Тезаурус Роже
- 1 year ago
- 0
- 0
Роже де Бовуар ( фр. Roger de Beauvoir ), настоящее имя Eugène Auguste Roger de Bully (8 ноября 1806, Париж — 27 августа 1866, Париж ) — французский романист, драматург и поэт, близкий друг Александра Дюма — отца , известный парижский денди.
Роже де Бовуар родился Париже в семье генерального сборщика налогов департамента Эна . Он был единственным ребёнком в семье. Дата его рождения в разных источниках определяется по-разному. Во всяком случае она находится в интервале 9 ноября 1806 года по 28 ноября 1809 . Его отец de Nicolas Roger (1766—1820) был человеком образованным и влиятельным. За заслуги перед Францией он был награждён орденом Почётного легиона и Орденом Золотой шпоры . Мать Роже де Бовуар — Marie Geneviève Françoise de Bully (1775—1845), будучи приятельницей князя де Полиньяка обладала своими связями.
Для воспитания его отдают в , в Сене и Марне , что в тридцати километрах от Парижа а затем в иезуитскую обитель . близ Амьен . В 1826 году овдовевшая мать отправляет Роже в Лондон к князю де Полиньяк , в ту пору занимавшему пост французского посла в английской столице. После того как князь, получивший высокое назначение у себя на родине возвратился во Францию, Роже не пожелал оставаться в Лондоне и последовал за своим покровителем. Из своей заграничной поездки Роже вернулся в Париж в 1829 году. Князь Полиньяк 8 августа 1829 года стал министром иностранных дел и премьер-министром. Перед Роже открывалась перспектива успешной политической карьеры. Но он разочаровывает свою мать и после недолгих колебаний выбирает литературную деятельность, совмещая её с роскошной жизнью парижского денди. Занятия литературой так же не находят одобрения и среди его родственников. Тем не менее Eugène Auguste Roger de Bully под псевдонимом Роже де Бовуар пишет первые свои первые литературные произведения. Под этим именем он и вошёл в историю французской литературы.
Обладая симпатичной внешностью и обаянием, к тому же ведущий авантюрный образ жизни он быстро завоевывает популярность в Париже . Главный же источник славы «блестящего Роже» заключался в том, что он обладал значительными денежными средствами, а это позволяло ему следовать любым капризам моды: обеды и жилеты, известия о его похождениях, «слухи, которые распускались о нём и которые он распускал сам». Даже место проживание — особняк на улице Мира (более известной как Рю де ла Пэ (Rue de la Paix)) как и сама улица являл собой эпицентр парижской моды. Но, посчитав, что этого недостаточно для его имиджа Роже переезжает в старинный особняк на острове Сен-Луи в Париже , где в декабре 1845 года собиралась компания художников и литераторов (в числе последних — Теофиль Готье и Бодлер ) для приема гашиша. Он решает не обставлять своё новое жилище. В пустом салоне не было ровно ничего, за исключением небольшого, но заметного и дорогостоящего штриха — полного комплекта доспехов для рыцаря и коня. Ещё позже он переехал на улицу Сен-Флорантен . Его гостями чаще всего бывали фельетонист Эжен Бриффо и директор театра « Водевиль » , с которым они обсуждали свои литературные и театральные дела. К тому времени Роже успел зарекомендовать себя и как журналист : в пику знаменитому «виконту де Лоне» (она же Жирарден, Дельфина де ), публиковавшему фельетоны и обозрения в «Ля Пресс», он еженедельно печатал в «Сильфиде» свои «Парижские письма», в которых в основном описывал празднества и развлечения высшего света.
В начале 40-х годов Роже знакомится с молодой актрисой театра , а воскресным днём 7 января 1844 они сочетались браком. От брака родилоь трое детей: первый сын Эжен (1845-19?) впоследствии литератор и водевилист, дочь Эжени, родившаяся в 1846 и умершая в возрасте пятнадцать год за 1861, наконец второй сын Генри (21 сентября 1847 Santeny — 18 августа 1909), ставший впоследствии историком французской армии. Однако женитьба не принесла счастья Роже де Бовуар. Брак оказался неудачным и закончился шумным разводом. Более того, в 1850 году состоялся судебный процесс, на котором Роже отстаивал право видеться со своими детьми. Несмотря на безудержную трату денег Бовуар не разорился. Его гонораров хватало на семь — восемь тысяч франков годового дохода, которых ему было достаточно на проживание. В последние годы жизни Роже де Бовуар страдал безумием, усугубленным приступами подагры. Он окончил свои дни в 1866 году в парижском аристократическом районе . Похоронен вместе со своей дочерью на кладбище Пер-Лашез (Pure Lachaise) в Париже .
