В 1966 году поступил на Восточный факультет
Дальневосточного государственного университета
, который окончил в 1972 г., получив диплом историка-востоковеда со знанием китайского, японского и английского языков. Следуя своему давнему интересу к буддийской философии, в 1974 году перевёлся из ДВГУ в
Бурятский институт общественных наук
в сектор буддологии, а затем — в аспирантуру
Института востоковедения АН СССР
. В 1978 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Соотношение теории и практики в чань-буддизме (на материале „Линь-цзи лу“, IX в. н. э.)»
. В 1992 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук по теме «Чань-буддийские традиции в истории средневекового китайского общества»
.
Один из учредителей и член правления «Международного фонда исследования Тенгри»
.
В конце жизни оказался в сложной жизненной ситуации: не имел собственного жилья, жил в одиночестве на съёмных квартирах в условиях психического стресса
. Оставшись без работы и оказавшись в условиях самоизоляции без социального общения, учёный покончил с собой
.
Научная деятельность
Во второй половине 1970-х Николай Абаев начал активно изучать дальневосточный буддизм, появились его первые научные публикации (статьи в буддологических сборниках и книги) по
чань-буддизму
. Многие работы учёного посвящены изучению
тэнгрианства
, в частности, Н. Абаев считал, что тэнгрианская цивилизация сформировалась как цивилизация сугубо традиционная и «кочевническая»
. Учёный является автором известного термина «культура психической деятельности»
.
Отзывы
Буддолог и синолог
Е. А. Торчинов
оценивал монографию Николая Абаева «Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае», вышедшую в 1983 году (второе издание — 1989) как «весьма содержательную» и имеющую ряд достоинств. В то же время Торчинов указывал на «излишнюю концептуальную зависимость» Абаева от работ и взглядов «
Д. Т. Судзуки
,
А. Уоттса
и других зарубежных популяризаторов
дзэн
»
.
Научные труды
Николай Абаев опубликовал более трёхсот научных публикаций на русском, английском, корейском, китайском, монгольском, болгарском и др. языках
.
Монографии
Абаев Н. В.
/ Отв. ред.
Л. П. Делюсин
. — Новосибирск:
Наука
: Сиб. отд-ние, 1983. — 123 с.
Абаев Н. В.
Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае / Отв. ред.
Л. П. Делюсин
; АН СССР, Сибирское отд-ние, Бурятского ин-т обществ. наук. — 2-е изд., перераб. и доп. — Новосибирск:
Наука
, 1989. — 271 с. —
ISBN 5-02-029186-2
.
Абаев Н. В., Горбунов И. В.
Сунь Лутан о философско-психологических основах "внутренних" школ у-шу / Российская акад. наук, Сибирское отд-ние, Бурятский ин-т обществ. наук. — Новосибирск:
Наука
, Сибирское отд-ние, 1992. — 168 с. —
ISBN 5-02-029746-1
.
Абаев Н. В.
Концепция «просветления» в «Махаяна-шрад-дхотпадашастре»
//
. — Новосибирск:
Наука
, 1986.
Абаев Н. В.
Цивилизационная геополитика народов Алтай-Байкальского региона и Центральной Азии. — Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2007. — 160 с. —
ISBN 5-91178-013-5
.
Абаев Н. В.,
/ Междунар. Фонд по изучению Тенгри, Фонд Центрально-Евразийского наследия. — Абакан: Лаб. "кочевых" цивилизаций ТывГУ, 2009. — 21 с.
(недоступная ссылка)
Абаев Н. В., Опей-оол У. П.
Тэнгрианство, буддизм и экологические культы в Центральной Азии и Транс-Саянии. — Кызыл:
Нац. музей Республики Тыва
, 2009. — 143 с.
Абаев Н. В.,
Этноэкологические традиции тюрко-монгольских народов в тэнгрианско-буддийской цивилизации Внутренней Азии : издание научное (монография). — Кызыл: Ред.-изд. отд. ТывГУ, 2010. — 135 с. —
ISBN 978-5-91178-040-1
.
Абаев Н. В.,
Хомушку О. М.
Духовно-культурные традиции в геополитическом и цивилизационном пространстве Центральной Азии и Саяно-Алтая: монографическое исследование. — Кызыл:
ТывГУ
, 2010. — 283 с.
Абаев Н. В.
Влияние тэнгриантства на экологическую культуру и этногенез тюрко-монгольских народов Алтай-Байкалии: издание научное : (монография). —
Н. Новгород
: MOBY publishing, 2011. — 150 с. —
ISBN 978-5-4434-0002-0
.
Абаев Н. В.
