Interested Article - Изобразительное искусство Болгарии
- 2020-10-13
- 1
Развитие изобразительного искусства на территории Болгарии насчитывает много веков. Шедевры болгарского изобразительного искусства стали значимой частью болгарской культуры, а также оставили след в мировой художественной культуре.
Изобразительное искусство Болгарии в Средние века
Многие сохранившиеся памятники Болгарского искусства относятся к античной и ранневизантийской эпохе, среди которых росписи в Казанлыке , датируемые IV в. до н. э. Однако, национальное болгарское искусство формируется только ко времени Первого Болгарского царства .
Оформление феодальных отношений в Болгарии было завершено к IX в. После крещения болгар в 865 году в Болгарии становится сильнее византийское влияние, которое в то же время переплетается с местными традициями.
Во время господства Византии в Болгарии замирают старые культурные центры. Росписи гробницы Бачковсковского монастыря 1083-84 гг. и фрески в г. Нерези 1164 г. являются наиболее характерными для того периода памятниками искусства, которые выполнены в византийском стиле . На фреске в Бачковской гробнице изображены Богоматерь с младенцем Христом, архангелы , диаконы Евпл и Стефан, апостолы Пётр и Павел и другие святые. В композиции также присутствуют сцены Страшного суда , Причащения , Видение Иезекииля .
В эпоху Второго Болгарского царства 1185—1393 гг. зарождается тырновская школа живописи для которой было характерно стремление к изяществу и декоративному блеску. О развитии искусства в то время свидетельствуют многочисленные фрески в церквях г. Тырново . Композиции фресок полна деталей, а образы отличаются смелой характеристикой. Среди персонажей можно выделить много воинов-святых. Их одежды переданы в деталях, колорит фресок изыскан, а фигуры изящны . Ярким памятником тырновской школы являются фрески написанные в Боянской церкви .
Боянская церковь расписана в традиционном стиле: в куполе Христос Пантократор , на парусах — евангелисты , в абсиде — Богоматерь, по стенам и на сводах — праздники. Однако, в роспись были внесены и новые детали. Образы святых Дамьяна, Ефрема, Федора Тирона и Лаврентия отличаются острыми характеристиками . Стоит отметить, что в сценах из жизни Христа, Марии и чудотворца Николая Мирликийского фигурирует множество бытовых деталей той эпохи. Так, в сцене «Тайной вечери» показаны лежащие на столе чеснок и репа, характерные для болгарской национальной трапезы.
Периодам последнего расцвета тырновской школы является XIV вв. В XIII—XIV вв. были созданы фрески в церкви Земенского монастыря и фрески церквей в сёлах Колотино и Беренде. К XIV в. относятся фрески пещерной церкви, вблизи с. Иванова. В них виден возросший интерес к изображению нагого тела, который переплетается с местными традициями .
Турецкое завоевание в конце XIV в. нанесло сильный удар как по изобразительному искусству, так и по искусству Болгарии в целом. Оно положило конец расцвету старого болгарского искусства. Многие художники бежали в Россию, Сербию и Румынию . Однако, в Османской империи началось сравнительно мирное время во второй половине XV в., что поспособствовало наиболее благоприятным условиям для развития болгарской культуры, в том числе и изобразительного искусства.
Фрески , которые представляют художественную ценность можно встретить в маленьких церквях, главным образом находящихся на окраине страны. Например, в Драгалевском и Погановском монастырях . В этих фресках можно увидеть некоторое усиление реалистических черт повествования. Однако, с начала XVI в. и до конца XVIII в. в болгарском изобразительном искусстве доминирует схематизм аскетических образов.
-
Портрет Ивана Александра из Бачковского монастыря
-
Иконы Бачковского монастыря
-
Росписи Боянской церкви
-
Портрет Калояна и его жены Дисиславы, фреска из Боянской церкви, Болгария, 13 век
-
Иисус Христос Пантократор, фреска в Боянской церкви, 1259 год
-
Фрески в Земенском монастыре в Болгарии
-
Фреска Святой Анны и Святого Иоаким в Земенском монастыре
Изобразительное искусство в эпоху болгарского Возрождения
Восемнадцатый век ознаменовал начало болгарского Возрождения , связанного с обновлением экономических отношений, духовным процветанием и национальным ростом болгар.
В период Раннего Возрождения болгарское изобразительное искусство остаётся прочно связанным с церковью. В это время болгарские художники в большей степени занимаются написанием икон и фресок в церквях. Изобразительное искусство считается ремеслом, хотя и с привилегированным статусом, оно не изучается в учебных заведениях и очень часто художественные навыки передаются в семье от отца к сыну. Это основная причина того, что нередко профессиональная судьба нескольких поколений мужчин в роду связана с изобразительным искусством .
