1200-е годы до н. э.
- 1 year ago
- 0
- 0
Кува́да (от фр. couvade — «высиживание яиц» ) — обрядовая имитация родов мужем роженицы (мужчина симулирует родовые схватки, ложится в постель роженицы, принимает поздравления с благополучным для него исходом родов, нянчит ребёнка и тому подобное). Этот обычай является не изолированным явлением, прослеживающимся лишь у одного или нескольких племён и народов. Кувада была распространена во всех частях света и, видимо, отвечала некогда важным потребностям общества на определённом этапе его развития .
Этот обычай был распространён у многих народов. Его описывали ещё древнегреческие историки: Диодор Сицилийский — на Корсике , Страбон — у кельтов и басков Испании . Именно мужчина принимал поздравления от соседей, лёжа в постели с младенцем, в то время как родившая жена выполняла домашнюю работу и лишь время от времени подходила покормить ребёнка . Такие же обычаи, указывал Страбон, существуют у фракийских и скифских племён. Аполлоний Родосский отмечал следующую традицию у тибаренов, живших на юго-восточном побережье Чёрного моря: «когда жёны рожают детей своим мужьям, те ложатся в постель, кричат и хватаются за голову, а женщины балуют их вкусными блюдами и потчуют кушаньями, положенными для рожениц».
Бретон (первый миссионер на Гваделупе в 1635 — 1656 годах) писал об индейцах Карибских островов : «У них существует довольно забавная церемония. После родов женщина тут же поднимается и принимается за работу. Муж тем временем располагается в гамаке , поглаживает живот и жалуется на сильную боль».
Обычай кувады ещё недавно существовал у индейцев Калифорнии и Южной Америки , в Южной Индии , на Никобарских островах , на Сулавеси , на Борнео , у айнов .
Во Франции, в Беарни , рядом с рожающей женщиной клали одежду мужа, чтобы ему передавалась вся боль при деторождении.
Подобные обычаи существовали и у белорусов , а также в Смоленской губернии ещё в XIX веке. Муж при родах жены надевал платье или юбку, повязывал голову платком и стонал .
Изображения божеств и мифологических существ, обладающих одновременно мужскими и женскими признаками, известны с глубокой древности . В ирландском фольклоре ( уладский цикл) есть сюжет о том, как Маха, жена Крунху, проклинает всех мужчин Ульстера (Ольстера): « С этих пор позор, который вы навлекли на меня, постигнет каждого мужчину в Ульстере. В часы величайшей нужды вы будете слабы и беспомощны, как женщина при родах, и муки будут длиться пять дней и четыре ночи, и до девятого поколения проклятие это не оставит вас » . Именно поэтому никто из уладов не мог участвовать в сражении во время « Похищения быка из Куальнге », кроме Кухулина , который был настолько молод, что не попадал под действие проклятия.
В средневековом французском рыцарском романе « Окассен и Николетта » присутствует указание на разыгрывание мужем роли беременной жены , где приводится описание королевства Торлор (Torelore), король которой лежит в родовых муках, а королева в это время ведёт войско в битву « печёными яблоками , яйцами и свежими сырами» :
Ложе пышное стоит,
И на нём король лежит.
Окассен замедлил шаг,
Стал пред ним и молвил так:
«Что ты здесь лежишь один?»
— «У меня родился сын
Когда время истечёт
И болезнь моя пройдёт,
Я отправлюсь в храм святой,
Как велит обычай мой;
Отстою обедню там,
А потом к своим войскам
Вернусь опять».
Миссионер Жозеф Лафито , усматривал в куваде смутные воспоминания о первородном грехе , сохранившиеся у отдельных народов. По одной из версий, которая была выдвинута в 1861 году И. Бахофеном , кувада зарождается во время перехода от матриархата к патриархату с целью утверждения отцом своих прав на ребёнка . Так как старая традиция была очень живучей, для того чтобы её преодолеть, отцам пришлось совершать обряды, делающие их как бы второй матерью по отношению к ребёнку. Э. Тэйлор дополнил объяснение Бахофена статистическими подсчётами, по которым выходило, что кувада встречается лишь у народов, уже перешедших к отцовскому роду. Тем самым оно получало дальнейшее подкрепление. .
Д. Фрэзер отрицал всякую связь между кувадой и переходом от матриархата к патриархату и выводил её проявления из родовспомогательной магии , так, по его мнению: «предполагаемые претензии на деторождение со стороны отца выглядят как ошибка наблюдателей». Полагают, что обычаи такого рода связан со стремлением защитить роженицу и новорождённого от злых духов, обмануть их. Отец, в отличие от роженицы, чистый в ритуальном смысле и более сильный, как бы занимал её место и охранял ребёнка и дом от нашествия злых сил. Также возможно, что отец таким образом как бы подтверждал права на ребёнка . Ко времени перехода от группового брака к парному относил куваду советский этнограф В. К. Никольский, который рассматривал данный обычай как «последствие укрепления единобрачия» .