Духовные стихи
- 1 year ago
- 0
- 0
Четыре духовных мира , или четыре сферы бытия ( мн.ч. ивр. עולמות , оламот; ед.ч. עולם , олам), — в эманационной теории каббалы четыре ступени удаления от его первоисточника в виде четырёх качественно различных между собой миров, именуемых Ацилут , Брия , Йецира и Асия . Три последних не разделены между собой внешне, а существуют включёнными друг в друга, подобно . Их существование принимается каббалой на основании Книги пророка Исаии ( ), по выражениям: « Я сотворил » ( נראתיו , отсюда мир Брия), « Я образовал » ( וצרתיו ; Йецира) и « Я совершил » ( עשיתיו ; Асия) .
Эти четыре мира населены различными духами и ангелами :
Низшие миры реализуют то, что более идеально содержится в высших, а существа и предметы высших миров, воспринимая из первого источника божественные влияния, передают их низшим, служа таким образом каналами или «сосудами» ( келим ) благодати . Всему, что заключается в более низком мире, можно найти параллель в прообразе, в мире более высоком по своей степени . Человек принадлежит одновременно ко всем мирам .
Наш материальный мир не является самой низшей степенью эманации божественного света: там, где этот свет теряется в полном мраке, образуется «шелуха бытия» ( клиппот , «скорлупы», нечистые духи или бесы ) .
Эманационная теория, которая понимается как свободный акт Божественной воли , старается устранить затруднения, связанные с идеей творения ; они — троякого рода :
Для понимания сущности эманации каббалисты пользуются следующими образами :
все они отдают часть своей сущности — не теряя, однако, при этом ни малейшей частицы своей сущности. Последний образ занимает главное место в произведениях каббалистических авторов и оказывает наибольшее влияние на представление последних об эманации.
«Трактат об эманации» («Massechet Aziluth») заключал в себе учение о четырёх качественно различных между собой мирах и, в зачаточной форме, учение о самоограничении Божества ( צמצום ). Форма, в которой здесь изложены основные понятия каббалы, как и требование, чтобы это учение должно быть сохраняемо в тайне, достаточно свидетельствуют о раннем происхождении «Трактата»; он имеет много сходных черт с произведениями гаонейской мистики, особенно с « Сефер Йецира », которое легло в основу всех позднейших каббалистических систем.
Сочинение « Бахир » говорило о « сефирот » двух категорий: прежде всего, выделялись три главные «сефирот» — Свет , Мудрость и Разум , а потом уже следовали семь второстепенных под разными названиями. Сефирот понимались, как первичные принципы мироздания, как первые излучения Божественной Сущности , которые в совокупности своей образуют космос ( ивр. כל , др.-греч. τό παν ). Эманация рассматривалась при этом не как явление, совершившееся в один определённый момент времени, а как постоянное и вечное (перманентное). При этом автор рассматривал эманации как бы происходящими все одновременно, а не в постоянном следовании одной за другой.
Небольшая «Книга образа» («ספר התמונה») пыталась иллюстрировать принцип эманации при помощи графических форм букв еврейского алфавита . Впервые учение о «сефирот» нашло окончательную формулировку, заменившую шаткие и неясные определения, которые давались ранее, когда их рассматривали то как «силы» (כחות), то как «сосуды» или «орудия» (כלים) Божества. Согласно «Книге образа», сефирот являются силами, внутренне и неотделимо ( ) присущими Богу. Книга учила о двойной эманации — позитивной и негативной, объясняющее проблему происхождения зла; подобно тому, как позитивная эманация произвела всё то, что хорошо и прекрасно, так и вторая — негативная — служит причиной всех явлений зла, безобразия и нечистоты.
Книга «Маарехет Элохут» («Божественная Иерархия») давала учение о потенциальной предвечности мира, поэтому в ней настойчиво подчёркивался динамический характер эманации. Текст повторял доктрину двойной эманации, позитивной и негативной, но с той разницей, что раздвоение эманации начинается только в третьей сефире (נינה — «Разум»). Первые сефирот разделяют природу Божества, являясь непосредственными божественными эманациями, между тем как последние семь менее божественны, потому что они получают своё начало в третьей сефире и образуют основу для всего низшего материального мира. Контрасты и противоречия, господствующие в мире, могут впервые проявиться только в области третей сефиры, так как в абсолютном царстве духа никакая раздвоенность не может иметь места.
Сефироты — это общие основные формы всякого бытия . Обусловленная этими формами конкретная вселенная представляет различные степени удаления божественного света от его первоисточника.
В непосредственной близости и совершенном единстве с Божеством находится Мир Сияний (Олам Ацила или Ацилут ) . В этом «мире эманации» (Ацилут), обозначаемом также «Первоначальный человек» ( אדם קדמון , Адам Кадмон ), «сефирот» должны быть понимаемы лишь как предпосылки и условия того конечного, которое должно вступить в бытие; их настоящая деятельность обнаруживается только в следующих трёх мирах .
Бо́льшее или меньшее отличие от Божества представляют следующие миры, которые, по своеобразной методе каббалистов, выводятся следующим образом: в начале книги Бытия ( Быт. , ) отношение Божества к миру выражено тремя еврейскими глаголами — творить (бара́), создавать (иецэр) и делать (аса́); отсюда три различных мира :
Эти миры не разделены между собой внешним образом, а как бы включены друг в друга, подобно концентрическим кругам .
Низшие миры реализуют то, что более идеально содержится в высших, а существа и предметы высших миров, воспринимая из первого источника божественные влияния, передают их низшим, служа таким образом каналами или «сосудами» (келим) благодати .
Несмотря на свои различия, все эти миры, в сущности, образуют одно единство, причём они относятся друг к другу, «как прообраз к своей копии» (דפוס, דוגמא). Всему, что заключается в более низком мире, можно найти параллель в прообразе, в мире более высоком по своей степени. Космос представляется каббалистам, как великое целое, как живое существо из трёх частей, концентрически обнимающих одна другую; а над всем этим царит, как высший прообраз — мир непосредственной эманации (Ацелут).
Человек принадлежит одновременно ко всем мирам :
Принадлежа ко всем мирам, человек, однако, непосредственно коренится в низшем материальном мире, который через него соединяется с Божеством. Существа, непосредственно живущие в высших мирах — ангелы .
Наш материальный мир не есть самая низшая степень в эманации божественного света; в том крайнем пределе, где этот свет совсем теряется в полном мраке, образуется так называемая шелуха бытия, или скорлупы ( Клипот ), — это нечистые духи или бесы, столь же многочисленные как ангелы и души, так как на всякое ядро может быть своя скорлупа. Эта нечистая шелуха не имеет собственной сущности: она может исчезнуть, но не может очиститься. Человеческие души , напротив, призваны к очищению и совершенству. Главное средство для этого — перевоплощение; оно двух видов: