Евге́ния Влади́мировна Зава́дская
(
29 мая
1930
,
Москва
,
СССР
—
27 мая
2002
,
Москва
,
Российская Федерация
) — советский и российский востоковед-
китаист
,
историк искусства
, переводчик.
Кандидат искусствоведения
,
доктор философских наук
.
Биография
Родилась в семье служащего. Духовная дочь о.
Александра Меня
.
В
1953 году
окончила
исторический факультет
МГУ имени М. В. Ломоносова
.
В
1950
—
1954 годах
— научный сотрудник
Музея восточных культур
, в
1954
—
1957 годах
—
Института философии АН СССР
, с
1957 года
по
2002 год
—
Института востоковедения АН СССР/РАН
.
В
1962 году
защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по теме «Живопись
гохуа
в новом Китае. (О традиции и новаторстве)»
.
В августе 1968 года поставила подпись под письмом против
введения в Чехословакию войск СССР
и в защиту участников
демонстрации 25 августа 1968 года
, состоявшейся на
Красной площади
. Вследствие этого советские органы власти «требовали её увольнения» из Института востоковедения. Значительными усилиями заведующего Отделом Китая Института востоковедения АН СССР
Л. П. Делюсина
и директора института
Б. Г. Гафурова
увольнение не состоялось. В то же время Завадской запретили посещать Китай
. Синолог
А. И. Кобзев
отмечал, что вследствие этого инцидента, а также из-за дружбы с рядом интеллектуалов и получения наставлений у богослова
А. В. Меня
Завадская «
совершенно несоразмерно со своим научным весом и обилием публикаций почти до перестроечных времён пребывала в статусе невыездного младшего научного сотрудника
»
.
В
1984 году
защитила диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Эстетические проблемы живописи старого Китая»
. Ранее длительный период Завадскую не допускали к защите диссертации по политическим причинам
.
Преподавала в
Институте им. В. И. Сурикова
, в 1990-х годах работала на
Тайване
, читала лекции по русской литературе, переводила на китайский язык стихи
Мандельштама
,
Бродского
, других поэтов.
В тайваньский период своей жизни взяла себе псевдоним Бай-чжи (букв. «Чистый Лист» или «Белая Бумага»), который был получен от художника и искусствоведа Чэнь Чуань-си. Участвовала в
ретрите
, проводимом в женском монастыре под
Тайбэем
. Планировала остаться на Тайване до конца жизни
.
Тяжело заболела на Тайване. Вернулась в Москву и сильно страдала от боли. Впоследствии скончалась от рака
.
Научные труды
Монографии
-
Современное прикладное искусство Китая. М.,
ИВЛ
, 1959.
-
Слово о живописи из Сада с горчичное зерно
. / Пер. и комм. Е. В. Завадской. М.,
Наука
, 1969.
-
Восток на Западе. М.,
Наука
, 1970.
-
Эстетические проблемы живописи старого Китая. М.,
Искусство
, 1975.
-
Культура Востока в современном западном мире. М.,
Наука
(ГРВЛ), 1977.
-
«Беседы о живописи»
Шитао
. М.,
Наука
, 1978.
-
Ци Бай-ши
. М.,
Искусство
, 1982.
-
Мудрое вдохновение:
Ми Фу
, 1052—1107. М.,
Наука
, 1983.
-
Японское искусство книги (VII—XIX вв.). — М.: «Книга», 1986. — 226 стр. Тираж 10000 экз.
-
Василий Васильевич Верещагин
. М.,
Искусство
. 1986.
-
Сальвадор Дали. Живопись. Скульптура. Графика. — М.: Изобразительное искусство, 1992. — 64 с.
-
от 16 июля 2016 на
Wayback Machine
(рукопись). 1993.
-
Уроки китайских мастеров «молчаливой поэзии» (1993 г.)
// Архив российской китаистики. Т. IV / сост.
А. И. Кобзев
; отв. ред. С. В. Дмитриев. —
М.
:
Институт востоковедения РАН
, 2016. — С. 180—286. — 832 с. —
ISBN 978-5-89282-700-3
.
Статьи
-
Эстетический канон жизни художника — фэнлю (ветер и поток) // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки М.:
Наука
, 1973.
-
Философско-эстетическое осознание тени в классической культуре Китая // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976
-
Воспоминание как философско-эстетическая категория // Китай: государство и общество. М., 1977.
-
«Луг духовный» Иоанна Мосха и его китайский аналог // 10-я НК «Общество и государство в Китае». Ч. 1. М., 1979.
-
Даосская поэтика странствий // Дао и даосизм в Китае. М., 1982. Миссия слова в «Лунь юе» // Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982.
-
Китай. // История эстетической мысли: становление и развитие эстетики как науки. В 6 т. М., 1985. Т. 2. Средневековый Восток. Европа XV XVIII вв.
-
Категория высшей эстетической ценности (и-пинь) в традиционной китайской аксиологии // Эстетическая ценность в системе культуры. М., 1986.
-
Художественное развитие стран Дальнего Востока в XVII начале XX в.: Китай, Корея, Япония // Художественная культура в капиталистическом обществе. Л., 1986.
-
Художественный образ утопической мысли // Китайские социальные утопии. М., 1987.
-
Ихэюань — Сад, творящий гармонию // Сад одного цветка: сб. науч. ст. М.:
Наука
, 1991.
Примечания
-
↑
, с. 173.
-
Живопись гохуа в новом Китае. (О традиции и новаторстве). Автореф. дисс. … к. искусств. М., 1961.
-
↑
, с. 448.
-
Эстетические проблемы живописи старого Китая. Автореф. дисс. … д. филос. н. М., 1982.
-
↑
, с. 175.
-
Артём Киракосов.
(неопр.)
. «
Храм Космы и Дамиана в Шубине
» (23 июня 2003). Дата обращения: 29 января 2020.
4 марта 2016 года.
Литература
Ссылки
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|