Interested Article - Цифровой аудиоформат

Цифрово́й аудиоформа́т формат представления звуковых данных, используемый при цифровой звукозаписи , а также для дальнейшего хранения записанного материала на компьютере и других электронных носителях информации , так называемых звуковых носителях .

Аудиофа́йл ( файл, содержащий звукозапись ) — компьютерный файл , состоящий из информации об амплитуде и частоте звука, сохранённой для дальнейшего воспроизведения на компьютере или проигрывателе .

Разновидности цифровых аудиоформатов

Существуют различные понятия звукового формата.

Формат представления звуковых данных в цифровом виде зависит от способа квантования аналогово-цифровым преобразователем (АЦП) . В звукотехнике в настоящее время наиболее распространены два вида квантования :

Зачастую разрядность квантования и частоту дискретизации указывают для различных звуковых устройств записи и воспроизведения как формат представления цифрового звука (24 бита/192 кГц; 16 бит/48 кГц).

Формат файла определяет структуру и особенности представления звуковых данных при хранении на запоминающем устройстве ПК . Для устранения избыточности аудиоданных используются аудиокодеки , при помощи которых производится сжатие аудиоданных . Выделяют три группы звуковых форматов файлов:

Особняком стоят модульные музыкальные форматы файлов , созданные синтетически или из семплов заранее записанных живых инструментов. Они в основном служат для создания современной электронной музыки ( MOD ). Также сюда можно отнести формат MIDI , который не является звукозаписью, но с помощью секвенсора позволяет записывать и воспроизводить музыку, используя определённый набор команд в текстовом виде.

Форматы носителей цифрового звука применяют как для массового распространения звуковых записей ( CD , SACD ), так и в профессиональной звукозаписи ( DAT , минидиск ).

Для систем пространственного звучания также можно выделить форматы звука, в основном являющиеся звуковым многоканальным сопровождением к кинофильмам. Такие системы имеют целые семейства форматов, созданные двумя крупными конкурирующими компаниями — Digital Theater Systems Inc. ( DTS ) и Dolby Laboratories Inc. ( Dolby Digital ).

Также форматом называют количество каналов в системах многоканального звука ( 5.1 ; 7.1 ). Изначально такая система была разработана для кинотеатров, но впоследствии была расширена для систем домашнего кинотеатра .

Некоторые виды цифрового звука в сравнении

Название формата Разрядность, бит Частота дискретизации, кГц Число каналов Скорость потока данных с диска, кбит/с Степень и тип сжатия
CD 16 44,1 2 1411,2 1:1 без потерь
Dolby Digital (AC3) 16-24 48 6 до 640 ~12:1 с потерями
DTS 20-24 48; 96 до 8 до 1536 3:1 с потерями
DVD-Audio 16; 20; 24 44,1; 48; 88,2; 96 6 6912 1:1 без потерь
DVD-Audio 16; 20; 24 176,4; 192 2 4608 1:1 без потерь
MP3 16-24 до 48 2 до 320 ~11:1 с потерями
AAC 16-24 до 96 до 48 до 512 с потерями
( ) 16-24 до 48 2 до 320 с потерями
Ogg Vorbis до 32 до 192 до 255 до 500 с потерями
WMA до 24 до 96 до 2 до 768 2:1, есть версия без потерь

Таблица сравнения

Возможности FLAC WavPack TAK Monkey’s Audio OptimFROG ALAC WMA Shorten LA TTA MPEG-4 ALS MPEG-4 SLS Real Lossless
Кодирование быстро очень быстро очень быстро быстро медленно быстро средне очень быстро очень медленно быстро средне медленно медленно
Декодирование очень быстро быстро очень быстро средне медленно быстро быстро очень быстро медленно быстро быстро медленно очень быстро
Сжатие 55,7 % 55,7 % 53,9 % 53,7 % 53,2 % 56,7 % 57,1 % 60,9 % 52,1 % 55,3 % 55,1 % ? 55,4 %
Гибкость очень хорошо очень хорошо очень хорошо очень хорошо очень хорошо плохо плохо плохо средне плохо очень хорошо плохо плохо
Обработка ошибок да да да нет да да нет нет да да да
Поиск да да да да да да да да да да да да да
Теги Vorbis tags ID3/APE APEv2 (exp.) ID3/APE ID3/APE iTunes ASF нет ID3v1 ID3 да да собственные
Аппаратная поддержка очень хорошо ограниченно нет ограниченно нет хорошо ограниченно ограниченно нет ограниченно нет нет нет
Программная поддержка очень хорошо хорошо средне хорошо средне средне хорошо очень хорошо плохо средне плохо плохо плохо
Гибрид/lossy (без потерь) нет да нет нет да нет нет нет нет нет нет да нет
ReplayGain да да да нет да отчасти нет нет нет да да да нет
RIFF-чанки да да да да нет да да нет
Потоковое воспроизведение да да да нет да да да нет нет да да да
Поддержка Pipe да да да да да да да да да нет нет
Открытый исходный код да да нет да нет да нет да нет да да да нет
Многоканальность да да да нет нет да да нет нет да да да нет
Высокое разрешение да да да да да да да нет нет да да да нет
Поддержка ОС Кроссплатформенный Кроссплатформенный Win/Linux Wine Кроссплатформенный Win/Mac/Linux Кроссплатформенный Win/Mac Кроссплатформенный Win/Linux Кроссплатформенный Кроссплатформенный Кроссплатформенный Win/Mac/Linux
  1. Коэффициент сжатия вычисляется как отношение размера после сжатия к размеру до сжатия, умноженное на 100 %. Таким образом, чем меньше значение, тем лучше.
  2. Под гибкостью понимается число доступных пользователю вариантов кодирования (быстро/слабое сжатие, медленно/сильное сжатие и все промежуточные варианты).

