Представле́ние
— воспроизведённый
образ
предмета
или
явления
, которые здесь и сейчас человек не
воспринимает
и который основывается на прошлом опыте субъекта (человека)
; а также
психический процесс
формирования этого образа. Кроме того, есть соответствующее
понятие философии
.
Описание
Физиологическую основу представлений составляют «следы» в
коре больших полушарий
головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений
центральной нервной системы
при восприятии. Эти «следы» сохраняются благодаря известной
пластичности
центральной нервной системы.
Классификация
По происхождению
-
На основе восприятия
. Большая часть представлений человека — это образы, возникающие на основе
восприятия
, то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется
картина мира
каждого конкретного человека.
-
На основе мышления
. Представления, сформированные на основе мышления, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так, у большинства людей имеются представления о таких понятиях, как «справедливость» или «счастье», но ими трудно наполнить данные понятия конкретными чертами.
-
На основе воображения
. Представления могут формироваться и на основе
воображения
, и данный тип представлений составляет основу творчества — как художественного, так и научного.
По ведущим анализаторам
-
зрительные
(образ человека, места, пейзажа);
-
слуховые
(воспроизведение музыкальной мелодии);
-
обонятельные
(представление какого-то характерного запаха — например, огуречного или парфюмерного);
-
вкусовые
(представления о вкусе пищи — сладком, горьком и пр.)
-
тактильные
(представление о гладкости, шершавости, мягкости, твёрдости предмета);
-
температурные
(представление о холоде и тепле).
Тем не менее, часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зелёный цвет и пупырчатую поверхность, его твёрдость, характерный вкус и запах. Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника — зрительный, у композитора — слуховой, у спортсмена и балерины — двигательный, у химика — обонятельный и т. д.
По степени обобщённости
-
Единичные представления
— это представления, основанные на восприятии одного определённого предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.
-
Общие представления
— представления, обобщённо отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии
второй сигнальной системы
и словесных понятий.
-
Схематизированные представления
описывают предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т. д. Примером может служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.
По степени волевых усилий
-
Непроизвольные представления
— это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например,
грёзы
.
-
Произвольные представления
— это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются
сознанием
человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.
Свойства
-
Наглядность
. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. При этом имеет место размытость очертаний и исчезновение ряда признаков. Наглядность представлений беднее наглядности восприятия вследствие утраты непосредственности отражения.
-
Фрагментарность
. Как утверждал Л.М. Веккер, для представления предметов и явлений характерна неравномерность воспроизведения их отдельных частей. Преимущество имеют объекты (или их фрагменты), которые в предыдущем перцептивном опыте обладали большей привлекательностью или значимостью. Фрагментарность представлений, отмеченная ещё
Г. Эббингаузом
и подтверждённая современными исследователями, состоит в том, что «при внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены. Если неустойчивость представления есть аналог неполной
константности
восприятия, то фрагментарность представляет собой эквивалент неполной
или выражение её дефицита в представлении по сравнению с восприятием
. По словам С. Рубинштейна,
при внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены. Вместе с тем у нас может быть единое общее представление об очень сложном целом, например общий образ какого-нибудь художественного произведения.
-
Неустойчивость
. Представленный в данный момент времени образ (или его фрагмент) можно удерживать в активном сознании лишь в течение определённого времени, по истечении которого он начнет исчезать, утрачивая фрагмент за фрагментом. С другой стороны, образ представления возникает не сразу, а по мере восприятия новых сторон и свойств предмета, новых временных связей; постепенно он дополняется, изменяется и «проясняется». По своей сущности неустойчивость как проявление непостоянства является отрицательным эквивалентом или выражением дефицита константности, свойственной перцептивному образу. Она хорошо знакома каждому по собственному опыту и заключается в «колебаниях» образа и текучести его компонентов.
-
Обобщенность
. Представленный объект, его образ, обладает определённой информационной ёмкостью, причём содержание (структура) образа представления схематизируется или свёртывается. Представление включает в себя элемент обобщения. В нём материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий. Новое объединяется со старым. Представление — результат всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Берёза как образ представления — итог всех прошлых восприятий берёз как непосредственно, так и на изображениях, и в воображении. Поэтому представление, обобщая конкретный предмет или явление, одновременно может служить обобщением и целого класса аналогичных предметов в силу того, что представляемый объект не воздействует непосредственно на органы чувств.
