Interested Article - Мчедлов, Михаил Петрович

Михаи́л ( Мира́н ) Петро́вич Мчедло́в ( 18 октября 1928 , Тбилиси , Грузинская ССР , СССР 29 января 2007 , Москва , Россия ) — советский и российский религиовед , социолог религии , социальный философ , специалист по католичеству и государственно-церковным отношениям . Заслуженный деятель науки РФ , доктор философских наук , профессор . Один из авторов « Настольной книги атеиста », « Атеистического словаря » и словаря « ».

Биография

Родился 18 октября 1928 года в Тбилиси в грузинской семье. По словам его дочери Марии, они грузины и их настоящая фамилия Мчедлидзе . Церковный вестник отмечает, что он родился в армянской семье . С золотой медалью окончил русскую школу .

В 1948 году поступил на факультет международных отношений Ереванского государственного университета , который окончил в 1953 году .

В 1954 году поступил в аспирантуру философского факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова , которую окончил в 1957 году по кафедре истории зарубежной философии .

В 1961 году в МГПИ имени В. И. Ленина защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «О реакционной сущности социальной доктрины современного католицизма» . В 1968 году в Академии общественных наук при ЦК КПСС защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Эволюция современного католицизма» .

До 1991 года работал редактором философского отдела журнала « Коммунист », заместителем директора Института марксизма-ленинизма , заместителем директора Института теории и истории социализма. В 1990—2000-е годы — директор исследовательского центра «Религия в современном обществе» Российского независимого института социальных и национальных проблем (Института комплексных социальных исследований РАН) .

Выпустил около 350 работ.

Семья

Дочери М. П. Мчедлова также стали известными обществоведами:

Научная деятельность

В своих работа М. П. Мчедлов большое место уделял исследованию вопросов социологии социальных систем теории цивилизации , а также социологии религии — социальной роли религии, места религиозного фактора в социально-культурных процессах, характера религиозных социальных доктрин, изучал эволюцию современного католичества . Он рассматривал цивилизацию как социально-культурную общность, а также соотношение марксистской общественно-экономической формации и цивилизации , общечеловеческих и классовых ценностей , мировой и локальных цивилизаций . М. П. Мчедлов считал, что общечеловеческое развивается и претворяется в жизнь в конкретной социокультурной среде, которая или создает благоприятные условия для этого развития, или же наоборот препятствует ему. Исследуя эволюцию современного католичества М. П. Мчедлов проводил сравнительное исследование новых течений в его философско-социальных концепциях, догматике , культе , организации, имеющих место в рамках существующих концепций, понятий и категорий традиционной догматики .

Также диалектика отношений государства, церкви и гражданского общества, религия в зеркале общественного мнения, свобода совести и религиозная толерантность, этнорелигиозная ситуация в России, социальный портрет российского верующего, православие и другие религии .

С 1997 года до конца жизни М. П. Мчедлов возглавляет междисциплинарный научный коллектив Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП) (с 2002 года преобразуется в Центр «Религия в современном обществе» в составе Института социологии РАН ), занимающийся социологическим исследованием корневых вопросов, раскрытием устойчивых характеристик и основных интересов российской цивилизации, как многовековой полиэтнической и охватывающей большое количество религиозных традиций социокультурной общности в пространстве Евразии . Также в ходе социологических исследований РНИСиНП, по выборке , на территории всех субъектов Российской Федерации , был осуществлён комплексный анализ особенностей религиозности в российском обществе конца 90-х годов XX века , ценностных устремлений верующих, в первую очередь молодежи , новых процессов в российских религиозных организациях , в области религии и политики, государственно-церковных отношениях, взаимодействии религии и этносов, культуры и религии, проблема нетрадиционной религиозности . Итогом большой работы научного коллектива РНИСиНП были подготовлены и вышли в свет, в издательстве « Республика », крупные научные труды как религиоведческой, так и цивилизационной проблематики. Это коллективные монографии , где М. П. Мчедлов выступил в качестве главного редактора и автора многих статей — «Свобода совести в духовном возрождении Отечества» (1994), «Национальное и религиозное» (1996), «Милосердие» (1996, 1998), «Российская цивилизация» (1998), «О социальной концепции русского православия» (2002), «Толерантность» (2004), «Вера. Этнос. Нация» (2007), а также уникальные энциклопедические словари словарь « » (1999, 2004), «Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты» (2001) .

Своеобразным итогом как собственной научно-религиоведческой исследовательской работы, так и деятельности руководимого им ИЦ «Религия в современном обществе», явилась книга М. П. Мчедлова «Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России» (2005).