Культ священных гор и тэнгрианский эпос бурят-монголов. — Иркутск: Оттиск, 2014. — 127 с. —
ISBN 978-5-90584787-5
.
Абаев Н. В., Хобраков Ц. С.
Бурят-монгольская школа единоборства "Шонын-баша" (Стиль Небесного Волка) / Бурятский гос. ун-т, Ин-т Внутренней Азии, Лаб. цивилизационной геополитики Евразии. — Улан-Удэ:
Изд-во Бурятского государственного университета
, 2015. — 145 с. —
ISBN 978-5-9793-0725-1
.
Абаев Н. В.
Этимологический словарь тэнгрианских терминов бурят-монголов. // Вестник Бурятского государственного университета. Сер.: Гуманитарные исследования Внутренней Азии. — 2017. — Вып. № 1. — С. 106—112.; Вып. № 2. — С. 110—112.; Вып. № 4. — С. 111—112. — ISSN 2305-753X
Абаев Н. В.
Этимологический словарь тэнгрианских терминов бурят-монголов. / Лаборатория БГУ. — Улан-Удэ : ООО «Амирит» ; Raleigh, NC : Lulu Press, Inc., 2019. — 120 с. —
ISBN 978-0-244-44858-5
. —
ISBN 978-0-244-74858-6
.
Статьи
на русском языке
Абаев Н. В.
О соотношении теории и практики в чань-буддизме // 7-я науч. конф. «Общество и государство в Китае». —
М.
: Наука, 1976. —
С. 618—625
.
Абаев Н. В.
Влияние чань-буддизма на тайные религиозные общества группы Байлянь // Проблемы современного Китая: Сб. ст. по материалам VII науч. конф. молодых науч. сотр. ИДВ АН СССР, март 1976 г.. —
М.
, 1977. —
С. 69—88
.
Абаев Н. В.
Человек и природа в даосизме и буддизме // Общественные науки за рубежом. Сер. 9. Востоковедение и африканистика. —
М.
, 1981. —
№ 2
. —
С. 213—217
.
Абаев Н. В.
О некоторых философско-психологических аспектах чаньских военно-прикладных искусств // Общество и государство в Китае. —
М.
: Наука, 1981. —
С. 221—234
.
Абаев Н. В.
Даосские истоки китайских у-шу // Дао и даосизм в Китае. —
М.
: Наука, 1982. —
С. 244—257
.
Абаев Н. В.
О культуре психической деятельности в традиционном Китае // XIII науч. конф. «Общество и государство в Китае». —
М.
, 1982. —
С. 161—166
.
Абаев Н. В.
Об искусстве психической саморегуляции (айкидо, каратэ) //
Наука в Сибири
. — 1983. —
№ 2
. —
С. 7
.
Абаев, Николай Вячеславович. Соотношение теории и практики в чань-будизме (на материале «Линь-цзи лу», IX в. н. э.): Автореф. дис. … канд. ист. наук : (07.00.08). — Москва : [б. и.], 1978. — 17 с.
Абаев, Николай Вячеславович. Чань-буддийские традиции в истории средневекового китайского общества : дис. … д-ра ист. наук : 09.00.06, 07.00.00. — Москва, 1991. — 399 с.
Приказ Минобрнауки РФ от 06.08.2015 № 907/нк «
от 24 сентября 2015 на
Wayback Machine
»
от 17 февраля 2019 на
Wayback Machine
// Международный фонд исследования Тенгри
(неопр.)
. Дата обращения: 15 октября 2020.
17 октября 2020 года.
Абаев Н. В.
Соотношение теории и практики в чань-буддизме: на материале «Линь-цзи лу» IX в. до н. э.: Диссерт. на соиск. уч. степени кандидата историч. наук / Научн. рук.: доктор исторических наук Н. Ц. Мункуев. —
Академия наук СССР
,
Институт востоковедения
. —
М.
, 1977. — С. 114—115. — 181 с.
Абаев Н. В.
Проблемы современного Китая: Сб. ст. по материалам VII науч. конф. молодых науч. сотр. ИДВ АН СССР, март 1976 г.
// Влияние чань-буддизма на тайные религиозные общества группы Байлянь. —
М.
, 1977. — P. 69—88.
Скуратов Ю. И.
(рус.)
//
БГУ
Вестник БГУ. — Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2014. —
Вып. 3 (2015 г.)
. —
С. 81—82
.
16 февраля 2019 года.
(
от 16 февраля 2019 на
Wayback Machine
)
Мотков О. И.
(рус.)
// Психологос — Энциклопедия практической психологии. — 2011. — 11 ноября.
17 февраля 2019 года.