Дар аль-ислам
- 1 year ago
- 0
- 0
Ислам во Франции — вторая по числу приверженцев и значению религия Франции и первая по темпам роста. Важнейшим культовым объектом мусульман во Франции является основанная в 1926 году и ныне контролируемая властями Алжира Парижская соборная мечеть .
Мусульмане пришли во Францию из Испании в 717 году , заняв Аквитанию и в 719 году Нарбонну . На территории Франции произошла в 732 году историческая битва при Пуатье . Продвижение мусульман на север было остановлено франкскими войсками под командованием Карла Мартелла . Исламские владения в Европе на протяжении следующих семи с половиной веков удалось ограничить Испанией, где началась Реконкиста .
В 888 году в южной Франции была основана арабская колония Фраксинет , просуществовавшая почти 100 лет.
В дальнейшем долгое время во Франции мусульман практически не было. В XIX — начале XX веках к Франции территорий были присоединены территории со значительным мусульманским населением — Алжира , Туниса , Марокко . Массовый приток мусульман на территорию собственно Франции произошел в годы Первой мировой войны , когда для защиты страны было набрано большое количество выходцев из Северной Африки. Некоторые из них после заключения мира остались во Франции. В 1926 году была открыта Парижская соборная мечеть в память о солдатах-мусульманах, погибших в Первую мировую войну .
В январе 2015 года в Париже произошло нападение террористов на офис редакции французского сатирического еженедельника Charlie Hebdo (рус. «Шарли́ Эбдо́»). В результате стрельбы погибло 12 человек, ранено 11. Главные подозреваемые в совершении террористического акта братья Саид и Шериф Куаши 9 января были уничтожены французским спецназом в ходе спецоперации .
Спустя несколько месяцев, в апреле 2015 года данным Французского национального союза книжных магазинов, продажи книг об исламе в первом квартале 2015 года увеличились в 3 раза по сравнению с аналогичным кварталом 2014 года. По словам директор журнала Philosophie Фабриса Гершеля: «Французы задают все больше и больше вопросов, и их все меньше устраивают ответы, получаемые ими из СМИ» .
По данным главы Совета мусульман Франции Далиля Абу Бакра на начало 2015 году во Франции действовало 2200 мечетей. По его мнению, существующее количество мечетей не удовлетворяло духовные нужды 7 миллионов мусульман Франции. В связи с этим Совет мусульман потребовал увеличить численность мечетей во Франции. Данное требование поддержал министр, отвечающий за реформы государственных институтов, Тьерри Мандо и Совет епископов Франции. Со своей стороны, вице-президент ультраправой партии « Национальный фронт » Флориан Филиппо заявил, что во Франции имеется достаточное количество мусульманских культовых сооружений, указав, что мечети являются рассадниками экстремизма .
С 80-х годов XX века для Франции становятся характерны всё более массовые проявления исламской религиозности со стороны иммигрантов и их детей, причём особенно явно это проявилось в школах, куда мусульманские девочки приходили в традиционных мусульманских платках — хиджабах . Ещё в 1989 в одной из парижских школ две 14-летние девочки отказались сменить хиджабы на светскую одежду, как того требовал устав учебного заведения. С тех пор у них появились тысячи последовательниц, многие из которых ради своих религиозных убеждений вообще отказывались от светского обучения.
В июле 2003 была создана правительственная комиссия по вопросам взаимоотношений религии и государства. Началась широкая кампания против хиджаба, «визуального символа подавления женщины». Мусульманки оказались перед непростым выбором: либо поступиться религиозным требованием, либо прекратить учёбу.
В декабре 2003 президент Франции Жак Ширак в телеобращении к французской нации заявил: « Секуляризация — одно из главных достижений Французской Республики. Она является ключевым элементом социального взаимодействия и единства нации. Республика выступает против всего, что разделяет, отрезает и исключает. Закон объединяет разнородное, потому что уравнивает в правах всех людей, отказываясь от дискриминации по полу, происхождению, цвету кожи или религии. Надо быть бдительным, чтобы вовремя предотвратить опасный откат назад» [ источник не указан 4006 дней ] .
В настоящее время во Франции действует несколько крупных мусульманских общественных организаций. С 1983 года действует Союз исламских организаций Франции, который с 2014 года включен властями ОАЭ в список террористических группировок .
В 2003 году образован Французский совет по делам мусульманского вероисповедания, в котором по итогам выборов 2013 года преобладают марокканские делегаты, но его главой является имам Парижской соборной мечети . В 2006 году при поддержке Марокко создано Объединение французских мусульман . Обе организации связаны друг с другом.
Мусульманская община во Франции получает некоторое финансирование из-за рубежа. Причем зачастую между властями других стран наблюдается своего рода «соперничество» за право поддерживать мусульманские учреждения. Например, Парижская соборная мечеть с 1982 года официально получает содержание от властей Алжира . Кроме того, Алжир выделил средства на возведение мечетей в Туре и в Тулузе , и на мечеть в Марселе, а также оплатил подготовку французских имамов . Король Марокко Мухаммед VI выделил средства на завершение строительства мечети в Блуа , на мечети в Страсбурге и в Сент-Этьене .
В январе 2004 во Франции прошли массовые антиправительственные демонстрации мусульман, протестующих против планируемого принятия закона о светском характере общества, который должен был запретить школьникам в государственных школах носить предметы одежды, символизирующие их религиозную принадлежность. К демонстрациям мусульман присоединились французские сикхи, которые также считают, что их религиозным чувствам нанесено оскорбление.
Демонстрации, в которых приняли участие десятки тысяч человек, шли под лозунгами: «Хиджаб и паранджа — мой выбор!», «Ширак, ты не сорвешь с меня чадру!» Одновременные акции протеста были проведены во многих странах Европы и мира. С предостережениями в адрес Франции выступили представители зарубежных мусульманских организаций.
Однако демонстрации и протесты не смогли помешать принятию закона о светском характере общества 15 марта 2004 года . Согласно закону, в госучреждениях и школах теперь запрещено носить любые знаки, демонстрирующие религиозную принадлежность, — большие кресты, хиджабы, чалмы, еврейские кипы или сикхские тюрбаны. Судя по опросам общественного мнения, закон поддержали две трети населения Франции.
Продолжая борьбу против политики французского правительства и парламента, исламские активисты вывели её на общеевропейский уровень. В июле 2004 в Лондоне состоялась международная конференция с участием 250 делегатов из 14 стран, где было принято решение начать политическую кампанию по лоббированию интересов мусульман в Европарламенте .
Запрет на ношение религиозных символов, принятый во Франции осудил, в числе других, мэр Лондона Кен Ливингстон , который считает, что новый закон представляет собой шаг в сторону религиозной нетерпимости .
20 августа 2004 года « Исламской армией в Ираке » были захвачены два французских журналиста. Повстанцы потребовали в обмен на заложников отменить принятый закон.