В период Раннего Возрождения болгарские живописцы следовали характерному для Византии традиционному церковному искусству, которое выражалось в пластичности принципов. В начале XVIII в. эти принципы были систематизированы в специальном рукописном справочнике руководство Ерминия , составленном афонским монахом Дионисием Фурна .
Монументальная живопись XVIII в. в значительной степени представляет собой традиционное искусство, в котором библейские сцены чередуйся с изображением святых. При этом ещё в некоторых из расписанных в первой половине столетия церквях чувствуется нарушение средневекового канона. Хотя они составлены строго по правилам Ерминии , они несут в себе многие особенности зарождающегося болгарского классицизма. Особенностями этого классицизма являются живость рисунка, концентрация внимания на психологических состояниях образов, ограниченность мистицизма и схематизма .
В период болгарского Возрождения в стране сложилось четыре основные художественные школы: Трявненская школа, Дебрская школа , Банская школа и Самоковская школа. Представители этих школ обошли весь Балканский п-ов, создавая прекрасные произведения живописи и резьбы по дереву, ставшие гордостью болгарской культуры .
Трявненская школа
Представителями трявненской художественной школы является прежде всего иконописцы . Школа получила своё название в честь города Трявна Габровской области Болгарии. Есть несколько предположений о том как появилась трявненская школа. Некоторые считают, что первыми художниками школы были местные жители города, другие предполагают, что они приехали из Самокова , Тетевена , Охрида . Важным моментом для зарождения Трявненской иконописной школы стали иконографические образцы старой болгарской столицы Тырново и близость монастыря Арбанаси . Эта школа даёт своё особое толкование византийской иконографии . Среди наиболее известных художников этой школы выделяются мастера из трёх семей — Витанови, Захариеви, Даскалови. Мастера-иконописцы и художники-монументалисты этой школы работали практически до конца XIX века. Наиболее сильно их творческое присутствие ощущается в поселениях и монастырях Центральной Северной Болгарии — Трявне , Габрово , Тырново , Дряново , Преображенском, Соколе, Троянских монастырях .
Семья Витанов из Трявны — одна из старейших и самых известных болгарских семей художников и резчиков по дереву. Эта семья насчитывает два столетия представителей и более 50 из них стали художниками. Согласно семейной истории, первым мастером был Витан Карчов, который учился в афонских монастырях и работал в первой половине XVII века. Он обучал своих детей, поэтому навыки передавались от отца к сыну. Два поколения спустя, в конце XVII в., своё искусство представили Витан Стари и Симеон Цонюв. Они обучали своих сыновей, которые в свою очередь передали свои навыки своим наследникам. Нарисованные ими образы святых каноничны и в то же время пронизаны духом нового ренессанса .
Семья Захари, также является большой семьёй потомственных иконописцев, которые представляли школу с её основания до последних лет её развития. Художники этой семьи с мастерством сумели передать специфику отдельных образов. Работы Захари Цанюв Стефанова имеют прочное художественное присутствие. Его икона Св. Модест 1869 г. из церкви в селе Оризаре отражает стремление мастера индивидуализировать изображение, достигая почти портретных характеристик . Стоит отметить, что в Трявне в XIX в. трудилось около 40 иконописных мастерских при населении города в 4000 человек. Таким образом, можно сказать, что город Трявна стал самым ранним и значимым художественным центром Болгарского Возрождения .
Дебрская школа
Школа Дебр берёт своё начало и развивается в городе Дебр и близлежащих деревнях: Галичник, Гари, Лазарополе, Осой, Требиште, Трезонче. О школе Дебр практически не сохранилось данных, но есть свидетельства того, что некоторые художественные шедевры этой школы относятся к XVIII веку.
Самый известный художник этой школы — (1819—1872 гг.). Его иконы с изображениями болгарских святых украшали алтари ряда церквей. Он является автором икон Святых Кирилла и Мефодия , Климента Охридского , принадлежащие церквям «Св. Спас» в Скопье и «Св. Климента» в Охриде . Работы Дихо Зографа выполнены в тёплых тонах и отличаются мягким сиянием .
-
Икона Архангела Михаила, Дихо Зограф, церковь Святого Никиты в Бояне
-
Богоматерь Пантонхара - Радость всем, Дихо Зограф, Охрид
-
Икона Святого Якова, Дихо Зограф, церковь Святого Никиты
Банская школа
Основателем художественной школы Банско является (ок. 1750 — неизвестно). Предполагается, что в конце XVIII века он некоторое время учился в Вене, где подался более прогрессивным взглядам, что нашло отражение в стиле его школы . После этого получает имя Молера, которое происходит от немецкого слова «художник Малер». Его необычный стиль подчёркивает работа в кладбищенской церкви Банско, которая, к сожалению, сгорела в 1958 году. Он также расписал стены церкви «Покров Богородицы» в Рильском монастыре .