Роже де Бовуар был большим другом Александра Дюма (отца) . Их объединяла любовь к литературе, роскошному образу жизни, стремление к популярности и неограниченность в финансах. В те времена у Роже де Бовуар был доход в тридцать тысяч ливров ежегодной ренты. Его отличала чёрная шевелюра, выразительное лицо и шум, который он поднимал вокруг себя. Он носил дорогие золочёные жилеты и менял туалеты по крайней мере три раза в сутки. Роже де Бовуар и Дюма часто замечали в Опере , во время обедов в Кафе Англе, Кафе де Пари или Роше де Канкаль. Биографы Дюма утверждают, что он вместе с Шатобрианом в 1840 году был свидетелем при регистрации брака Дюма с Идой Феррье. Впрочем, реальность этого события пытается оспаривать Моруа
Так же двух друзей объединяла любовь к хорошеньким женщинам, да к тому же порой одним и тем же. Роже де Бовуар ухитрился соблазнить даже жену Дюма. Тем не менее, это событие не испортило отношений между друзьями. Их общая знакомая — сотрудница Дюма — графиня Даш , которая как известно была соавтором Дюма , дала такое описание Роже де Бовуар.
«Ах, как он был элегантен и эксцентричен! — писала графиня Даш. — Какие прелестные стихи он писал и какие прелестные давал ужины! Он сочетал в себе Анакреона и Мецената»
В 50-е годы Дюма основал свою газету «Мушкетёр». Для придания популярности и блеска своему изданию в числе сотрудников числился и Роже де Бовуар. Известны случаи пересечения их творчества. Так Роже де Бовуар участвовал в написании либретто для оперы Ипполита Монпью «Нельская башня», созданной на сюжет Дюма .
В общей сложности Бовуар за свою литературную карьеру написал около 300 работ, в том числе дюжину романов и несколько театральных пьес опубликованных в основном в 30 и 40-е годы . Многие из них были переведены на основные европейские языки, в том числе русский. Наиболее удачные его произведения выдержали более десяти изданий. Наибольшим успехом пользовался « Шевалье де Сен-Жорж », инсценировка одноимённого романа, поставленная в театре « ». Это произведение, написанное в лучших традициях французской беллетристики, описывает судьбу шевалье де Сен-Жорж — композитора, дирижёра, скрипача-виртуоза, королевского мушкетёра времен Людовика XVI и Марии-Антуанетты , уроженца Гваделупы , получившего прозвище чернокожий Моцарт. Произведение Роже де Бовуар не являлось изложением биографии знаменитого композитора — мушкетёра, но оно изобиловало различными авантюрными историями, которые заставляли читать роман на одном дыхании. Роман за период с 1840 по 2001 год выдержал 17 изданий.
Примечателен и роман Роже де Бовуар «Бретонец», история приключений молодого бретонского дворянина Режи де Кервена при дворе Людовика XV , который в чём то сильно напоминал романы великого друга Дюма . Произведения Роже де Бовуар печатались в «Сильфиде», «Моде», в «Ревю де Пари» и «Ревю дю XIX сьекль».
Роже де Бовуар транспортирует в свои романы свой собственный образ жизни. Даже исторические романы рисуют шумную как правило авантюрную жизнь с описанием щеголей своей эпохи. Бовуар не афиширует свои политические и аристократические симпатии.
Роже де Бовуар был популярен и в России . На русском языке в Отечественных записках были изданы роман «Бретонец» и рассказ «Таверна мертвецов» , повесть «Инфанта Мария-Анна-Виктора» и роман «Кавалер де Сен-Жорж» вышли в Библиотеке для чтения .