Общественная деятельность

С 7 февраля 2004 года по 30 марта 2007 года член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ .

Председатель Экспертного совета для проведения государственной религиозной экспертизы при Министерстве юстиции РФ .

Много времени М. П. Мчедлов уделял журналистике — и публицистической и научной. В 1962 1965 годах он подготовил цикл статей и репортажей в « Литературной газете » о ходе II Ватиканского Собора в Риме . До последних дней жизни М. П. Мчедлов часто публиковал свои статьи по вопросам социологии религии на страницах печатных изданий: журналов « Свободная мысль » и « Религия и право », газет « НГ-Религии » и «Литературная газета» .

Награды

Орден Трудового Красного Знамени , множество медалей, в том числе « За трудовую доблесть » и « Ветеран труда » .

Научные труды

Монографии

Статьи

Публицистика

Интервью

Отзывы

Религиовед А. А. Красиков , профессор и главный научный сотрудник Института Европы РАН , бывший другом М. П. Мчедлова, свидетельствует, что

будучи членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации , он внёс немалый вклад в гармонизацию отношений между государством и самыми различными общинами верующих. Как и между последователями разных религий и конфессий. То же самое надо сказать о работе Михаила Петровича в Экспертном совете при Министерстве юстиции РФ.
<…>
Неукоснительное следование призванию и долгу учёного, верность общечеловеческим ценностям, положенным в основу нашего конституционного строя, высокая человеческая порядочность — в этом весь Михаил Петрович Мчедлов и в этом суть его призыва, обращенного к следующим поколениям .

Коллеги из Института социологии в некрологе отмечали, что

Надо сказать, что и в советские годы печатные работы профессора Мчедлова по проблемам религии, даже написанные с марксистских позиций и публиковавшиеся в «идеологически выдержанных» изданиях, отличались уважением ко всякой искренней религиозной вере, признанием не только допустимости, но и ценности религиозного мировоззрения, позитивной роли религии в исторической и культурной жизни народов. Этим они резко контрастировали с общим потоком оголтелой антирелигиозной пропаганды, который доминировал в печати вплоть до середины 1980-х годов. По сути, уже в тот период профессором Мчедловым закладывались основы современного научного религиоведения .

Примечания

  1. Валерий Емельянов от 8 мая 2013 на Wayback Machine // Портал-Credo.ru, 25.04.2005
  2. от 2 марта 2016 на Wayback Machine // Религия и СМИ, 29.01.2007 г.
  3. . Дата обращения: 5 сентября 2017. 6 сентября 2017 года.
  4. Мчедлов, Михаил Петрович // Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание). — Версия 3.0. — М. : Бизнессофт, ИДДК, 2007. // Алексеев П. В. Философы России XIX—XX столетий. Биографии, идеи, труды. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический проект , 2002. — 1152 с. ISBN 5-8291-0148-3
  5. Сотрудники Института социологии РАН от 10 января 2011 на Wayback Machine // Церковный вестник, № 3 (352) февраль 2007
  6. Мчедлов, Миран Петрович. О реакционной сущности социальной доктрины современного католицизма: Автореферат дис. на соискание учёной степени кандидата философских наук / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. — Москва : Изд-во ВПШ и АОН, 1961. — 18 с.
  7. , с. 369.
  8. Мчедлов, Миран Петрович. Эволюция современного католицизма: Автореферат дис. на соискание учёной степени доктора философских наук. (625) / Акад. обществ. наук при ЦК КПСС. — Москва : [б. и.], 1968. — 31 с.
  9. от 25 октября 2015 на Wayback Machine // NEWSru.com , 16.03.2004
  10. (рус.) . ИСПИ ФНИСЦ РАН . Дата обращения: 27 августа 2021. 27 августа 2021 года.
  11. (рус.) . www.isras.ru . Дата обращения: 27 августа 2021. 28 августа 2021 года.
  12. от 9 октября 2015 на Wayback Machine на сайте ИС РАН
  13. от 18 октября 2015 на Wayback Machine на сайте РУДН
  14. Красиков А. А. от 5 марта 2016 на Wayback Machine // НГ-религии , 21.02.2007 г.
  15. Распоряжение Президента Российской Федерации от 7 февраля 2004 г. № 47-рп «О Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации»
  16. Распоряжение Президента Российской Федерации от 30.03.2007 № 140-рп « от 4 марта 2016 на Wayback Machine »
  17. от 9 октября 2015 на Wayback Machine // Агентство религиозной информации « Благовест-Инфо », 16.03.2006

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Мчедлов, Михаил Петрович