После него его сын (ок. 1780—1868 гг.) вернулся к старому стилю. Постепенно он отделился от стиля отца и стал ближе к афонскому образу иконописи. Со временем молодой художник получил признание как великий мастер Болгарии. В 1835 году он расписал часовню «Архангельский собор» в Рильском монастыре и церковь в монастыре «Пчелино», а в 1839 году написал иконы в главном храме . Сын Димитрия Молерова, (1816—1903 гг.) учился иконописи у отца. Работами, которые он выполнил со своим отцом являются фрески и портреты главной церкви Рильского монастыря «Рождества пресвятой Богородицы» и часовень «Св. Николая», «Св. Ивана Рильского». Также, Симеон Молеров написал иконы в церкви «Св. Троицы» в Банско и иконы в церкви «Сретение Господне» в деревне Добрско .
Помимо семьи Молеров, в Банскую школу живописи входят ещё несколько иконописцев, объединённых так называемой «группой Арнаутов» . Они работали во второй половине XIX века в основном в сельских церквях Перникского, Мельникского, Горноджумского районов. Их иконы и фрески более примитивны и наивны, но они также показывают тенденцию художников выходить за рамки некоторых средневековых канонов.
Фактически школа Банско, в отличие от других школ той эпохи, продолжала жить, как это типично для искусства, до Балканской войны.
-
Мария с Ангелами и святыми, Тома Вишанов, Рильский монастырь
-
Платитера, Димитр Молеров, Троицкая церковь в Банско
-
Сцена из жизни Святого Николая, Димитр и Симеон Молеров, Рильский монастырь
Самоковская школа
В горном городке Самоков в XVIII в. зародилась одна из ведущих художественных школ болгарского Возрождения. Мастера живописи, гравёры, иконописцы и резчики Самокова оставили след своего творчества на стенах десятков церквей и монастырей. Они стали основоположниками светской живописи.
В конце XVIII в. художник , основавший в Самокове частную художественную школу, попытался обогатить творчество церковных мастеров достижениями европейского искусства . Христо Димитров считается основателем Самоковской художественной школы и является родоначальником самого большого и значительного рода художников — рода Доспейских, название которого произошло от села Доспей , родного села Димитрова. Художественное ремесло он начал осваивать на горе Афон в Греции. Позже он отправился в Австрию, где пополнил свой художественный багаж. Его иконы находятся в Самоковской митрополичьей церкви. Христо Димитров был отцом двух достойных сыновей, которые превзошли его в художественном мастерстве. Димитр Христов Зограф и Захарий Христов Зограф .
Димитр Христов Зограф ( 1795-1860 гг.) был мастером икон и фресок, он передал своё мастерство своим сыновьям Зафиру (Станиславу), Николаки, Захари и Иванчо. Самый известный из его сыновей — (1823—1878 гг.), который стал первым художником в Болгарии получившим академическое образование. Он обучался в Московской школе живописи, скульптуры и архитектуры, а затем в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге . К его работам относятся портреты болгар эпохи болгарского Возрождения .
Крупнейшим среди последователей Димитрова был его младший сын Захарий Зограф (1810—1853 гг.). Он является символом Самоковской школы и болгарского Возрождения. За свою жизнь он писал иконы по всей Болгарии, проявив необычайную смелость, воплотив образы и нравы своих современников в религиозных фресках. Его иконы и фрески украшают представительные храмы в Пловдиве , Копривштице , Велесе, Штипе. Одна из самых интересных композиций в его творчестве — икона Христа Великого Святителя и Двенадцати Апостолов (1849 г.), созданная для Плаковского монастыря. Автор фресок в Бачковском , Рильском , Троянском и Преображенском монастырях . Своеобразным пиком его творчества является роспись притвора Великой Лавры св. Афанасий на Афоне . Он признан создателем болгарской светской живописи .
Ещё одна знаменитая семья представителей данной школы — это Образописовы. Эта фамилия связана с Иваном Образописовым ( 1795-1854 гг.) и его сыном ( 1828-1915 гг.). Иван Образописов написал иконы «Св. Богородицы» в Копривштице (1838), «Рождество Христово» в Пироте (1843), «Святые Константин и Елена», и др. Творческое наследие Николы Образописова более масштабно, чем у его отца. Его работы украшают различные храмы в Западной Болгарии, Эдирне, Море, Македонии и Боснии. В 1874—1875 гг. он написал 22 иконы для церкви «Св. Константина и Елены», расписал церковь «Св. Николая» в 1858 г. и женский рильский в 1863 г.
