Interested Article - Пайман, Клаус

Клаус Пайман ( нем. Claus Peymann ; род. 7 июля 1937 ) — немецкий театральный режиссёр . С 1999 года — художественный руководитель театра « Берлинер ансамбль ».

Биография

Клаус Пайман начинал свою режиссёрскую карьеру в университетском театре в Гамбурге , с 1966 года работал во Франкфурте-на-Майне . В 1970 году вместе с Петером Штайном принял участие в создании театра «Шаубюне» в Западном Берлине . Вместе со Штайном поставил пьесу Б. Брехта «Мать», однако уже в 1971 году покинул «Шаубюне», не согласившись со штайновской концепцией «театра права голоса» (Mitbestimmungstheater), предполагавшей участие всех членов творческого коллектива и технического персонала в принятии решений, в том числе и по вопросам репертуарной политики .

После ухода из «Шаубюне» Пайман в течение нескольких лет был свободным режиссёром. С 1974 по 1979 год он занимал пост артистического директора в штутгартском «Шаушпиле», в 1979 году сменил Петера Цадека на посту интенданта бохумского «Шаушпильхауза». Здесь Паймен получил признание как один из ведущих режиссёров Западной Германии .

В 1986 году Пайман возглавил венский Бургтеатр . Театр с более чем 200-летней историей он переориентировал на современный репертуар, что у многих вызывало недовольство, особенно постановки острых пьес Томаса Бернхарда , в котором Пайман нашёл своего драматурга . Впервые он поставил пьесу Бернхарда — «Вечеринка для Бориса» ( нем. Ein Fest für Boris ) — ещё в 1970 году в Гамбурге и с тех пор не расставался с его драматургией, став первым интерпретатором многих его пьес. Бернхард посвятил режиссёру свою последнюю пьесу — «Клаус Пайман покупает себе брюки…» ( нем. Claus Peymann kauft sich eine Hose und geht mit mir essen ), которая идёт в настоящее время на сцене театра « Берлинер ансамбль » .

В Вене Пайман привлекал к работе в театре очень разных режиссёров, таких как Джорджо Стрелер , Петер Цадек, Георг Табори; вместе с тем у него постоянно возникали конфликты с актёрами, поскольку не все члены огромной, в 160 человек, труппы театра находили себе место в новом репертуаре . Но, сколько ни критиковали Паймана в годы его руководства Бургтеатром, задним числом этот период был признан успешным, и сам Пайман в 2012 году был включён в число почётных членов Бургтеатра .

В 1999 году Пайман покинул Вену, чтобы возглавить оказавшийся в кризисе «Берлинер ансамбль». Б. Брехта Пайман ставил значительно реже, чем Бернхарда, но по образу мыслей режиссёр, будораживший венскую публику не только своими постановками, но и своими скандальными интервью , в полной мере соответствовал театру Брехта. В одном из интервью 1988 года он говорил: «„ Трёхгрошовая опера “ наибольший восторг вызывала у буржуазии, против которой была направлена. Фашист , посмотрев пьесу Брехта или Лессинга , выходит из театра тем же фашистом. Я в полной мере сознаю это». И на вопрос журналиста: «Тем не менее вы настаиваете на том, чтобы театр стремился изменить людей?» — Пайман отвечал: «Я иначе не могу… Возможно, я глупец. Но это меня устраивает. Мне необходима иллюзия, будто то, что я делаю, способствует изменению общества в моральном отношении. В противном случае я должен был бы отказаться от моей профессии» .

Сохраняя верность брехтовским традициям театра, Пайман и здесь привлекает к сотрудничеству самых разных режиссёров, в том числе Петера Штайна и Роберта Уилсона ; несколько сцен «Берлинер ансамбль» открыты и для поисков молодых режиссёров .

Творчество

Избранные постановки

  • 1970 — «Вечеринка для Бориса» ( нем. Ein Fest für Boris ) Т. Бернхарда — Немецкий театр, Гамбург (первая постановка пьесы)
  • 1972 — «Невежда и сумасшедший» ( нем. Der Ignorant und der Wahnsinnige Т. Бернхарда — Зальцбургский фестиваль (первая постановка пьесы)
  • 1976 — «Минетти» ( нем. Minetti ) Т. Бернхарда — Штаатсшаушпиль, Штутгарт (первая постановка пьесы)
  • 1977 — «Фауст I» и «Фауст II» И. В. Гёте — Штаатсшаушпиль, Штутгарт
  • 1986 — «Риттер, Дене, Фосс» ( нем. Ritter, Dene, Voss ) Т. Бернхарда — Зальцбургский фестиваль (первая постановка пьесы)
  • 1985 — «Лицедей» ( нем. Der Theatermacher ) Т. Бернхарда — Зальцбургский фестиваль (первая постановка пьесы)
Шаушпильхауз, Бохум
  • 1980 — «Преобразователь мира» ( нем. Der Weltverbesserer ) Т. Бернхарда (первая постановка пьесы)
  • 1981 — «Натан Мудрый» Г. Э. Лессинга
  • 1982 — «Битва Германа» Г. Клейста
  • 1984 — «Внешность обманчива» ( нем. Der Schein trügt ) Т. Бернхарда (первая постановка пьесы)
Бургтеатр
Берлинер ансамбль

Примечания

  1. Pilz D. (нем.) . Berliner Zeitung (28 декабря 2012). Дата обращения: 11 января 2013. 21 января 2013 года.
  2. Repertoir . Berliner Ensamble (официальный сайт). Дата обращения: 10 января 2013. Архивировано из 20 января 2013 года.
  3. Müller André. (нем.) . Die Zeit (26 мая 1988). Дата обращения: 10 января 2013. 28 января 2013 года.
  4. . Berliner Ensamble (официальный сайт). Дата обращения: 10 января 2013. Архивировано из 28 января 2013 года.
Источник —

Same as Пайман, Клаус