Interested Article - Сефер ха-бахир
- 2021-04-29
- 1
« Се́фер ха-бахи́р » ( ивр. סֵפֶר הַבָהִיר — «свиток (книга) яркого света») — наиболее раннее произведение по каббале . До публикации книги « Зоар » «Бахир» был наиболее влиятельным и цитируемым первичным источником каббалы. Фактически «Бахир» цитировали во всех важнейших книгах по каббале, а ранее всего — в комментарии Раавада на книгу « Сефер йецира ». К нему постоянно обращался в своём комментарии к Торе раби Моше бен-Нахман ( Рамбан ). Кроме того, «Бахир» многократно цитируется и пересказывается в книге «Зоар».
Название
Название «Бахир» ( הַבָהִיר — «сияние») происходит от первого библейского стиха, цитируемого в тексте — « Теперь не видно яркого света (бахир) в облаках …» ( Иов. ).
Эту книгу называют также (в частности Рамбан) « Мидраш раби Нехуниа бен га-Кана», поскольку имя раби Нехуниа приводится в самом начале этой книги . Большинство каббалистов приписывают «Бахир» ему и его школе. Именно по этой причине существует предание, что «Бахир» был написан амораим — последними мудрецами Талмуда .
Время создания и публикаций
Впервые «Бахир» был выпущен в свет около 1176 г. прованской школой каббалистов и имел хождение в виде рукописи в ограниченном кругу адептов. Ортодоксальные каббалисты утверждают, что книгу написал выдающийся талмудист I века н. э. Рабби Нехуния бен га-Кана . Согласно историкам, Бахир был написан незадолго до своего опубликования. Первое печатное издание появилось в Амстердаме в 1651 г., последующие же вышли в Берлине (1706), Кореце (1784), Шклове (1784) и Вильно (1883). Самым лучшим изданием из всех является опубликованное в Иерусалиме (1951) раби Реувеном Марголиусом вместе с его комментарием «Ор ха-Бахир» («Свет Бахира»).
Содержание
В «Бахире» содержится учение о 10 сфирот , впрочем в тексте они также именуются 10 галгалим (разноразмерные колеса , помещённые одно в другое вокруг одного центра), причём наш мир — это « горчичное зерно в перстне » . Так верхним светом, выделенным из Бога является Хохма , а нижним Шхина . Также сфироты уподобляются 10 пальцам рук Бога, которые держат небо и землю . Сравнивают их и с 10 заповедями , из которых первая — Кетер , вторая — Хохма , затем следуют источник, праведность, огонь, престол и восток
Другие темы «Бахира» касаются интерпретации букв еврейского алфавита , из которых упоминаются пятнадцать. Обсуждаются — обычно в контексте сфирот такие понятия, как тефилин , цицит , лулав и этрог , а также понятия, присутствующие в « Сефер Йецира », например «Тридцать два Пути Мудрости» (§ 63), двенадцать диагональных границ (§ 95), а также тема «Ось, Сфера и Сердце» (§ 106). Вообще числа играют в книге «Бахир» весьма знаменательную роль.
В книге «Бахир» говорится, что от Творца человек получил власть над ангелами , которые скрываются в Книге Бытия ( Берешит ) под именем птиц небесных ( Быт. ). При этом ангелы были сотворены на второй день . В грехопадении главная роль отведена Самаелю . Тремя высшими ангелами названы Михаил (справа), Гавриил (слева) и Уриил (посередине) (108). Вводятся два необычных понятия, связанные с ангелами или ангельскими силами. Одно из них — Цура, которое буквально означает «форма», другое — Кома, которое можно перевести как «структура», «тело» (§§ 8, 166). Другие термины, применяемые к ангелам: Лидеры (манхигим) и Служители (пкидим).
Важнейшее откровение «Бахира» — различные имена Всевышнего . Говорится и об имени, состоящем из 12 букв — тройное повторение тетраграмматона ( Яхве ) в аароновом благословении ( Чис. ) . Также особое внимание уделяется Меркаве — колеснице Бога
Эта Книга — не комментарий, в привычном звучании этого слова. «Бахир» — это откровение Всесильного. Оно изложено в беспрецедентно сжатой (даже для древних каббалистических источников) и чрезвычайно сокрытой для непосвященных форме. Для тех же, кто постиг, что ключом ко всем скрытым Всесильным тайнам является Любовь, текст «Бахир» раскрывается в ослепительном сиянии Его Замысла…
Примечания
- . Дата обращения: 9 февраля 2011. Архивировано из 13 апреля 2015 года.
- А. Каплан, предисловие к «Бахир»
- . Дата обращения: 9 февраля 2011. Архивировано из 13 апреля 2015 года.
- . Дата обращения: 9 февраля 2011. Архивировано из 13 апреля 2015 года.
- . Дата обращения: 9 февраля 2011. Архивировано из 13 апреля 2015 года.
- . Дата обращения: 9 февраля 2011. Архивировано из 13 апреля 2015 года.
- . Дата обращения: 9 февраля 2011. Архивировано из 13 апреля 2015 года.
- . Дата обращения: 9 февраля 2011. Архивировано из 13 апреля 2015 года.
- . Дата обращения: 9 февраля 2011. Архивировано из 13 апреля 2015 года.
- . Дата обращения: 9 февраля 2011. Архивировано из 13 апреля 2015 года.
Ссылки
- 2021-04-29
- 1