Interested Article - Колонка (журналистика)
- 2020-12-09
- 1
Коло́нка ( англ. column , лат. cоlumna , "столбец") — жанр журналистики , представляющий собой авторское высказывание на злободневную тему, с определённой регулярностью публикуемое в одном издании и, как правило, размещаемое на постоянном месте в газетной (журнальной) полосе или на сайте. В некоторых русскоязычных колумнистических редакциях журнальная колонка называется столбцом .
История колонки
Историю колонки принято изображать как путь от типографского элемента к рубрике , а от рубрики к жанру.
В середине XVII века , с распространением газет в Европе , встал вопрос об их окупаемости , и для того, чтобы снизить стоимость газеты, текст печатался очень мелким шрифтом. Поскольку читать такой текст было не комфортно, его начали разделять на столбцы, которые при этом никак материал не систематизировали. К середине XVIII века разделение текста на столбцы стало более осмысленным: колонка стала способом организации материала на полосе, отграничения текстов друг от друга. Так к XIX веку колонка стала постоянным композиционным элементом, наряду с появившимися в то же время первыми попытками дизайна : применением более крупных, оформленных «в подбор», заголовков, буквиц и линеек.
Это дало возможность колонке начать функционировать в качестве рубрики. Складывается традиция печатать отдельной колонкой наиболее острые материалы, обращения редактора , высказывания известных авторов. В начале XX века авторские колонки уже печатаются во всех крупных газетах, но особое значение приобретают острые социальные, феминистские и политические колонки.
Во второй половине XX века происходит трансформация колонки из рубрики в жанр. Если первоначально в отдельной колонке печатались самые разнообразные тексты, в том числе и информационных жанров, то со временем сложилась практика публиковать под рубрикой «колонка» тексты, тяготеющие к жанрам с сильным авторским началом ( эссе , комментарий, обозрение), а затем из этого корпуса выделилась группа текстов, явно схожих между собой и в то же время не подходящих ни под один традиционный жанр, и, очевидно, объединенных совершенно новой жанровой формой — колонкой.
Проблемы жанровой идентификации
Такое движение колонки от типографского элемента к рубрике, а потом и к жанру характерно, большей частью, для всей западной журналистики. Однако следует выделить два магистральных течения в этом процессе: «островное» (Великобритания и США) и «европейско-континентальное». Мы особенно выделяем Великобританию в силу её уникального положения среди других европейских стран: географически она отделена от континента, в обществе исторически раньше, чем в других странах, проявились тенденции к демократизации, и при этом — к возрастанию роли отдельной личности, к универсализации деятельности отдельного человека и т. д.. Исторически развитие СМИ в Великобритании связано, в первую очередь, с мощной тенденцией к авторскому началу и вниманием к личности публициста. Традиционно эту тенденцию также называют «персональным журнализмом».
Первоначально и на континенте, и в Англии журналистика развивалась в традициях персонального журнализма, когда были наиболее востребованы качества писателя , публициста : основоположниками английской журналистики считаются Джонатан Свифт , Даниэль Дефо , Ричард Стил . Но развитие средств массовой информации, разные политические условия привели к возникновению существенных различий.
С. Михайлов пишет , что если в европейско-континентальной журналистике предпочтение отдавалось «мнению», точке зрения автора, то в «островной» журналистике все большее и большее значение приобретал «факт», то есть предельно отстраненное сообщение посредством прессы общественно значимой новости . Это различие привело к тому, что в континентальном направлении огромное значение приобрела эффективность журналистского воздействия на аудиторию, в жанрах вперед выдвигались методические приемы диалога, полемики , мнения. В США же и в Великобритании главным стала оперативность, умение «добыть факты». В итоге, вся западная журналистика на данный момент, с одной стороны, является частью общелитературного процесса, где автор выступает в периодических изданиях и имеет дело не с реальными событиями и явлениями действительности, а с другой стороны, журналистика — один из каналов коммуникации, используемый в целях распространения через СМИ значимой для журналиста информации.
Итак, говоря об «островной» колумнистике, необходимо учитывать, что в США и Великобритании используется совершенно иная жанровая классификация. Примечательно (не только относительно журналистики), что в англо-саксонской традиции теория разработана слабо, превалирует практический подход, своего рода медиакритика, а под жанрами подразумеваются группы текстов, сходные по форме, причем и сама жанровая классификация не существует как предмет теоретического изучения. Жанр в «островной» журналистике — это группа художественных произведений, объединенных общим стилем, формой, авторским самовыражением или содержанием, то есть само понимание жанра отличается от принятого в российской теории литературы и журналистики. Если отечественные исследователи пытаются анализировать природу жанра, то их западные коллеги просто объединяют тексты в весьма условные группы для удобства практиков.
Колонка занимает прочное место в жанровой системе не только на историческом основании, как давно сложившийся способ написания журналистского текста, но и в связи с тем, что колонка — это практически единственная возможность для журналиста высказать собственную позицию, на место колонки как способа краткого выражения субъективного мнения больше никто не претендует — ни один из жанров информирующей, по сути, англо-американской журналистики, ни статья , ни передовица, ни рецензия . Колонка как форма выражения авторской позиции есть общая форма, единая для всех, а уже то, каким образом эта форма вписывается в различные модели журналистики и в различные жанровые системы, заставляет исследователей давать ей различные названия и статусы, в зависимости от угла зрения.
