Хантингтон, Сэмюэл Филлипс
- 1 year ago
- 0
- 0
Сэ́мюэл Фи́ллипс Ха́нтингтон ( англ. Samuel Phillips Huntington ; 18 апреля 1927 , Нью-Йорк , США — 24 декабря 2008 , Мартас-Винъярд , Массачусетс , США) — американский социолог и политолог , автор концепции этнокультурного разделения цивилизаций, обнародованной им в статье «Столкновение цивилизаций?» ( The Clash of Civilizations? ), опубликованной в 1993 году в журнале « Foreign Affairs », а затем в 1996 году в книге « Столкновение цивилизаций ».
Получил высшее образование в Йельском университете , в 1948 году — степень магистра в Чикагском университете , защитил докторскую диссертацию в Гарвардском университете , где и преподавал до конца жизни. В начале научной карьеры получил известность, прежде всего, как исследователь гражданского контроля над вооружёнными силами и теории модернизации. Основатель и главный редактор журнала Foreign Policy .
В 1973 году работал заместителем директора Центра международных отношений; в 1977—1978 годах — координатором отдела планирования в Совете национальной безопасности США ; в 1978—1989 годах — директором Центра международных отношений.
Показателем высокого авторитета Хантингтона среди американских политологов является избрание его в 1984—1985 годах вице-президентом, а в 1986—1987 годах — президентом Американской Ассоциации политических наук.
Хантингтон — автор многочисленных работ в области политической модернизации, международных отношений, теории демократии и иммиграции. Среди них следует выделить:
Большую известность получила созданная Хантингтоном концепция « столкновения цивилизаций », описывающая динамику современных международных отношений сквозь призму конфликтов на цивилизационной основе. По его мнению, единственное реальное различие, оставшееся между народами после завершения холодной войны , — культурная принадлежность . Хантингтон высказал мнение о неизбежности в недалёком будущем противостояния между исламским и западным мирами, которое будет напоминать советско-американское противоборство во времена холодной войны. Эти его построения приобрели особую популярность на Западе после трагических событий 11 сентября 2001 г.
Другая известная теоретическая разработка Хантингтона — концепция «волн демократизации ».
Доктор политических наук В. С. Малахов называет статью «Столкновение цивилизаций?» «гротескным примером риторики идентичности, систематически продуцируемой культурцентризмом». Малахов пишет, что Хантингтон не учитывает социально-экономический фактор, пытаясь свести всё к «культурным различиям», и упрощает политическую картину мира, деля его на «добрую» (западную) и «злую» (не-западную, прежде всего исламскую) половины. В концепцию Хантигтона при этом не укладывается противостояние между Ираком и Ираном или между Египтом и Сирией (как мусульманские страны они должны по Хантингтону демонстрировать единство). Успех концепции Хантингтона, согласно Малахову, объясняется тем, что она возвращает Западу идентичность .
По данным этнолога В. А. Шнирельмана , цивилизационная теория Хантингтона не поддерживается и опровергается в западной академической литературе, хотя распространена в общественном дискурсе [ уточнить ] .