-
Икона Иисуса Христа Пантократора, Христо Димитров, выставка Исторического музея в Самокове, Болгария
-
Икона Божией Матери «Троеручицы», Димитр Христов Зограф
-
Портрет Елизаветы В. Чалковой, Станислав Доспевский
-
Богородица с младенцем, Захарий Зограф, алтарь Михайловской церкви Долнобешовицкого монастыря,
-
Икона Св. Кирилла и Мифодия, Захарий Зограв, Троянский монастырь
-
Деревенский танец в Самоковском районе, Никола Образописов
В период Возрождения были и художники, не связанные напрямую ни с одной из трёх школ живописи. Среди них особо выделяются Иоан Попович из Елены , Христо Энчев из Копривштица , Пенчо Хаджи Найденов из Трояна , Никола Василев из Шумена . Подписи этих мастеров стоят под ценными образцами церковного искусства, сохранившимися до наших дней в церквях, музеях, галереях и частных коллекциях
Современное болгарское искусство
Примечания
- ↑ А.В. Банк. / под общей редакцией Ю.Д. Колпинского. — М. : Государственное издательство «Искусство», 1960. 24 октября 2021 года.
- ↑ Искусство стран и народов мира : Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство : Краткая художественная энциклопедия. [Том] 1: Австралия — Египет. — М. , 1962. — С. 234. — 696 с.
- В. Н. Лазарев. . — М. : Искусство, 1986. — С. 108. — 329 с. 30 августа 2021 года.
- М.Т. Кузьмина, Н.Л. Мальцева. [М.Т. Кузьмина, Н.Л. Мальцева История зарубежного искусства. М. Изобразительное искусство. 1980г. 472 с. С. 283. История зарубежного искусства]. — М. : Изобразительное искусство., 1980. — С. 283. — 472 с.
- ↑ Искусство стран и народов мира : Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство : Краткая художественная энциклопедия. [Том] 1: Австралия — Египет. — М. , 1962. — С. 235. — 696 с.
- ↑ Бонева В. . — Шумен: Университетско издателство, 2005. — С. 208. — 503 с.
- ↑ (болг.) . Специализиран музей ТРЯВНА . Дата обращения: 3 апреля 2022. 25 октября 2021 года.
- Бонева В. . — Шумен: Университетско издателство, 2005. — С. 211. — 503 с.
- ↑ Бонева В. . — Шумен: Университетско издателство, 2005. — С. 211—212. — 503 с.
- ↑ Бонева В. . — Шумен: Университетско издателство, 2005. — С. 213. — 503 с.
- ↑ (болг.) . Иконопись . Дата обращения: 25 октября 2021. 25 октября 2021 года.
- (болг.) . TripsJournal . Дата обращения: 25 октября 2021. 25 октября 2021 года.
- ↑ (болг.) . Община Самоков . Дата обращения: 3 апреля 2022. 19 марта 2022 года.
- Бонева В. . — Шумен: Университетско издателствон, 2005. — С. 214. — 503 с.
- Бонева В. . — Шумен: Университетско издателство, 2005. — С. 214—215. — 503 с.
- В. Бонева. . — Шумен: Университетско издателство, 2005. — С. 215. — 503 с.
- (болг.) . Уикипедия . Дата обращения: 29 октября 2021. 29 сентября 2021 года.
Литература
- В. Банк Всеобщая история искусств. Том II. Искусство Средних веков. Книга I. Европа. / под общей редакцией Ю. Д. Колпинского. — М.: Государственное издательство «Искусство», 1960.
- Искусство стран и народов мира: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство: Краткая художественная энциклопедия. [Том] 1: Австралия — Египет. — М. , 1962. — 696 с.
- В. Н. Лазарев История византийской живописи. — М. : Искусство, 1986. — 329 с.
- М. Т. Кузьмина, Н. Л. Мальцева История зарубежного искусства. М.: Изобразительное искусство, 1980. — 472 с.
- Е. П. Львова Изобразительное искусство Болгарии эпохи национального Возрождения — Москва: Наука, 1975. — 207 с
- В. Бонева Възраждане: България и българите в преход към Новото време. — Шумен: Университетско издателство, 2005.— 503 с.
- Тревненска иконописна школа //Специализиран музей ТРЯВНА [Электронный ресурс] URL: https://www.tryavna-museum.eu/ (дата обращения 25.10.2021).
- Банска художествена школа//Иконопись [Электронный ресурс] URL: http://www.art.bg/ic_b.htm (дата обращения 25.10.2021).
- Постоянна иконна изложба — Банска жудожествена школа//TripsJournal [Электронный ресурс] URL: https://tripsjournal.com/zabelezhitelnost/postoyanna-ikonna-izlozhba-banska-zhudozhestvena-shkola (дата обращения 25.10.2021).
- Самоковска художественная школа// Община Самоков [Электронный ресурс] URL: https://samokov.bg/за-самоков/култура/самоковска-художествена-школа/ (дата обращения 25.10.2021).
- 2020-10-13
- 1