Ментальная репрезентация
Ментальная репрезентация
(
англ.
mental representation
) или
когнитивная репрезентация
(
англ.
cognitive representation
) — это актуальный умственный, или мысленный, образ того или иного объекта, события, явления
, а также идеи, знания, концепции. По сути, это понятие в какой-то мере аналогичен термину «представление» в его более узком, когнитивном смысле. Как указывают В. Демьянков и Е. Кубрякова, понятие «представление» используется в русском научном языке как эквивалент понятия «representation»
.
Ментальная репрезентация (ментальная образность вещей, которые на самом деле не присутствуют в чувствах
) в
современной философии
, особенно в таких областях
метафизики
, как
философия сознания
или
онтология
, является одним из преобладающих способов объяснения и описания природы идей и различных концепций.
Ментальные репрезентации (или мысленные образы) позволяют представлять вещи, которые человек до этого никогда не испытывал, а также те вещи, которых не существует в природе
. Например, человек может представить себя в том месте, где до этого никогда не был. Несмотря на то, что это либо никогда не происходило, либо невозможно в принципе, человеческий мозг способен создавать ментальные образы предметов, явлений или действий.
И хотя первоначальным и самым ярким будет именно визуальное представление, ментальные образы могут также включать в себя представления в любой из сенсорных модальностей, таких как слух, обоняние или вкус. Американский философ Стивен Косслин предположил, что с помощью визуализации объектов человек способен справляться с проблемами путём мысленного представления путей их решения
.
Подходы к пониманию ментальных репрезентаций
Вопрос о ментальных репрезентациях уходит корнями к работам первого поколения
когнитологов
. Именно тогда и вплоть до 1990-х гг. проблемы, касавшиеся определения репрезентаций и их роли в процессах мышления, были объявлены ключевыми как для
когнитивной психологии
, так и для
когнитивной лингвистики
, а само понятие репрезентации широко обсуждалось в зарубежной литературе, особенно в литературе, посвящённой исследованиям искусственного интеллекта. Это было обусловлено интересом когнитологов первого поколения к природе знания как такового и к сущности разнообразных мыслительных процессов, относящихся к его возникновению и его использованию, а также к когнитивным способностям, участвующим в этих процессах
.
В когнитивной психологии
Специалисты по искусственному интеллекту указывали на то, что знание и его репрезентация – это главные проблемы когнитивной науки, формулируемые здесь как вопросы о том, «какие структуры данных целесообразны для представления знаний» и «какие операции на этих когнитивных структурах необходимы для того, чтобы обеспечить разумное поведение человека»
.
Спустя почти десять лет в своей работе «Введение в когнитивную науку» канадский философ П. Тагард заметил, что «большинство когнитологов соглашаются с тем, что знание в разуме человека состоит из ментальных репрезентаций» и что «когнитивная наука утверждает: люди обладают ментальными процедурами, которые оперируют ментальными репрезентациями для осуществления мышления и действий»
. Он считал, что к основным типам конгнитивистских ментальных репрезентаций относятся: правила, концепты, аналогии, образы и так называемые «коннекционистские связи» (искусственные нейронные сети).
В когнитивную науку понятие репрезентации пришло из психологии, где оно, однако, использовалось в имело более узком смысле. Не соглашаясь с
Ж. Пиаже
, в работах которого термины «символизация» и «репрезентация» почти взаимозаменяемы, Э. Бейтс говорит о том, что «репрезентация» представляет собой «вызывание в памяти различных процедур действия для оперирования с объектом при отсутствии перцептивного подкрепления со стороны объекта». Несмотря на то, что главное для символической деятельности, как и для репрезентации – это «способность замещать», между символизацией и репрезентацией существуют важные различия. Так, репрезентация «статична» и создаёт «ментальные единицы», а символизация, предполагающая прежде всего единицы материальные, — выборочна, так как при ней выбираются некоторые части целого, которые должны «представлять» целое
.
В когнитивной лингвистике
В языкознании частое употребление термина «репрезентация» связывают с
Н. Хомским
. Он писал: «Начиная с 1950-х годов в генеративной грамматике фокус исследовательского внимания постепенно перемещался на языковое знание, которым обладает каждый отдельный носитель языка, а также на системы языкового знания, которыми обладают носители языка, – то есть, на видовую способность человека усваивать и использовать естественный язык». В этом понимании язык выступает в качестве естественного объекта, составной части человеческого разума, которая физически репрезентирована в мозгу человека и которая является одной из родовых биологических характеристик. В рамках данных положений лингвистика является разделом психологии индивида и когнитивных наук, а также занимается выявлением свойств центрального компонента человеческой природы, определяемого в рамках биологического окружения
.