Указанные в таблице скорости кодирования и декодирования, а также коэффициент сжатия, получаются при использовании стандартных настроек кодировщика.

Список цифровых аудиоформатов

Связь цифровых аудиоформатов друг с другом

Кодирование без потерь

Форматы без сжатия

  • AIFF
  • AU
  • CDDA — формат, используемый в аудио-CD
  • DSD — формат, используемый в SACD
  • DXD — качество цифровой звукозаписи DXD по многим параметрам превосходит не только другие ИКМ-форматы, но и DSD.
  • — Interchange File Format
  • RAW — необработанные («сырые») замеры без какого-либо заголовка или синхронизации
  • WAV Microsoft Wave (Waveform audio format); разработан совместно с IBM

  • FLAC (.flac) — свободный кодек из проекта Ogg
  • (.la)
  • (LPAC; .pac)
  • Apple Lossless (.m4a)
  • Monkey's Audio (.ape)
  • OptimFROG (.ofr)
  • (.rka)
  • (.shn)
  • TTA — True Audio, свободный кодек
  • TAK (.tak) — Tom’s lossless Audio Kompressor
  • WavPack (.wv)
  • Windows Media Audio 9 Lossless (.wma)
  • ADX — формат звука с максимальным битрейтом 1 Гбит/с
  • PXD (.pxd) — формат компании PXD Media. Один из первых аудиокодеков без потерь (1997). Используется в музыкальных конструкторах EJAY и других.

Кодирование с потерями

Другие форматы

  • — лог чипа Genesis YM2612
  • IMF (id Music File) — создан id Software , содержит лишь байты, передаваемые чипу OPL2
  • IT — модуль Impulse Tracker , добавлены сжатые инструменты, действия на отпускание ноты, и др.
  • MID, MIDI (Musical Instrument Digital Interface) — обычно просто ноты и управляющие инструкции, но изредка и дампы семплов )
  • MT2 — модуль , сочетает свойства IT и XM
  • MNG — звуковое сопровождение ( BGM ) для игр серии , начиная с Creatures 2
  • MOD — модули и для семплов и мелодии
  • NSF ( NES music)
  • (Organya) — формат, придуманный разработчиками игры Cave Story
  • PlayStation sound format
  • PTB ( )
  • S3M — модуль 3, чуть больше эффектов и отдельной колонкой громкости
  • — звуковой формат Super Nintendo Entertainment System
  • STF — файл проекта , содержит все необходимые патчи, семплы, треки и установки для воспроизведения файла
  • SYN — файл проекта , содержит все необходимые патчи, семплы, треки и установки для воспроизведения файла
  • (Video Game Music) — лог нескольких чипов
  • XM — модуль , добавлены инструменты
  • YM — формат звукового чипа Atari ST/Amstrad CPC YM2149

Форматы плейлистов

Существуют как общепринятые (стандартные) форматы плейлистов, так и разработанные для конкретного медиаплеера . Однако нередко форматы второго типа становятся популярными и стандартными.

Наиболее популярные форматы плейлистов:

  • Advanced Systems Format (.asx) — Windows Media Metafile — XML-подобный формат файла, представленный в Windows Media Player .
  • — базирующийся на XML формат плейлиста Winamp 3.
  • — плейлист плеера foobar2000 .
  • M3U (.m3u, .m3u8) — текстовый формат, изначально появился в Winamp , затем появилась его поддержка и в других плеерах.
  • PLS — формат, используемый первоначально в плеере Light Alloy .
  • — только для файлов формата .
  • SMIL — XML-подобный формат, рекомендованный Консорциумом W3C; распространяется как на аудио-, так и на видеоформаты.
  • VLC — собственный формат плейлиста в проигрывателе VLC .
  • (WPL) — список воспроизведения Windows Media Player, начиная с 9 версии.
  • XSPF открытый XML -формат, рассчитанный на переносимость и кроссплатформенность ; разработан Xiph.Org .
  • — формат плейлиста в Zoom Player .
  • AIMPPL, AIMPPL4, PLC — форматы плейлистов плеера AIMP . (PLC : AIMP 1.52 - 2.60, AIMPPL : AIMP 3.00 - 3.60, AIMPPL4 : 4.00 - 5.02, начиная с 5.03 стандартным форматом плейлистов стал открытый формат плейлистов XSPF , на мобильной версии AIMP ранее также фигурировал формат AIMPBPL)

Примечания

  1. . Дата обращения: 19 марта 2011. 25 ноября 2012 года.
  2. . Дата обращения: 19 марта 2011. Архивировано из 19 ноября 2005 года.
  3. Дата обращения: 19 марта 2011. 26 ноября 2005 года.
  4. Lucas Gonze, Matthias Friedrich, Robert Kaye. (англ.) . Xiph.Org (2005). Дата обращения: 23 мая 2008. 21 августа 2011 года.

Ссылки

  • (англ.)
Источник —

Same as Цифровой аудиоформат