Основные жанровые характеристики колонки
- предмет — личное переживание по конкретному поводу;
- функция — демонстрация точки зрения с целью обратить внимание аудитории не только на саму ситуацию, но и на характер её оценки;
- метод — образный анализ, то есть сочетание анализа и художественного обобщения;
- по содержанию колонка — это цепочка фактов, событий или явлений, которые представляются автору актуальными в данный момент, и рассуждений, являющихся откликом на эти факты, события;
- по своей форме колонка — это свободное повествование, вбирающее в себя элементы самых различных жанров — от заметки до эссе.
Виды колонок
1. Информационно-аналитическая колонка . На основании уже опубликованных новостных материалов колумнист дает свой аналитический комментарий происходящим событиям.
2. Колонка-мнение . Колумнист выступает как специалист, предлагая своё мнение, свою позицию по определенному поводу широким массам.
3. Колонка сплетен . С трудом можно отнести к явлению журналистики. Такой тип колонки полностью строится вокруг недостоверных фактов, слухов . Герои, как правило, — знаменитости.
4 Юмористическая колонка . Колумнист ищет забавные стороны жизни, чтобы развлечь читателя. Если автором удачно подмечены такие стороны, то такой материал более отчетливо и наглядно рисует жизнь, чем если бы автор описал явление обычным способом.
5. Колонка-размышление . Такие колонки призваны пробудить в читателе особый настрой и подтолкнуть к какой-либо теме для размышления.
6 Колонка-дневник . Такая колонка ведется каким-то известным человеком, который делится с читателем событиями своей жизни.
7. Колонка советов . Такая колонка призвана обучать читателя через ненавязчивые инструкции.
8. Спортивная колонка . В такой колонке освещаются спортивные события, представляются мнения, оценки, прогнозы, но только на одну тему.
9. Колонка вопросов и ответов. Такая колонка рассчитана на прямой контакт с аудиторией. Читатель задает вопрос и ожидает ответа от специалиста. Это могут быть разного рода медицинские, психологические и т. п. колонки.
10. Передовица. Отличается от других типов, главным образом, своим расположением на первой полосе. Также, как правило, посвящены наиболее актуальным новостям.
11. Политическая колонка . Такая колонка освещает вопросы политики. Считается самой читаемой, так как здесь обсуждаются актуальные вопросы сквозь призму политических установок редакции.
12. Колонка-«смесь» . Колонка, не обладающая внутренним единством. Представляет читателю собрание несвязанных мыслей, понятий, фраз и т. д.
13. Редакторская колонка . Главный критерий выделения этого типа — публикация за подписью главного редактора. В этой колонке, как правило, отражается взгляд редакции на то или иное событие.
14. Колонка эксперта. Такая колонка обычно ограничивается одной темой или проблемой, но её основная цель — детально разобрать один предмет.
15. Критическая колонка . В этой колонке комментируются вышедшие фильмы, книги, альбомы, прошедшие выставки и т. д.
16. Литературная колонка . Ведение такой колонки чаще всего поручают известному литературному деятелю, который публикует здесь собственные работы или делает обзоры литературы.
Видеоколонка
Видеоколонка — это синтетический авторский жанр, содержащий высказывание журналиста по взволновавшему его поводу и представленный в форме записанной автором видеореплики.
На данный момент в развитии СМИ наступил тот момент, когда видеоконтент не считается каким-то уникальным сервисом для пользователя, возможность читать текст, смотреть фото и видео — это некий набор само собой разумеющихся типов контента, без которых СМИ не может выжить.
Видеоколонка — относительно новый формат для российских Интернет-СМИ, своеобразное авторское телевидение в Интернете. Видеоколонки представляют собой программы длительностью в несколько минут, выходящие с установленной периодичностью, с постоянным названием и набором авторов. Для производства требуется специальная телевизионная техника и оборудование, работа профессионального оператора и гримера, последующий монтаж. Такой тип контента пользуется популярностью и активно вытесняет новостные видеоролики. Помимо говорящей головы в видео может использоваться инфографика, текст, реклама. Видео может быть как основным материалом, так и прибавлением к тексту.
См. также
Примечания
- . Поискслов.рф
- Михайлов С. А. Журналистика Соединенных Штатов Америки. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004. 448 с.
Литература
- Вартанова, Е.
- Кирия, И. В. / И. Кирия // Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные; под ред. А. Качкаевой. — М. : Изд-во Московского унив-та, 2010.
- Успенская, С. С. / С. С. Успенская// Вестник ВГУ. Сер. Филология. Журналистика. — 2007. — № 1. — С. 240—244.
- Donald M. Gillmor, Herbert A. Terry. Fundamentals of Mass Communication Law. Wadsworth Publishing, 1996. — 350 p.
- Virtual University of Pakistan
- 2020-12-09
- 1