Ход (сфира)
- 1 year ago
- 0
- 0
Сфирот в Каббале | ||
---|---|---|
Древо Жизни |
Хохма́ , или Хокма́ ( др.-евр. חכמה ; « Мудрость »; « Премудрость ») , — в учении каббалы о происхождении миров вторая из 10 объективных эманаций (прямые лучи божественного света) мироздания — так называемых « сфирот » или «сефирот» ( мн.ч. от «сефира»), также «цифр» или «сфер» , — первых излучений Божественной Сущности , которые в своей совокупности образуют космос .
Мыслимые как члены одного целого, сефироты образуют форму совершенного существа — первоначального человека ( Адам-Кадмон ). Для большей наглядности каббалисты указывают соответствие отдельных сефирот с наружными частями человеческого тела: так, Хокма́ и Бина́ — это два глаза Адам-Кадмона .
После трёх главных сефирот — Свет ( Кете́р ; «Венец»; лоб или Адам-Кадмона), Мудрость (Хохма́), Разум (Бина) — следуют семь второстепенных. Раздвоение эманации на позитивную и негативную начинается только в третьей сефире («Разум») .
«Хохма» передаётся в Септуагинте почти всегда через слово « София » ( др.-греч. σοφία ), означающее на народно-греческом языке той эпохи — койне ( κοινή ) — два совершенно различных понятия :
Первому понятию соответствует обозначение премудрости в дидактической литературе древних евреев, так называемой литературе премудрости, пришедшей на смену пророческой литературе в эпоху глубокого упадка политической и духовной жизни еврейского народа .
Второму понятию соответствует значение премудрости в иудео-александрийской философской литературе. В последней премудрость обозначает только , являющийся в роли посредника между Богом и миром.
Первая сефира ( Кетер ) заключала в себе весь план мироздания во всей его временно́й и пространственной бесконечности. Отчего многие каббалисты не включали Кетер в число «сефирот», так как эта сефира собственно является настоящей эманацией « Эйн Соф » и должна быть поставлена над всеми остальными «сефирот».
От этой верховной и абсолютно единой сефиры произошли затем два параллельных принципа, которые внешне кажутся как бы противоположными, но в действительности совершенно неотделимы друг от друга: один — мужской, активный, принцип, называемый Хохма́ («Мудрость»), другой — женский, пассивный, называемый Бина́ («Разум»). Соединение Хохма́ (חכמה) с Бина́ (בינה) даёт в результате Даат (דעת ; «Познание»), то есть контраст между субъективностью и объективностью находит своё разрешение в « познании ».
Первые три сефирот — Кетер, Хохма́ и Бина́ — образуют между собою единство: знание , познающий субъект и познаваемый объект тождественны в Боге, и таким образом мир является только выражением «идей», или абсолютных форм разума. В этом пункте каббала предвосхитила то, что впоследствии заняло центральное место в философии Гегеля , а именно: учение о тождестве сознания и бытия или реального и идеального .
Под первой триадой — Кете́р («Венец»), Хохма́ («Мудрость») и Бина́ («Разум») — следует подразумевать интеллектуальный мир (עולם השנל или עולם המושכל) .