По мнению Н. Хомского, каждое выражение — это внутренний объект, который состоит из двух наборов информации: фонетической и семантической. Эти наборы называются фонетической и семантической репрезентациями соответственно, однако нет никакого сходства между этими репрезентациями и характеристиками окружения.
Ментальная репрезентация и язык
Особая роль способности говорить и понимать услышанное как когнитивных способностей на протяжении длительного времени признаётся психологами, что, в свою очередь, является причиной глубокого научного и практического интереса к психологии речи. Так, например, ведущие американские психологи Джордж Миллер и Филипп Джонсон-Лэрда в работе «Язык и восприятие»
анализируют то, как в языке и в языковых значениях слов отражаются переработанные в психике человека итоги его познавательных процессов, результаты восприятия мира и т.п.
Учёным, подхватившим идею анализа языка через призму ментальных репрезентаций, стал Н. Хомский
. Он связал понятие «языковая способность» с интериоризованной системой ментальных репрезентаций как врождённого (записанного в биопрограмме человека) источника сведений о языке. По мнению Н. Хомского, овладение языком и органами речи аналогично становлению и развитию у ребёнка других его органов. Когнитивная способность речи создаёт необходимые предпосылки к говорению как «исполнению» языка. Если бы эта способность не была врождённой, нельзя было бы объяснить быстрого овладения системой языка на базе скудных данных, поступающих к ребёнку в первые годы его «когнитивного роста»
.
Критика старых подходов
На рубеже веков термин «ментальные репрезентации» стал всё реже использоваться в научных работах, так как прослеживалась неопределённость и конфликтность в понимании репрезентации. Основными причинами постепенного ухода от употребления этого термина можно назвать:
-
Конфликт между терминологическим и обыденным значениями, в которых термины «репрезентация» и «репрезентировать» употребляются в некоторых европейских языках (по большому счёту в английском и французском). Здесь выражение «X репрезентирует Y», помимо прочего, может означать, что:
-
X отражает не все свойства Y как своеобразного прообраза, а только некоторые, являясь обеднением прообраза Y;
-
X представляет собой Y (причём X является одним из видов (но не элементов — в отличие от предыдущего свойства) Y)
-
Само понятие «репрезентация» так и не получило общепринятого определения, хотя входило в определения большинства когнитивистских терминов
-
Появление новых научных теорий и концепций:
-
новые модели деятельности сознания (коннекционистские, или модели PDP (ПРП – параллельно распределённых процессов) при обработке данных)
;
-
развитие нейролингвистики и биолингвистики вызвали острую критику «репрезентационализма» извне и изнутри когнитивизма
.
Таким образом, из-за двоякого восприятия понятия «ментальные репрезентации» в зависимости от подхода к изучению данного термина, философы и когнитивисты до сих пор не смогли дать ему чёткого
определения
. Отдельные составляющие научных исследований и концепций иногда противоречат друг другу (к примеру, утверждение о том, что репрезентация и есть структура сознания как отражение объектов реального мира, явно контрастирует с определением ментальной репрезентации как способности мозга создавать образы не существующих предметов), что делает проблему изучения этого феномена актуальной по сей день.
Примечания
-
↑
С. Рубинштейн.
Память. Представления
// Основы общей психологии. — Питер, 2017. — С. 261.
-
Веккер Л.М.
[
Гл. 9, раздел "Признаки вторичного образа, или представления: неустойчивость, фрагментарность,
обобщенность"]
// Психика и реальность: единая теория психических процессов. — Москва: Смысл, 1998. — 685 с. —
ISBN 5-89357-041-3
.
-
от 19 августа 2018 на
Wayback Machine
. Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. — М.: ПЕР СЭ, 2002. — С. 115-142. — 480 с.
-
↑
Кубрякова Е. С. , Демьянков В. З.
от 8 августа 2018 на
Wayback Machine
– М.: Институт языкознания; Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, 2007. – № 4. – С.8.
-
Mckellar, P.
от 2 февраля 2020 на
Wayback Machine
Oxford, England: Basic Books, 1957
-
Kosslyn S., Thompson, W.L., Ganis G. The Case for Mental Imagery. —
Oxford University Press
, 2006.
-
Кубрякова Е. С. , Демьянков В. З.
от 8 августа 2018 на
Wayback Machine
– М.: Институт языкознания; Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, 2007. – № 4. – С.9.
-
Schank R., Kass A.
от 19 августа 2018 на
Wayback Machine
// Meaning and Mental Representation / Edit. by
U. Eco
, M. Santambrogio, P. Violi. — Bloomington:
Indiana University Press
, 1988. P.181–200.
