центрполиграф», 2003. — С. 12, 26. — 286 с. — (Загадки древних цивилизаций). — 7000 экз. ISBN 5-9524-0452-9 .
  3. (англ.)
  4. . Дата обращения: 28 июня 2013. 26 июня 2013 года.
  5. . Дата обращения: 29 апреля 2016. 8 июня 2020 года.
  6. . Дата обращения: 29 апреля 2016. 13 июля 2018 года.
  7. . Дата обращения: 29 апреля 2016. 6 марта 2016 года.
  8. Рубель В. А., Коваленко О. О. Проблема этногенеза японского народа в современной японский историографии // Восточный мир. — Институт Востоковедения НАН Украины, 2000. № 1, — С. 156—162
  9. 日本人の起源 / 埴原和郎著. — 東京: 角川書店, 1990.
  10. (яп.) Период Дзёмон // Энциклопедия Ниппоника : в 26 т. 2-е издание. — Токио: Сёгакукан, 1994—1997.
  11. от 3 мая 2013 на Wayback Machine «Согласно археологическим раскопкам, известно о существовании неолитической культуры Дземон, для которой характерны глиняные женские фигурки „догу“ и цилиндры из полированного камня „секибо“»
  12. . Дата обращения: 29 апреля 2016. 25 апреля 2016 года.
  13. . Дата обращения: 14 апреля 2013. 2 февраля 2010 года.
  14. . Дата обращения: 14 апреля 2013. Архивировано из 22 июля 2011 года.
  15. 9 ноября 2009 года.
  16. 神澤ほか(2016)「礼文島船泊縄文人の核ゲノム解析」第70回日本人類学大会 от 15 июня 2021 на Wayback Machine (in Japanese)
  17. POB-162 Phenotype and phylogeny of Neolithic Japanese hunter-gatherers, Jomon people, based on whole nuclear genome sequences // от 7 июля 2018 на Wayback Machine
  18. . Дата обращения: 1 июня 2019. 30 апреля 2021 года.
  19. Takashi Gakuhari et al. от 22 января 2022 на Wayback Machine (bioRxiv), 2019
  20. Chuan-Chao Wang et al. от 31 июля 2021 на Wayback Machine (Supplementary Tables // Table 1. Newly reported ancient individuals), 2021
  21. Takashi Gakuhari et al. (Nature), 25 August 2020
  22. от 23 января 2021 на Wayback Machine , 2019
  23. Fuzuki Mizuno et al. // Scientific Reports, 2021
  24. , 26.07.2021

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Период Дзёмон