-
Thagard P.
от 13 июля 2018 на
Wayback Machine
— Cambridgge (Mass.):
MIT Press
, 1996.
-
Бейтс Э. Интенции, конвенции и символы // Психолингвистика: Сб. ст. — М.:
Прогресс
, 1984. – С. 50–102.
-
Chomsky N.
от 19 августа 2018 на
Wayback Machine
Cambridge University Press
, 2002.
-
Miller G. A., Johnson-Laird M.
от 19 августа 2018 на
Wayback Machine
– Cambridge (Mass.):
Harvard University Press
; London:
Cambridge University Press
, 1974.
-
Chomsky N.
– New York:
Columbia University Press
, 1980.
-
Кубрякова Е. С. , Демьянков В. З.
от 8 августа 2018 на
Wayback Machine
– М.: Институт языкознания; Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, 2007. – № 4. – С.14.
-
Кубрякова Е. С., Демьянков В. З.
от 8 августа 2018 на
Wayback Machine
– М.: Институт языкознания; Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, 2007. – № 4. – С.11
-
Thagard P.
от 13 июля 2018 на
Wayback Machine
– Cambridgge (Mass.):
MIT Press
, 1996.
-
Кравченко А. В. Является ли язык репрезентационной системой? // Studia Linguistica Cognitiva. Вып. 1. Язык и познание: Методологические проблемы и перспективы. – М.: Гнозис, 2006. – С. 135–156.
Литература
-
на русском языке
-
Бейтс Э. Интенции, конвенции и символы // Психолингвистика: Сб. ст. – М.: Прогресс, 1984. – С. 50–102.
-
Дружинин Н. В. Когнитивная психология // Учебник для вузов— М.: ПЕР СЭ, 2002. - С. 115-142.
-
Кравченко А. В. Является ли язык репрезентационной системой? // Studia Linguistica Cognitiva. Вып. 1. Язык и познание: Методологические проблемы и перспективы. – М.: Гнозис, 2006. – С. 135–156.
-
Кубрякова Е. С. , Демьянков В. З. К проблеме ментальных репрезентаций // Вопросы когнитивной лингвистики. – М.: Институт языкознания; Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, 2007. – № 4. – С.8–16.
-
на других языках
-
Augusto, Luis M. (2013). 'Unconscious Representations 1: Belying the Traditional Model of Human Cognition.'
Axiomathes
23.4, 645-663.
-
Goldman, Alvin I (2014). '
.'
Current Controversies in Philosophy of Mind.
ed. Uriah Kriegel. New York, NY: Routledge, 91-108.
-
Henrich, J. & Boyd, R. (2002). Culture and cognition: Why cultural evolution does not require replication of representations.
Culture and Cognition, 2,
87–112.
от 10 июня 2012 на
Wayback Machine
-
Chomsky N. Rules and representations. – New York: Columbia University Press, 1980.
-
Chomsky N. On Nature and Language. Cambridge University Press, 2002.
-
Kind, Amy (2014). '
.'
Current Controversies in Philosophy of Mind.
ed. Uriah Kriegel. New York, NY:
Routledge
, 113-34.
-
Kosslyn S., Thompson, W.L., Ganis G. The Case for Mental Imagery. - Oxford University Press, 2006.
-
Kriegel, Uriah (2014). '
.'
Current Controversies in Philosophy of Mind.
ed. Uriah Kriegel. New York, NY:
Routledge
, 161-79.
-
Mckellar, P. Imagination and thinking: A psychological analysis. Oxford, England: Basic Books, 1957.
-
Miller G. A., Johnson-Laird M. Language and perception. – Cambridge (Mass.): Harvard University Press; London: Cambr. University Press, 1974.
-
Rupert, Robert D (2014). '
.'
Current Controversies in Philosophy of Mind.
ed. Uriah Kriegel. New York, NY:
Routledge
, 180-95.
-
Schank R., Kass A. Knowledge Representation in People and Machines // Meaning and Mental Representation / Edit. by Eco U., Santambrogio M., Violi P. – Bloomington: Indiana University Press, 1988. P.181–200.
-
Shapiro, Lawrence (2014). '
от 14 июля 2020 на
Wayback Machine
.'
Current Controversies in Philosophy of Mind.
ed. Uriah Kriegel. New York, NY: Routledge, 73-90.
-
Sternberg R. J. Cognitive Psychology - Cengage Learning, 2008.
-
Thagard P. Mind. Introduction to Cognitive Science. – Cambridgge (Mass.): MIT, 1996.